Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:20, реферат
УЧР - это целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей. Проводят различие между жестким и гибким подходами к УЧР.
Характеристики
системы УЧР
Обобщение взглядов и мнений различных авторов помогает составить консолидированный список отличительных характеристик системы УЧР, выступающей в качестве новой парадигмы управления людьми. Ниже приводится список основных характеристик:
УЧР подчеркивает важность формирования приверженности миссии и ценностям компании, т.е. эта модель «ориентирована на приверженность»;
УЧР основывается на осознании необходимости стратегического соответствия - интегрирования кадровой и организационной стратегии;
эта деятельность стимулируется высшим руководством;
внедрение системы УЧР и ответственность за результаты возлагается на линейных руководителей;
УЧР вносит измеримый вклад в формирование и удержание конкурентного преимущества и фокусируется на создании дополнительной ценности, особенно для акционеров;
УЧР представляет собой всеобъемлющий и целостный подход к реализации взаимно поддерживающих принципов и методов формирования кадровой политики, т.е. разработку целостной системы политики и практики в области человеческих ресурсов;
особое внимание уделяется формированию культуры и ценностей компании;
УЧР ориентировано на результат, подчеркивает необходимость постоянного движения вперед, чтобы компания всегда была готова к решению новых задач;
трудовые отношения ориентируются скорее на индивидуальных работников, чем на коллектив в целом;
организация процессов основана на принципах органичности и децентрализации с введением гибких ролей, концентрации на процессе (т.е. способах функционирования, особенно тех, которые выходят за традиционные организационные рамки) и имеет более высокий уровень командной работы, построенной на принципах гибкости;
особое значение приобретают качественное обслуживание потребителей и достижение высокого уровня потребительской удовлетворенности;
дифференцированная система вознаграждения на основе результатов труда, компетентности, личного вклада или квалификации.
Из
всех вышеперечисленных характеристик
приоритетными являются первые две - формирование
приверженности идостижение стратегического
соответствия.
Ограничения
и противоречия модели
УЧР
На первый взгляд УЧР предлагает значительные выгоды, во всяком случае для менеджеров. Однако целый ряд теоретиков и один из практиков - Алан Фаулер обозначили несколько ограничений, которые в обобщенном виде приводятся ниже:
• УЧР пока не хватает потенциала, чтобы стать разделяемой всеми теорией или альтернативой в виде улучшенной версии модели управления персоналом;
• УЧР, по словам Геста, представляет собой «оптимистическую, но сомнительную концепцию, где все построено на обещаниях и ожиданиях»;
• если даже УЧР и существует как отдельный процесс, в чем многие сомневаются, он полон противоречий, поддается манипуляциям и, по заключению Кардифской школы абсолютно неверен;
•
«обещанные цели» УЧР в лучшем
случае необоснованы, а вхудшем –
невыполнимы.
Легге полагает, что концепция УЧР содержит следующие внутренние противоречия:
• дополнительность и последовательность политики «взаимности», направленной на формирование приверженности, гибкости, качества и т.д.;
• проблемы, связанные с приверженностью, выраженные в вопросе Геста: «Приверженность чему?»;
• концепция УЧР явно разрывается между проповедуемыми ею принципами индивидуализма (фокус на индивидууме) и коллективизма (командная работа и т.д.);
•
существует потенциальное противоречие
между развитием сильной корпоративной
культуры и способностью работников реагировать
гибко и адаптивно.
Основные
функции системы УЧР
Ниже
приводятся основные функции системы
УЧР, выполняемые как линейными менеджерами,
так и специалистами по ЧР.
Организация
«Организационный дизайн» - это процесс развития организации, которая обеспечивает выполнение всех требуемых функций, комбинируя их таким образом, чтобы способствовать интеграции и кооперации, и организации, которая гибко реагирует на изменения и способствует развитию эффективных процессов коммуникации и принятия решений.
