Трудовые ресурсы и социально-экономическое развитие Алтайского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:20, реферат

Описание работы

Данный реферат посвящен положению трудового потенциала и социально-экономического развития Алтайского края, в работе использованы статистические данные за 2001 – 2005 года.

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть 4

2.1. Социально-трудовая сфера Алтайского края 4

2.2. Состояние социально-трудовой сферы Алтайского края

за период с 2001 по 2005 года 6
2.3. Стратегия социально-экономического развития
Алтайского края на период до 2010 года. 12
Примечание 14

3. Заключение 15

4. Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат УРР.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Алтайский государственный технический

университет им. И.И. Ползунова 
 

Институт  экономики и управления региональным развитием

Кафедра экономики и производственного  менеджмента

Реферат

Трудовые  ресурсы и социально-экономическое  развитие края

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул, 2005.

 

Содержание

1. Введение 3

2. Основная  часть 4

2.1. Социально-трудовая  сфера Алтайского края 4

2.2. Состояние  социально-трудовой сферы Алтайского  края 

за период с 2001 по 2005 года 6

2.3. Стратегия  социально-экономического развития 

Алтайского края на период до 2010 года. 12

Примечание 14

3. Заключение 15

4. Список литературы 16 
 

 

  1. Введение.

    Данный  реферат посвящен положению трудового  потенциала и социально-экономического развития Алтайского края, в работе использованы статистические данные за 2001 – 2005 года.

    Переход от многолетней плановой экономики  к рыночным условиям поставил нашу страну перед необходимостью социально-экономических  и политических преобразований. Динамичные экономические и социальные процессы реформирования общественного устройства, радикальные шаги по формированию рыночных основ хозяйствования, к сожалению, приводят не только к положительным результатам, но и влекут за собой много проблем как в масштабах страны, так и на уровне отдельных ее субъектов.

    Как это ни печально, но Алтайский край сейчас находится на одном из последних мест по уровню экономического развития среди субъектов РФ. И это вполне закономерный итог многих неблагоприятных условий. Среди причин депрессивности края можно выделить как объективные, не зависящие от воли правящих кругов (особые климатические условия, дальность от центра), так и те, которые явились результатом политико-экономических ошибок (насильственное размещение ВПК и последующая конверсия, запущение сельского хозяйства, недостаточное финансирование потенциально выгодных производств).

    Эти и другие факторы втянули Алтайский  край в глубокий экономический кризис, выход из которого, безусловно, возможен при грамотном подходе к делу. Решение этой задачи, очевидно, ляжет  на плечи следующих поколений, среди которых, будем надеяться, найдутся светлые отважные умы.

 

     2. Основная часть.

    2.1. Социально-трудовая  сфера Алтайского  края.

    Работники – это не просто абстрактные факторы  производства. Это люди, у которых  помимо задачи обеспечить экономику  трудовыми ресурсами, есть семьи, желания и потребности. Именно по этой причине государство и общество беспокоится о качестве и количестве рабочих мест, из-за нее уровень безработицы является центральной социальной и экономической проблемой, а рынок труда – постоянным источником дискуссий, социальных конфликтов и политических волнений. В нашем веке наблюдаются решительные сражения между трудом и капиталом по поводу ставок зарплаты, условий труда и права образовывать союзы. Сегодня женщины и меньшинства борются за свое право на хорошую работу и равную с остальными оплату труда.

    В 1992 году администрацией края образован  комитет по труду как самостоятельное  структурное подразделение (орган  исполнительной власти) с правом юридического лица. Администрацией края определены его полномочия по основным направлениям деятельности. Комитет проводит в крае государственную политику и осуществляет государственное управление процессами в социально-трудовой сфере, а также координирует в этой области деятельность других структурных подразделений администрации края и органов местного самоуправления.  

    Основная  цель в работе Комитета - организация  эффективного функционирования системы  управления социально-трудовой сферой края. Исходя из цели, главными задачами Комитета являются:  

    1) обеспечение в крае реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений;  

    2) формирование региональной системы  управления процессами труда;   

    3) практическая реализация мер,  направленных на повышение уровня  жизни населения края, соблюдение трудовых и социальных прав работающих граждан.  

    В составе комитета функционируют: отдел  развития социального партнерства  и разрешения коллективных трудовых споров; отдел оплаты труда и развития кадрового потенциала; отдел государственного управления охраной труда и экспертизы условий труда.  

    Отдел развития социального  партнерства и  разрешения коллективных трудовых споров осуществляет:  

    - разработку основных направлений  развития и совершенствования  системы социального партнерства  на всех уровнях;  

    - взаимодействие с краевыми объединениями работодателей и профсоюзов, вносит предложения работодателям по присоединению к краевому (региональному) Соглашению;  

    - анализ процессов в области  коллективных трудовых споров, содействие  их предотвращению. Организует работу краевой службы по урегулированию коллективных трудовых споров, ведет подбор и организует работу посредников и трудовых арбитров;  

    - организацию работы по заключению  коллективных договоров и соглашений  на уровне сельсоветов по вопросам  социально-трудовых отношений и совместного содержания объектов социальной сферы, проведению их уведомительной регистрации местными органами по труду и др.

