Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать оценку основным угрозам экономической безопасности Республики Беларусь и основным направлениям ее обеспечения.
Задачи определены содержанием курсовой работы:
1) проанализировать понятие экономической безопасности;
2) рассмотреть основные угрозы экономике нашей страны;
3)определить приоритетные направления обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СФЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие экономической безопасности ……………………………………...4
1.2 Производственная и продовольственная сфера ……………………………5
1.3 Внешнеэкономическая сфера ………………………………………………6
1.4 Финансовая и социальная сфера …………………………………………..13
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Внутренние угрозы экономической безопасности ………………………..15
2.1.1 Угрозы экономической безопасности в производственной и продовольственной сферах ………………………………………………..18
2.1.2 Угрозы инфраструктурной безопасности ………………………….21
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности …………………………...22
2.3 Факторы, создающие угрозы экономической безопасности Республики Беларусь ………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….30

Работа содержит 1 файл

Угрозы экономической безопасности.docx

— 67.23 Кб (Скачать)

Кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности в производственной сфере, которые  непосредственно влияют на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут  в себе собственно производственной составляющей, но также оказывают  значительное (а иногда и определяющее) влияние на безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанести ему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся  негативные процессы и действия в  топливно-энергетической, политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства, криминализация экономики и др.

Указанные угрозы в равной степени могут оказывать значительное влияние не только на производственную, но и на все остальные сферы реализации экономической безопасности. Особенностью современного этапа реализации жизненно важных интересов республики в сфере продовольственной безопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего, внутренние угрозы и экономические факторы. Наиболее серьезными из них являются:

  • технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;
  • высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;
  • несовершенство земельных отношений и искусственное торможение земельной реформы;
  • устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофически растут потери, и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;
  • значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;
  • резкое увеличение предложения на внутреннем рынке импортных продуктов питания, которые зачастую попадают в республику полулегальным способом и их качество не всегда может быть проконтролировано соответствующими структурами;
  • устойчивая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных земель, особенно сенокосов и пастбищ, в результате их отводов для строительства промышленных и иных объектов, а также резкого сокращения объемов мелиоративных и культурно-технологических работ, что в сочетании с увеличением площадей, заросших кустарником, и заболоченных ранее используемых земель привело к общему сокращению сельскохозяйственных угодий. Долговременное отрицательное влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земель оказывают также последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи. [7, c.4-6]

Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасности республики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической  безопасности (производственной, финансовой, внешнеэкономической, социальной, топливно-энергетической и др.) Например, негативные тенденции  в финансовой сфере непосредственно  влияют на состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотных средств, неплатежах, невозможности  получать кредиты на требуемых условиях и т.д. Ежегодные "вливания" финансовых средств в сельскохозяйственное производство во время посевной и уборочной страды в принципе не изменяет ситуации. То же можно сказать и по другим составляющим экономической безопасности.

Современная политика в сфере  продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основных условий  ее обеспечения является создание предпосылок  для развития хозяйственных структур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательской  инициативы, не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранив объекты с промышленными  технологиями. [6, c.16]

 

2.1.2 Угрозы инфраструктурной  безопасности

 

Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают следующее:

  • изношенность и технологическую отсталость материально-технической базы инфраструктурного комплекса;
  • запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;
  • структурная деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;
  • высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;
  • вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образований нерезидентами.

Кроме того, важными составляющими  угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние  финансовой системы, и отсутствие рычагов  и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и  ряд других угроз. [15, c.54]

 

2.2 Внешние угрозы  экономической безопасности

 

К внешним угрозам для  Беларуси относится:

1) изоляция на международном  финансово-экономическом пространстве;

2) потеря традиционных  рынков сбыта;

3) дискриминационные меры  зарубежных стран или их сообществ  во внешнеэкономических отношениях;

4) неразвитость инфраструктуры  экспортно-импортных операций;

5) зависимость от импорта  многих видов продукции, сырья  и т.д.        [15, c.42]

Наиболее актуальны 1 и 3 пункты. Экономика Беларуси переживает не лучшие времена. Еще больше усугубили её состояние натянутые отношения  с Европейским Союзом и США.

В начале февраля Вашингтон объявил о введении экономических санкций в отношении Минска. Американские санкции затронули предприятия, входящие в концерн «Белнефтехим». О введении санкций белорусскую сторону уведомил Минфин США.

