Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:49, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе мирового воспроизводства.
Однако, в данном вопросе, как в общественных науках вообще, не существует однозначных ответов на поставленные вопросы. Это связано с разнообразием национальных особенностей рынков, культур, характеров. ТНК в современном мире являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1 Теоретические аспекты транснациональных корпораций (ТНК)....
5
1.1 Понятие транснациональных корпораций, эволюция…..………………
5
1.2 Современное развитие транснациональных корпораций..……………...
7
Глава 2 Деятельность транснациональных корпораций в мировом хозяйстве………………………………………………………………………..
9
2.1 Отраслевая структура транснациональных корпораций. Расположение ТНК в мире……………………………………………………………………..
9
2.2 Процесс транснационализации Российских компаний. Его отраслевые векторы………………………………………………………........
13
Глава 3. Практическая часть. Влияние транснациональных корпораций на экономику Российской Федерации………………………………………..
23
3.1 Иностранные транснациональные корпорации в России……………….
23
3.2 Российские транснациональные корпорации……………………………
25
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список литературы……
Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ «Сибирский алюминий» достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК «Рейнольде» для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.
По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие «КременчугавтоГАЗ», на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗ-3302» - «Газель». АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей «Евро-Лада» (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются машины всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал моторе», считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе.
Можно надеяться, что на трудном пути интеграции страны в мировую экономику российские международные компании будут играть роль катализаторов преодоления внутреннего экономического кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической сфере.
Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются и по прогнозам до 2012 г. будут усиливаться (см. рисунок 2).
Рисунок 2.
Динамика накопленных зарубежных инвестиций
российских компаний
(Млрд. долл. на конец года)
Процесс транснационализации бизнеса российских компаний сопровождался модификацией и развитием их организационных форм. Изменение организационной структуры российских компаний диктовались как внутренними, так и внешними причинами развития национального бизнеса. В этом процессе российская специфика постепенно во все большей степени уступала место глобализированным стандартам организационных структур и ведения бизнеса. В ходе экономической реформы и небезуспешных попыток транснационализации российского бизнеса происходила эволюция ФПГ к вертикально-интегрированным структурам (ВИС). В итоге, в настоящее время в России существует три основные формы крупного бизнеса, нацеленного на зарубежную экспансию: ФПГ, компании и предприятия. Среди факторов, наиболее активно воздействующих на организационную перестройку российских хозяйственных структур, внешний фактор (а именно: глобально-ориентированная стратегия компаний) становится решающим.
Рисунок 3.
Позиции России и крупнейших развивающихся стран как источников международного инвестирования: динамика накопленных ПИИ за рубежом в 2005–2011 гг., млрд.долл.
Вслед за топливно-сырьевыми и металлургическими компаниями начинает создаваться второй эшелон развивающихся российских международных компаний. Зарубежная инвестиционная активность распространяется на компании среднего размера, работающие в сфере розничной торговли, страхования, финансов, риэлтерские и девелоперские предприятия и др. Сформировавшиеся в самом начале XXI века российские ТНК, согласно некоторым расширительным трактовкам этого феномена, тем не менее, представляют в строгом смысле лишь оболочки реальных ТНК. По ряду критериев, таких как капитализация, уровень прозрачности, затраты на НИОКР, рекламная деятельность и др., российские компании, как правило, уступают ведущим мировым ТНК. Ведущие ТНК ( прежде всего глобальные) предполагают наличие достаточно сложной «начинки», включающие ее внутреннюю корпоративную, экологическую культуру, бизнес-культуру, миссию компании. Разница между реальной и формальной ТНК достаточно велика и проявляется также в значительной степени в инфраструктурном аспекте: в наличии или отсутствии традиций, стратегическом планировании (на десятки лет вперёд), устойчивой социальной деятельности (не сводимой к благотворительности).
Российские компании, достигнув формального статуса ТНК, имеющих за рубежом подразделения в одной и более зарубежных стран (в настоящее время порядка 50 компаний), пока во многом остаются незрелыми.
Процесс транснационализации российских компаний совпал с перестройкой мировой экономики как с точки зрения интенсификации международного экономического сотрудничества, углубления его глобализации, так и формированием новой структуры глобальных игроков из интенсивно развивающихся стран. Встраиваясь в общую колею транснациональных процессов, российский бизнес использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру, наработанные традиции ведения крупного отечественного бизнеса, национальные сравнительные преимущества. В силу этого процесс транснационализации бизнеса российских компаний не мог не иметь своих специфических черт.
Специфика транснационализации российских компаний проявляется в том, что:
– зарубежные рынки осваивались в условиях, когда внутренний рынок был еще далек от его полноценного освоения;
– зарубежная экспансия российских компаний во многом была реакци-
ей на «эффект соседства», т.е. освоение рынков стран СНГ как наиболее близких, понятных, технологически взаимосвязанных с российским;
– стремительность экспансии в начале XXI века, когда десятки российских компаний заявили претензии на роль международных акторов, а отдельные из них на роль глобальных игроков.
Компаний, относящихся к очень крупным ТНК или глокальным корпорациям в России пока нет. Можно говорить только о некоторых чертах, присутствующих у трех-четырех российских компаний (Газпром, ЛУКойл, UC Rusal).
Глобализация мировой экономики, сопровождаемая ростом процессов глокализации, порождает новых международных бизнес-лидеров, обладающих значительными конкурентными преимуществами. Конкуренция российских ТНК на мировых рынках будет в перспективе во всё большей степени вестись не только с компаниями развитых стран, но с международными корпорациями стран БРИК, включая ряд интенсивно развивающихся стран, не входящих в эту группировку, но уже отличившихся в процессах транснационализации своих компаний.
Россия, формируя свои национальные ТНК, должна ориентировать передовые отечественные предприятия на зарубежную экспансию. При этом ТНК не должны ограничиваться кругом крупных компаний, большой потенциал имеется у средних по размерам компаний, а также малых компаний, продукция которых востребована пока лишь в России, «рождённых быть глобальными». Это особенно характерно для высокотехнологичных компаний «новой экономики».
Ставя перед собой цель подготовки национальных лидеров, высококонкурентных на мировых рынках, государство должно выработать соответствующую политику, включающую не только поддержку отечественного бизнеса за рубежом, но и разработать подробные механизмы с учётом зарубежного опыта и местных реалий, предварительной подготовки российского бизнеса к транснационализации.
Формируя и направляя основные векторы транснационализации российских компаний, при сопряжении их целей со стратегическими целями развития российской экономики и общества, государство должно поощрять создание новых конкурентных преимуществ, инновационные подходы российского бизнеса в освоении мирового рынка. Поскольку страны с развитой рыночной экономикой в настоящее время в достижении высокой эффективности все больше используют факторы «новой экономики» (бренды, гудвил, сетевые технологии, нетрадиционный маркетинг и т.д.) целесообразно организовать необходимую инфраструктуру и формировать среду для внедрения в деятельность большинства российских компаний этих инструментов.
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.
2. Арсеньев М. С. Транснациональные корпорации // Российский экономический журнал. – 2008. - № 12.
3. Булатова А.С. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве // Мировая экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2008.
4. Василевский Т. Л. Налевьева М. А. Транснациональных корпораций в мировом хозяйстве // Российский экономический журнал. - 2009. - № 2.
5. Долгов С.И. Транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестиции как основа глобализации // Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М., 2008.
6. Джон Даннинг “ТНК укрепляют свои позиции” М., Наука, 2008.
7. Казаков И.А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в мировом экономическом пространстве //Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2008.
8. Ковалевский А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны: механизм экономического взаимодействия. М.: Наука. – 2007.
9. Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия в условиях глобализации. // Общество и экономика. – 2008 - №5-6
10. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: «Туран» – 2006.
11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2008.
12. Миронов А.А “Концепции развития транснациональных корпораций” - М.: Мысль, 2007.
13. Мовсесян А, Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // «Проблемы теории и практики управления» 2008.-№1.
14. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-Дону.: Феникс, - 2008.
15. Семенов К.А. Транснациональные корпорации // Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарика, 2008.
16. Соколинский В.М. Феномен глобализации: надежды и сомнения. // Финансовый бизнес. – 2007 - №3.
17. Сысоев В., Абраменко В. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // Вопросы экономики. - 2007. - № 2, № 5.
18. Тeмниченко М.Ю. Транснациональные компании // Экономист. - 2008. - №1,№2.
19. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: Республика. – 2009.
20. Шиман М.И.: Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления. – М, 2009.
21. Щетинин В. Роль Транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и их воздействие на международную конкуренцию. - М., 2007.
22. UNCTAD. World Investment Report 2009: Promoting Linkages, United Nations, New York and Geneva, 2009.
[1] Василевский Т. Л. Налевьева М. А. Транснациональных корпораций в мировом хозяйстве // Российский экономический журнал. - 2009. - № 2. – 53с.
[2] Джон Даннинг «ТНК укрепляют свои позиции» М., Наука, 2008.- 100с
[3] Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2008.-240с.