    Отдел оплаты труда и  развития кадрового  потенциала осуществляет:  

    - разработку предложений по совершенствованию  системы оплаты труда, повышению его мотивации и эффективности;

    - согласование трудовых договоров  с руководителями краевых государственных  унитарных предприятий, государственных  учреждений в части оплаты  их труда;  

    - участие в осуществлении тарифного  регулирования оплаты труда на основе социального партнерства;  

    - контроль за предоставлением  государственных гарантий по  оплате труда во всех организациях  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности;   

    - разработку и представление в  администрацию края прогноза развития трудовых ресурсов и кадрового потенциала края;  

    - организацию проведения сертификации  персонала организаций и систем  внутрифирменной подготовки персонала;   

    - меры по содействию развитию  персонала на производстве;  

    - контроль качества подготовки и содействие трудоустройству слушателей государственной программы подготовки управленческих кадров и др.  

    Отдел государственного управления охраной труда  и экспертизы условий  труда:  

    - осуществляет государственное управление  охраной труда в крае. Координирует работу краевых органов государственного управления, органов надзора и контроля и местного самоуправления в этой области;  

    - выдает разрешения учебным центрам  по обучению и проверке знаний  работников по охране труда,  осуществляет организационно-методическое руководство работой этих центров;  

    - организует работу по аттестации  рабочих мест по условиям труда,  а также организует и проводит  сертификацию работ по охране  труда в организациях;  

    - осуществляет контроль за соблюдением  прав работников на охрану труда и др. 

    2.2. Состояние социально-трудовой  сферы Алтайского  края за период  с 2001 по 2005 года.

    Чтобы дать оценку положению социально-трудовой сферы, обратимся к официальной  статистике за последние пять лет.

    Начнем  по порядку: 

    2001 год.

    По  оценке экспертов, численность экономически активного населения к концу  декабря 2001 года составила 1224 тыс. человек (46 % общей численности населения  края). В их числе 1077 тыс. человек (88 %), включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, заняты в экономике.

    К концу декабря 2001 года в органах  государственной службы занятости  состояло на учете 34,2 тыс. не занятых  трудовой деятельностью граждан, из них 28,6 тыс. человек имели статус безработного, что на 25 % больше, чем  на аналогичную дату 2000 года.

    По-прежнему остро стоит проблема трудоустройства  женщин, которые составляют 75 % безработных. Среди безработных 35 % - молодежь в  возрасте 16-29 лет. В сельской местности  проживает 53 % безработных.

    Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам края, составила 1865 рублей (без выплат социального характера). По сравнению с 2000 годом она увеличилась на 39 %. Размер реальной средней заработной платы (начисленной) увеличился на 12 %.

    По  данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2002 года, суммарная задолженность составила 774,4 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 октября 2001 года на 107,2 млн. рублей, или на 12 процентов. В отраслях производственной сферы сумма задолженности уменьшилась на 68,6 млн. рублей, в непроизводственных отраслях - на 38,6 млн. рублей.  

    2003 год.

    По  сравнению с 2002 годом численность  официально зарегистрированных безработных  увеличилась на 11%. Одним из факторов роста регистрируемой безработицы в 2003 году явилось принятие от 10.01.2003г. Федерального закона "О занятости населения", устанавливающего повышенный размер пособия по безработице.  

    Оживление деловой активности, расширение объемов  производства продукции реальным сектором экономики края, а также индексация государством зарплат бюджетной сфере позволили сохранить в 2003 году тенденцию роста реальной и номинальной зарплаты, характерную для последних лет. Среднемесячная заработная плата в декабре 2003 года составила 4091 рубль, что на 28,4% выше уровня декабря 2002 года. Рост реальной заработной платы к концу года составил 113,8%.  

    За  последний месяц 2003 года просроченная задолженность по заработной плате  работникам края уменьшилась на 111,7 млн. рублей и составила 722,2 млн.руб. (2,1 месячных фонда предприятий-должников). Наибольшая сумма задолженности в отраслевом разрезе приходится на предприятия сельского хозяйства (69,6%) и промышленности (16,8%). В структуре задолженности 97,1% составляет задолженность, связанная с отсутствием собственных средств предприятий. Доля долга из-за недофинансирования из местных бюджетов невысока - 2,9%.  

    Предварительная оценка суммы денежных доходов населения  в декабре определена в размере 11076,5 млн. руб. Соответственно денежные доходы в среднем на душу населения составили 4256,9 руб., что на 31,3% больше, чем в декабре 2002 года. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 838,9 млн. руб. и уменьшилось по сравнению с предыдущим месяцем на 245,3 млн. руб.  

    По  состоянию на 1 июля 2003 года в 4610 организациях края действовали коллективные договоры, 95% которых прошли уведомительную регистрацию в местных органах по труду. Коллективно-договорными отношениями охвачено 68,4% крупных и средних предприятий, в которых работает 82,3 % занятых на этих предприятиях. За первое полугодие 2003 года количество коллективных договоров увеличилось на 10,1%, охват работающих в крупных и средних организациях - на 3,9% . Значительный прирост коллективных договоров получен за счет организаций сельского хозяйства, торговли и общественного питания, народного образования, в основном за счет коллективов со средней и малой численностью.  

    Повышение качества содержания коллективных договоров является одним из основных направлений работы органов по труду края. Особое внимание уделяется вопросам оплаты труда, подлежащим регулированию в коллективных договорах. Параллельно проводится работа по реализации постановления администрации края от 21.03.2002 г. N 142, определяющего Порядок регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями - физическими лицами на территории края. Сейчас в органах местного самоуправления зарегистрировано уже более 35000 таких трудовых договоров. Это реальная возможность вывода заработной платы из "тени", а, следовательно - рост налоговых платежей, увеличение доходной части бюджета.   

Информация о работе Трудовые ресурсы и социально-экономическое развитие Алтайского края