Впервые экономические санкции  в отношении концерна «Белнефтехим» были введены еще в ноябре 2007 года. Тогда Вашингтон, реагируя на нежелание официального Минска освобождать политзаключенных, заблокировал все банковские счета «Белнефтехима», находящиеся под юрисдикцией США.

В сентябре 2008 года Вашингтон  приостановил действие санкций в  отношении предприятий «Белнефтехима». Поводом для этого стали «позитивные шаги» со стороны Минска.

Потепление отношений  с Западом, наблюдавшееся в 2008-2010 гг., давало Вашингтону основания пролонгировать мораторий на санкции. Последний  раз мораторий на санкции в  отношении ОАО «Лакокраска» и  ОАО «Полоцк-Стекловолокно» был  продлен в конце ноября 2010 года.

Действовать мораторий должен был до 31 мая 2011 года. Но Министерство финансов досрочно отозвало решение, которое  позволяло предприятиям «Белнефтехима» работать с американскими контрагентами. Санкции Вашингтона в отношении белорусских предприятий начали действовать 11 февраля.

Объективные факторы свидетельствуют о том, что последствия от американских санкций для белорусской стороны будут достаточно серьезными. Американский рынок, как показывает опыт, достаточно перспективен для концерна «Белнефтехим», и санкции тут явно некстати.

В хронологическом порядке  события развивались таким образом. Объем поставок «Белнефтехима» на американский рынок в 2005 году — 152,6 млн. долларов, в 2006-м — 383,3 млн. долларов, в 2007-м — 300,6 млн. долларов, в 2008-м — 97,2 млн. долларов, 2009-м — 9,98 млн. долларов.

Таким образом, очевидно, что  американские санкции лишили Беларусь выручки на сотни миллионов долларов. А с учетом того, что «Белнефтехим» выступал главным экспортером белорусской продукции в США, то можно констатировать и другое: санкции в отношении концерна привели к заметному снижению белорусского экспорта в эту страну в целом.

Возможные экономические  санкции со стороны Европейского союза лишь нагнетают обстановку. Много слов о необходимости ввода  санкций было сказано на самом  высоком уровне, но до дела пока не доходит. [18]

 

2.3 Факторы, создающие  угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

 

В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:

  1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
  2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
  3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
  4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
  5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.
  6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.
  7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
  8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

 

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления  обеспечения экономической безопасности:

  1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.
  2. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства.
  3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и др.).
  4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами.
  5. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов.
  6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг.
  7. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения.
  8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
  9. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
  10. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию.
  11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
  12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования национальной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единой политикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства.
  13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО). [17]

 

Заключение

Обеспечение экономической  безопасности — это гарантия независимости  страны, условие стабильности общества, путь к достижению успеха. Поэтому  ее обеспечение — один из национальных приоритетов нашей страны.

Положение Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния  объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической  составляющей. Республика Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. Можно определить приоритетные направления развития политики в Республике относительно экономической безопасности: разработка проблемы национальной экономической безопасности, поиск наиболее уязвимых мест в экономике, которые представляют угрозу для устойчивого развития республики в целом, а так же интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Построение прочной системы  экономической безопасности – долгосрочный процесс, который проходит в несколько  этапов:

1)выделение, формирование  множества национальных экономических  целей и приоритетов;

2)разработка системных  показателей экономической безопасности  государства для мониторинга  и использования в управленческом  процессе;

3) проведение оценки состояния  национальной экономической безопасности;

4)разработка методов реализации  государственной политики в сфере  экономической безопасности страны  и их актуализация.

На каждом этапе в расчет берутся факторы, угрожающие стабильному  функционированию экономической безопасности. Это внутренние угрозы:

  • отсутствие механизма совершенствования отраслевой структуры в направлении роста эффективности и конкурентоспособности производства;
  • высокий уровень монополизации экономики;
  • достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;
  • низкая инвестиционная активность и т.д.

При построении системы экономической  безопасности в расчет берутся и  внешние угрозы:

1) изоляция на международном  финансово-экономическом пространстве;

2) потеря традиционных  рынков сбыта;

3) дискриминационные меры  зарубежных стран или их сообществ  во внешнеэкономических отношениях;

4) неразвитость инфраструктуры  экспортно-импортных операций;

Информация о работе Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь