Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:20, реферат
Данный реферат посвящен положению трудового потенциала и социально-экономического развития Алтайского края, в работе использованы статистические данные за 2001 – 2005 года.
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1. Социально-трудовая сфера Алтайского края 4
2.2. Состояние социально-трудовой сферы Алтайского края
за период с 2001 по 2005 года 6
2.3. Стратегия социально-экономического развития
Алтайского края на период до 2010 года. 12
Примечание 14
3. Заключение 15
4. Список литературы 16
университет
им. И.И. Ползунова
Барнаул, 2005.
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1. Социально-трудовая сфера Алтайского края 4
2.2. Состояние
социально-трудовой сферы
за период с 2001 по 2005 года 6
3. Заключение 15
4. Список литературы 16
Данный реферат посвящен положению трудового потенциала и социально-экономического развития Алтайского края, в работе использованы статистические данные за 2001 – 2005 года.
Переход от многолетней плановой экономики к рыночным условиям поставил нашу страну перед необходимостью социально-экономических и политических преобразований. Динамичные экономические и социальные процессы реформирования общественного устройства, радикальные шаги по формированию рыночных основ хозяйствования, к сожалению, приводят не только к положительным результатам, но и влекут за собой много проблем как в масштабах страны, так и на уровне отдельных ее субъектов.
Как это ни печально, но Алтайский край сейчас находится на одном из последних мест по уровню экономического развития среди субъектов РФ. И это вполне закономерный итог многих неблагоприятных условий. Среди причин депрессивности края можно выделить как объективные, не зависящие от воли правящих кругов (особые климатические условия, дальность от центра), так и те, которые явились результатом политико-экономических ошибок (насильственное размещение ВПК и последующая конверсия, запущение сельского хозяйства, недостаточное финансирование потенциально выгодных производств).
Эти и другие факторы втянули Алтайский край в глубокий экономический кризис, выход из которого, безусловно, возможен при грамотном подходе к делу. Решение этой задачи, очевидно, ляжет на плечи следующих поколений, среди которых, будем надеяться, найдутся светлые отважные умы.
2. Основная часть.
2.1. Социально-трудовая сфера Алтайского края.
Работники – это не просто абстрактные факторы производства. Это люди, у которых помимо задачи обеспечить экономику трудовыми ресурсами, есть семьи, желания и потребности. Именно по этой причине государство и общество беспокоится о качестве и количестве рабочих мест, из-за нее уровень безработицы является центральной социальной и экономической проблемой, а рынок труда – постоянным источником дискуссий, социальных конфликтов и политических волнений. В нашем веке наблюдаются решительные сражения между трудом и капиталом по поводу ставок зарплаты, условий труда и права образовывать союзы. Сегодня женщины и меньшинства борются за свое право на хорошую работу и равную с остальными оплату труда.
В 1992 году администрацией края образован комитет по труду как самостоятельное структурное подразделение (орган исполнительной власти) с правом юридического лица. Администрацией края определены его полномочия по основным направлениям деятельности. Комитет проводит в крае государственную политику и осуществляет государственное управление процессами в социально-трудовой сфере, а также координирует в этой области деятельность других структурных подразделений администрации края и органов местного самоуправления.
Основная цель в работе Комитета - организация эффективного функционирования системы управления социально-трудовой сферой края. Исходя из цели, главными задачами Комитета являются:
1) обеспечение в крае реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений;
2)
формирование региональной
3)
практическая реализация мер,
направленных на повышение
В составе комитета функционируют: отдел развития социального партнерства и разрешения коллективных трудовых споров; отдел оплаты труда и развития кадрового потенциала; отдел государственного управления охраной труда и экспертизы условий труда.
Отдел развития социального партнерства и разрешения коллективных трудовых споров осуществляет:
-
разработку основных
- взаимодействие с краевыми объединениями работодателей и профсоюзов, вносит предложения работодателям по присоединению к краевому (региональному) Соглашению;
- анализ процессов в области коллективных трудовых споров, содействие их предотвращению. Организует работу краевой службы по урегулированию коллективных трудовых споров, ведет подбор и организует работу посредников и трудовых арбитров;
-
организацию работы по
Отдел оплаты труда и развития кадрового потенциала осуществляет:
-
разработку предложений по
-
согласование трудовых
-
участие в осуществлении
-
контроль за предоставлением
государственных гарантий по
оплате труда во всех
- разработку и представление в администрацию края прогноза развития трудовых ресурсов и кадрового потенциала края;
-
организацию проведения
- меры по содействию развитию персонала на производстве;
- контроль качества подготовки и содействие трудоустройству слушателей государственной программы подготовки управленческих кадров и др.
Отдел государственного управления охраной труда и экспертизы условий труда:
-
осуществляет государственное
-
выдает разрешения учебным
-
организует работу по
-
осуществляет контроль за
2.2. Состояние социально-трудовой сферы Алтайского края за период с 2001 по 2005 года.
Чтобы дать оценку положению социально-трудовой сферы, обратимся к официальной статистике за последние пять лет.
Начнем
по порядку:
2001 год.
По оценке экспертов, численность экономически активного населения к концу декабря 2001 года составила 1224 тыс. человек (46 % общей численности населения края). В их числе 1077 тыс. человек (88 %), включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, заняты в экономике.
К концу декабря 2001 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 34,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 28,6 тыс. человек имели статус безработного, что на 25 % больше, чем на аналогичную дату 2000 года.
По-прежнему остро стоит проблема трудоустройства женщин, которые составляют 75 % безработных. Среди безработных 35 % - молодежь в возрасте 16-29 лет. В сельской местности проживает 53 % безработных.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам края, составила 1865 рублей (без выплат социального характера). По сравнению с 2000 годом она увеличилась на 39 %. Размер реальной средней заработной платы (начисленной) увеличился на 12 %.
По
данным организаций, сообщивших сведения
о задолженности по заработной плате по
состоянию на 1 января 2002 года, суммарная
задолженность составила 774,4 млн. рублей
и уменьшилась по сравнению с 1 октября
2001 года на 107,2 млн. рублей, или на 12 процентов.
В отраслях производственной сферы сумма
задолженности уменьшилась на 68,6 млн.
рублей, в непроизводственных отраслях
- на 38,6 млн. рублей.
2003 год.
По сравнению с 2002 годом численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 11%. Одним из факторов роста регистрируемой безработицы в 2003 году явилось принятие от 10.01.2003г. Федерального закона "О занятости населения", устанавливающего повышенный размер пособия по безработице.
Оживление деловой активности, расширение объемов производства продукции реальным сектором экономики края, а также индексация государством зарплат бюджетной сфере позволили сохранить в 2003 году тенденцию роста реальной и номинальной зарплаты, характерную для последних лет. Среднемесячная заработная плата в декабре 2003 года составила 4091 рубль, что на 28,4% выше уровня декабря 2002 года. Рост реальной заработной платы к концу года составил 113,8%.
За последний месяц 2003 года просроченная задолженность по заработной плате работникам края уменьшилась на 111,7 млн. рублей и составила 722,2 млн.руб. (2,1 месячных фонда предприятий-должников). Наибольшая сумма задолженности в отраслевом разрезе приходится на предприятия сельского хозяйства (69,6%) и промышленности (16,8%). В структуре задолженности 97,1% составляет задолженность, связанная с отсутствием собственных средств предприятий. Доля долга из-за недофинансирования из местных бюджетов невысока - 2,9%.
Предварительная оценка суммы денежных доходов населения в декабре определена в размере 11076,5 млн. руб. Соответственно денежные доходы в среднем на душу населения составили 4256,9 руб., что на 31,3% больше, чем в декабре 2002 года. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 838,9 млн. руб. и уменьшилось по сравнению с предыдущим месяцем на 245,3 млн. руб.
По состоянию на 1 июля 2003 года в 4610 организациях края действовали коллективные договоры, 95% которых прошли уведомительную регистрацию в местных органах по труду. Коллективно-договорными отношениями охвачено 68,4% крупных и средних предприятий, в которых работает 82,3 % занятых на этих предприятиях. За первое полугодие 2003 года количество коллективных договоров увеличилось на 10,1%, охват работающих в крупных и средних организациях - на 3,9% . Значительный прирост коллективных договоров получен за счет организаций сельского хозяйства, торговли и общественного питания, народного образования, в основном за счет коллективов со средней и малой численностью.
Повышение
качества содержания коллективных договоров
является одним из основных направлений
работы органов по труду края. Особое внимание
уделяется вопросам оплаты труда, подлежащим
регулированию в коллективных договорах.
Параллельно проводится работа по реализации
постановления администрации края от
21.03.2002 г. N 142, определяющего Порядок регистрации
трудовых договоров, заключенных работниками
с работодателями - физическими лицами
на территории края. Сейчас в органах местного
самоуправления зарегистрировано уже
более 35000 таких трудовых договоров. Это
реальная возможность вывода заработной
платы из "тени", а, следовательно
- рост налоговых платежей, увеличение
доходной части бюджета.
Информация о работе Трудовые ресурсы и социально-экономическое развитие Алтайского края