Планирование труда - это решения по конкретным должностям, рабочим обязанностям и полномочиям, а также отношениям между работником в данной должности и остальными сотрудниками.
Организационное
развитие - это процесс стимулирования,
планирования и реализации программ, направленных
на повышение уровня эффективности функционирования
организации и способности гибкого реагирования
на изменения.
Трудовые отношения
Улучшение
качества трудовых отношений посредством
формирования обстановки доверия, развитие
позитивного психологического климата.
Обеспечение ресурсами
Планирование человеческих ресурсов - планирование будущей потребности в человеческих ресурсах с точки зрения количества, квалификации и компетентности, формулирование и выполнение планов по удовлетворению этих потребностей.
Наем
и отбор - привлечение нужного
количества людей, соответствующих требованиям
компании.
Управление эффективностью труда
Достижение
максимальных результатов работы компании,
команд и индивидуальных работников путем
управления эффективностью и проведения
аттестаций в рамках согласованных целей
и требований к компетентности; оценка
эффективности и повышение уровня производительности;
определение и удовлетворение потребностей
в обучении и развитии.
Развитие человеческих ресурсов
Обучение на организационном и индивидуальном уровнях – систематическое развитие бизнеса по принципу обучающейся организации; предоставление возможностей для обучения работников и развития их способностей, для карьерного роста и повышения статуса работника на рынке труда.
Развитие управленческих кадров - предоставление менеджерам возможности для обучения и развитие их способности вносить существенный вклад в достижение целей компании.
Управление
карьерным ростом
- планирование и развитие карьеры людей,
обладающих необходимым потенциалом.
Управление системами вознаграждения
Системы оплаты труда - развитие структур и систем оплаты труда на основе равенства, справедливости и прозрачности.
Оплата личного вклада - вознаграждение на основе затраченных усилий, полученных результатов, уровня компетентности и умений.
Вознаграждение
нефинансового характера
– вознаграждение работников нефинансовыми
методами, такими, как признание, повышение
степени ответственности и предоставление
возможностей для достижения более высоких
трудовых показателей, а также для профессионального
и личностного роста.
Система взаимоотношений
Внутриотраслевые отношения - управление формальными и неформальными отношениями с профессиональными союзами и их членами и поддержание этих отношений.
Вовлеченность и активность сотрудников – предоставление работникам возможности высказывать свое мнение, обеспечение их информацией и консультирование их по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Коммуникации
- генерирование и передача информации,
представляющей интерес для сотрудников.
Основные
требования к системе
УЧР
Вышеперечисленные виды деятельности должны ориентироваться и согласовываться с ключевыми требованиями к системе УЧР:
• поддержка реализации общих стратегий и целей;
• создание дополнительной ценности на основе всех видов деятельности в области ЧР;
• создание базы программ по изменению культуры;
• высвобождение и развитие внутреннего потенциала людей;
• развитие процессов, максимизирующих личный вклад людей в развитие организации;
• помощь перспективным сотрудникам в получении организационных и управленческих ориентиров на раннем этапе их карьерного роста;
•
внедрение принципов
• разработка и внедрение систем, обеспечивающих доступ к необходимому опыту, и управление ими;
• предоставление условий для приобретения конкретных умений и навыков;
• наем, развитие и обучение людей с нужной комбинацией специализированных знаний и широких умений и установок, необходимых для гибкого реагирования на быстро меняющиеся требования современного бизнеса;
• управление работниками с разными послужными списками, карьерными устремлениями и внутренними принципами;
•
управление коллективными и
осуществления изменений;
разработка и внедрение систем вознаграждения и повышения эффективности труда, развивающих и мотивирующих людей, как на индивидуальном, так и на групповом уровне, к достижению целей компании с учетом общих приоритетов, а также управление этими системами;
поддержание и улучшение материального и морального благополучия
рабочей силы путем обеспечения качественных условий
труда, не угрожающих здоровью и безопасности работников.