Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель данной работы - дать оценку основным угрозам экономической безопасности Республики Беларусь и основным направлениям ее обеспечения.
Задачи определены содержанием курсовой работы:
1) проанализировать понятие экономической безопасности;
2) рассмотреть основные угрозы экономике нашей страны;
3)определить приоритетные направления обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СФЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие экономической безопасности ……………………………………...4
1.2 Производственная и продовольственная сфера ……………………………5
1.3 Внешнеэкономическая сфера ………………………………………………6
1.4 Финансовая и социальная сфера …………………………………………..13
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Внутренние угрозы экономической безопасности ………………………..15
2.1.1 Угрозы экономической безопасности в производственной и продовольственной сферах ………………………………………………..18
2.1.2 Угрозы инфраструктурной безопасности ………………………….21
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности …………………………...22
2.3 Факторы, создающие угрозы экономической безопасности Республики Беларусь ………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….30
В целом, обеспечение экономической безопасности должно стать основным приоритетом государственной политики Республики Беларусь. Государство должно создать в стране такие условия хозяйствования, которые способствовали бы развитию предпринимательской инициативы, повышению инвестиционной активности; создать такую атмосферу, чтобы субъекты хозяйствования всех форм собственности могли бы эффективно осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Это может дать свой результат в обеспечении экономической безопасности. Для этого нужно провести изменения, прежде всего, в налоговой, валютно-кредитной, банковской системе. [13, c.45]
Переход к открытой экономике не может быть одномоментным и означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической сфере. Ряд государств и международных организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экспортеров.
С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности.
Во-первых, с учетом наших
экономических и оборонных
Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.
В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов. [8, c. 23-24]
Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.
Высокий уровень внешней
задолженности ставит под сомнение
наличие у республики возможности
проводить вполне самостоятельную
внешнюю, в частности
Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.
Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз. [14, c.121]
Таким образом, структура
национальных внешнеэкономических
интересов и угроз представляет
многомерное поле, в котором взаимодействуют
все отечественные субъекты внешнеэкономических
связей с их зарубежными партнерами.
Поэтому наиболее актуальной задачей
обеспечения
Если в сфере
1.4 Финансовая и социальная сфера
Финансовая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности.
Сущностное содержание понятия "финансовая безопасность" достаточно многогранно: оно затрагивает практически все аспекты функционирования экономики страны как на макро -, так и на микро - уровне, так как связана с обеспечением стабильного функционирования системы экономических отношений.
Под финансовой безопасностью в масштабах государства следует понимать такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений, как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.
Обеспечение финансовой безопасности
в государствах с рыночной организацией
хозяйства осуществляется через
реализацию бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики, а также
через политику в области валютного
регулирования, которые в совокупности
определяют состояние в финансовой
сфере и условия
Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности. [16, c.17]
Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность. Хотя ряд авторов относят ее к гуманитарной сфере, она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек.
Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.
Социальная сфера является
одним из ключевых элементов не только
экономической безопасности, но и
всей системы национальной безопасности.
В ней реализуются интересы личности,
общества, семьи, а также классов,
социальных групп, государства. Именно
здесь проверяется прочность
и гармоничность всего
2.1 Внутренние
угрозы экономической
Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь - реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти). [2, c. 18-21]
Внутренними угрозами, применительно к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности реализации экономических интересов могут оказывать негативное влияние:
Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы управления экономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требует большого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных аппаратах управления. Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Медленное движение информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, может затрагивать все основные жизненные интересы государства в экономической сфере, так как принятие оптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположному результату.
Для устранения такой угрозы
необходимо создать автоматизированную
систему государственного оперативного
управления экономической безопасностью
на основе модели устойчивого социально-
2.1.1 Угрозы экономической безопасности в производственной и продовольственной сферах
Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:
Информация о работе Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь