Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать оценку основным угрозам экономической безопасности Республики Беларусь и основным направлениям ее обеспечения.
Задачи определены содержанием курсовой работы:
1) проанализировать понятие экономической безопасности;
2) рассмотреть основные угрозы экономике нашей страны;
3)определить приоритетные направления обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СФЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие экономической безопасности ……………………………………...4
1.2 Производственная и продовольственная сфера ……………………………5
1.3 Внешнеэкономическая сфера ………………………………………………6
1.4 Финансовая и социальная сфера …………………………………………..13
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Внутренние угрозы экономической безопасности ………………………..15
2.1.1 Угрозы экономической безопасности в производственной и продовольственной сферах ………………………………………………..18
2.1.2 Угрозы инфраструктурной безопасности ………………………….21
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности …………………………...22
2.3 Факторы, создающие угрозы экономической безопасности Республики Беларусь ………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….30

Работа содержит 1 файл

Угрозы экономической безопасности.docx

— 67.23 Кб (Скачать)

        В целом, обеспечение экономической безопасности должно стать основным приоритетом государственной политики Республики Беларусь. Государство должно создать в стране такие условия хозяйствования, которые способствовали бы развитию предпринимательской инициативы, повышению инвестиционной активности; создать такую атмосферу, чтобы субъекты хозяйствования всех форм собственности могли бы эффективно осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Это может дать свой результат в обеспечении экономической безопасности. Для этого нужно провести изменения, прежде всего, в налоговой, валютно-кредитной, банковской системе. [13, c.45]

Переход к открытой экономике  не может быть одномоментным и  означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической  сфере. Ряд государств и международных  организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно  развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный  механизм защиты внутреннего рынка  и поддержки национальных экспортеров.

С точки зрения экономической  безопасности необходимо рассматривать  и вопрос о привлечении иностранных  инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического  падения капиталовложений иностранные  инвестиции могли бы послужить катализатором  подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному  увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты  экономической безопасности.

Во-первых, с учетом наших  экономических и оборонных интересов  следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или  сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения  иностранных инвестиций должен содействовать  реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для  скупки ими за бесценок тех или  иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных  финансовых ресурсов.    [8, c. 23-24]

Одной из наиболее сложных  внешнеэкономических проблем, порождающих  серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

Высокий уровень внешней  задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности  проводить вполне самостоятельную  внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для облегчения проблемы задолженности  нужно предпринять шаги, которые  позволили бы не только уменьшить  сумму самой задолженности, но также  реально ограничить получение новых  займов и кредитов. На получение  новых кредитов и займов можно  идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

Для защиты коренных интересов  республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия  на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз. [14, c.121]

Таким образом, структура  национальных внешнеэкономических  интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических  связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей  обеспечения внешнеэкономической  безопасности Беларуси является поиск  оптимального соотношения между  открытостью экономики и защитой  национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени  открытости, разумных способов адаптации  национальной экономики к жестким  конкурентным условиям, нормам и требованиям  мирового рынка, участию государственных  структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и  страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в  систему международного разделения труда. [9, c. 38]

Если в сфере внешнеэкономической  безопасности преобладающее значение имеют внешние факторы и угрозы, то для финансовой безопасности республики главными являются внутренние угрозы.

 

 

 

 

1.4 Финансовая  и социальная сфера

 

Финансовая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности.

Сущностное содержание понятия "финансовая безопасность" достаточно многогранно: оно затрагивает практически  все аспекты функционирования экономики  страны как на макро -, так и на микро - уровне, так как связана с обеспечением стабильного функционирования системы экономических отношений.

Под финансовой безопасностью в масштабах государства следует понимать такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений, как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через  реализацию бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной политики, а также  через политику в области валютного  регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.

Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной  деятельности, контроля со стороны  государственных, в том числе  и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость  четкого определения функций  и компетенции каждого из субъектов  обеспечения финансовой безопасности. [16, c.17]

Важнейшей составляющей экономической  безопасности является социальная безопасность. Хотя ряд авторов относят ее к гуманитарной сфере, она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек.

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких  угроз зависит от проводимой в  государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и  всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность  и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность  и бесконфликтность отношений между  личностью и государством, личностью  и предприятием. [12, c.84]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внутренние и внешние угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

 

2.1 Внутренние  угрозы экономической безопасности

Угрозы экономической  безопасности Республики Беларусь - реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.

Внутренними угрозами экономической  безопасности могут быть как объективные  процессы в сфере экономики, так  и целенаправленная деятельность разнообразных  социальных субъектов (международных  политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных  граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так  и политические (получение власти). [2, c. 18-21]

Внутренними угрозами, применительно  к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и  деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности  реализации экономических интересов  могут оказывать негативное влияние:

  • отсутствие механизма совершенствования отраслевой структуры в направлении роста эффективности и конкурентоспособности производства;
  • отсталость технологической базы большинства отраслей, высокая энергоемкость и материалоемкость, низкое качество продукции и высокие издержки производства;
  • высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;
  • достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;
  • низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;
  • изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
  • недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
  • низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;
  • отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;
  • ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
  • усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения;
  • криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в экономическую сферу;
  • неэффективность экономических институтов регулирования отношений, приводящая вместе с несовершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализации экономики и коррупции в области управления экономикой;
  • отсутствие адекватного целям экономических преобразований законодательства и судебной системы, задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики;
  • неадекватность механизмов формирования экономической политики целям и интересам (несогласованность действий экономических ведомств), которая может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей;
  • несовершенство системы управления. [17]

Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз  экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным  процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы  управления экономикой, при которой  процесс принятия решений чрезвычайно  длительный и требует большого времени  для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных  аппаратах управления. Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Медленное движение информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, может затрагивать все основные жизненные интересы государства в экономической сфере, так как принятие оптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположному результату.

Для устранения такой угрозы необходимо создать автоматизированную систему государственного оперативного управления экономической безопасностью  на основе модели устойчивого социально-экономического развития Беларуси, как основной части  системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Такая  автоматизированная система создаст единую информационную сеть для Президента Республики Беларусь и основных государственных органов управления: Администрации Президента, Правительства - Совета Министров, Совета Безопасности, министерств, государственных комитетов, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь с циркулированием минимального объема информации, необходимого для принятия оперативных управленческих решений государственными органами, во много раз меньшего, чем собирается Минстатом для оптимального планирования и управления на год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. [9, c.46]

 

2.1.1 Угрозы экономической безопасности в производственной и продовольственной сферах

 

Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в  производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как  внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:

  • процесс снижения технологического уровня производственной сферы;
  • сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго- и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов;
  • постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже на внутренних рынках;
  • износ основных производственных фондов, которые в настоящее время находятся на грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;
  • высокий уровень бартерных сделок, который вызван кризисом неплатежей и хроническим дефицитом оборотных средств производственных предприятий;
  • высокий уровень монополизации в производственной сфере, отсутствие сбалансированного механизма регулирования государством деятельности производственных монополий, что провоцирует их на увеличение издержек, снижение качества и объемов производимой продукции, а также рост цен на нее;
  • нарастание разрушительных тенденций в сложившейся производственной структуре экономической системы при медленном формировании рыночной структуры, в результате чего утрачивается часть национального богатства страны;
  • потеря значительной части традиционных рынков сбыта машиностроительной и других видов продукции производственного сектора экономики республики;
  • вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническими структурами;
  • дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта;
  • снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность

Информация о работе Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь