Угроза суверенитету
малых государств
Влияние транснациональных
корпораций на экономику государств
непрерывно усиливается. Обладая огромной
финансовой мощью и влиятельной
политической поддержкой, крупнейшие
корпорации могут диктовать условия
не только конкурентам, но и целым
государствам. Обычно такого рода диктат
осуществляется с применением серьезной
поддержки политиками и дипломатами,
средствами массовой информации и даже
путем прямого подкупа чиновников.
Примером такой деятельности может
служить нашумевший контракт американской
компании Халибертон по восстановлению
инфраструктурных объектов в Ираке.
По основным экономическим
показателям, таким как товарооборот,
доход, количество сотрудников, крупные
корпорации превосходят многие развивающиеся
страны. Именно с этим связываются
основные опасения аналитиков по поводу
возможности негативного экономического
и политического давления компаний
на малые страны.Для справедливости
необходимо отметить, что эта угроза противниками
глобализации несколько преувеличивается.
Сравнивая могущество отдельных корпораций
и малых стран, некоторые аналитики сравнивают
валовой внутренний продукт государств
с объемом продаж ТНК. Получается, что
крупные корпорации занимают половину
мест из списка 100 главных экономических
субъектов мира. Также важным фактором,
упускаемым часто из виду при сравнении
показателей корпораций и стран, является
различная природа их функционирования.
Если основным механизмом деятельности
компаний является рынок, соотношение
спроса и предложения, то суть государства
- обеспечение соблюдения общих правил
и норм при помощи репрессивного аппарата.
Эти две функции пересекаются незначительно,
существенно ограничивая возможность
взаимного влияния. Угроза экологии Под
давлением правительств и общественных
организаций, вводящих все более жесткие
экологические нормы и увеличивающих
сборы за загрязнение окружающей среды,
производственные корпорации переносят
грязные производства в бедные страны.
Это неизбежный процесс, идет как бы "выдавливание"
экологически вредных производств. Страны,
куда эти производства переносятся, получают
компенсацию в виде роста производства
и экспорта, открытия новых рабочих мест,
притока инвестиций. Однако по мере роста
влияния глобальных природозащитных организаций,
и развития самих бедных стран, эта тенденция
неизбежно сойдет на нет. Потребительское
отношение к природе не в моде и у самих
компаний, заботящихся о своем имидже
в глазах общества. 2.6 Корпорации и общество
Для ограничения негативных последствий
международного бизнеса было принято
решение ООН о необходимости разработки
универсального кодекса поведения ТНК,
регламентирующего их деятельность, что
свидетельствует о том, что процессы транснационализации
производства и капитала нуждаются в корректировке
и наблюдении извне, поскольку не обладают
встроенным механизмом контроля. Более
того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека
ООН одобрила проект конвенции "Нормы
ответственности транснациональных корпораций",
возлагающий на крупный бизнес те же обязательства,
что и на государства. Если проект обретет
статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться
от загрязнения окружающей среды и нарушения
прав человека, придерживаться правил
честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной
деятельности, обеспечивать безопасность
потребителей и высокое качество предлагаемых
ими продуктов и услуг, а также безопасных
и здоровых условий работы. В последние
годы в качестве нового компромисса было
предложено понятие "социальная ответственность
бизнеса". Его сторонники утверждают,
что акционеры заинтересованы в том, чтобы
компании стали думать и о социальной
стороне своей деятельности. Ведь в противном
случае они могут нести и финансовые потери.
Например, большую часть продукции Gap и
Nike производят подрядчики, в основном
в азиатских странах, где труд дешевле.
Выяснилось, что на этих производствах
были плохие условия труда, работало много
детей, женщины подвергались сексуальным
домогательствам. В ответ Gap и Nike пригласили
на фабрики независимых инспекторов, пообещали
договориться с подрядчиками о минимальных
условиях организации труда, призвали
сообщать им любую информацию о нарушениях.
В компаниях утверждают - чтобы процветать,
им необходимо согласие в обществе. Ведь
люди в тех же США не захотят работать
в компании, которую обвиняют в эксплуатации
сотрудников. В Ассоциации британских
страховщиков, члены которой владеют акциями
многих публичных компаний, говорят, что
социальная ответственность бизнеса -
это попросту управление рисками. Что
бы бизнесмены ни говорили о социальной
ответственности, конкуренция между компаниями
всегда будет заставлять их искать преимущества.
Это могут быть новые технологии, но главным
всегда будет оставаться снижение расходов:
перевод бизнеса в страны с низкими издержками,
сокращение персонала и др. Но даже самые
агрессивные компании будут подвергаться
давлению: правительства, СМИ, некоммерческие
организации будут требовать думать не
только о финансовых, но и социальных вопросах.
Компаниям придется идти навстречу, но
в какой-то момент более активные конкуренты
могут заставить их отказаться от своих
социальных обещаний либо им придется сползать вниз в списках крупнейших
компаний мира. С этой точки зрения длящийся
уже более века спор о том, для чего нужны
компании и в чьих интересах они действуют,
это спор без конца.
Глава 3.
Развитие ТНК в
России
§1
Условия формирования
российских ТНК
Крупнейшие российские
ТНК можно условно разделить
на две группы: компании, созданные
стихийно, вследствие особых обстоятельств,
и компании с целенаправленно
сформированным транснациональным
статусом. К ТНК, сформированным обстоятельствами,
можно отнести государственные
естественные монополии, прежде всего
«Газпром» и РАО ЕЭС. Свою производственную
базу они унаследовали от советского
народнохозяйственного комплекса –
это инфраструктурные монополии. Характерно,
что свое место в условиях рыночной экономики
эти компании на протяжении 1990-х гг. находили
с трудом. На более ранних этапах реформирования
российской экономики существовали планы
по разделению данных монополий, однако
в настоящее время государство усилило
в них свое влияние. И если РАО ЕЭС планируется
разделить на несколько
компаний по видам деятельности и
создать конкурентный рынок электроэнергии,
то РАО «Газпром» в середине 2000-х
гг. лишь упрочило свое монопольное
положение в качестве крупнейшей
мировой газовой компании.
С другой стороны, следует
отметить компании, которые формулируют
стратегические цели развития в качестве
транснациональных предприятий. Это
частные, динамичные компании, представляющие
ряд отраслей, где Россия имеет
конкурентные преимущества. Речь идет
о компаниях металлургического
сектора – «Русал», «Северсталь»,
«Евразхолдинг», «Мечел», НЛМК, ГМК «Норильский
никель», затем следуют представители
нефтяной отрасли – «Лукойл» и ТНК-ВР,
а такжекомпании телекоммуникационного
сектора – МТС и «Вымпелком». В других
отраслях российской экономики еще не
сформированы заметные транснациональные
компании.
Структура собственности
крупных российских ТНК весьма разнообразна.
Можно отметить почти полностью
частные компании – «Суал»,
«Русал», «Северсталь»,
где один или несколько акционеров контролируют
до 100% капитала компании. С другой стороны,
контрольные пакеты российских монополистов
«Газпрома», РАО ЕЭС, Сбербанка и «Алросы»
находятся в собственности государства.
Также следует отметить присутствие иностранных
акционеров в капитале некоторых российских
ТНК. Причем речь идет не о портфельных,
а о прямых стратегических инвестициях.
В качестве примеров можно привести ОАО
«Вымпелком», в котором более 25% уставного
капитала принадлежит шведской компании
Telenor, ОАО «Лукойл» – до 20% в обственности
американской корпорации ConocoPhillips и т.
д. Тем не менее контролирующими и управляющими
акционерами отечественных ТНК являются
все-таки российские представители. Это
является объективным результатом процессов
приватизации государственной собственности
в России в 1990-х гг., в результате которой
основные активы получили «инсайдеры»,
а не «аутсайдеры». Ни одной из крупных
зарубежных ТНК не удалось купить значительные
активы в рамках российской приватизации.
Современный этап характеризуется
бурным развитием компаний
и связан с ростом доходов,
зарубежной экспансией, активными заимствованиями
на мировом рынке капиталов. Данному процессу
способствуют позитивные мировые и внутренние
тенденции. К общемировым факторам относятся
значительный рост цен на сырьевые товары
и благоприятные условия кредитования
вследствие политики низких процентных
ставок в развитых странах в первой половине
2000-х гг. К внутренним благоприятным тенденциям
можно отнести следующие: упразднение
законодательных рисков отмены приватизационных
сделок (10 лет со времени залоговых аукционов);
значительное улучшение макроэкономических
показателей в России. В 2003 –2004 гг. страна
достигла уровня инвестиционных оценок
ведущих рейтинговых агентств. Компании
получили возможность дешево занимать
и размещать свои акции за границей (легкий
доступ к мировому рынку капитала); российские
компании накопили опыт работы в рыночных
условиях, освоили современные модели
корпоративного управления и организационной
структуры.
§2
ТНК в России и
странах СНГ
Образования ФПГ
в России уже существовали
собственные транснациональные
корпорации. В качестве примера
российской ТНК можно назвать
государственный концерн «Нафта
Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт)
со своими дочерними компаниями в Финляндии,
Бельгии, Великобритании, Дании, Италии
и других странах.
Некоторые российские ТНК появились
сравнительно недавно. К их
числу можно отнести «Микрохирургию глаза»
с большим количеством своих
отделений по всему миру, «АвтоВАЗ»,
«ЛУКойл» (в ее состав
входят российские
нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие
предприятия и предприятия нефтяного
машиностроения) и ряд других.
Приватизация в России сопровождается
возникновением достаточно мощных
организационно-хозяйственных
структур нового типа
(государственных, смешанных и
частных корпораций, концернов),
способных успешно действовать
на внутреннем
и внешнем рынках, например,
«Газпром», «Вымпел». Так, «Газпром»
обеспечивает почти пятую часть всех потребностей
Западной Европы в природном газе.
Именно «Газпром» в 1996 году был единственной
российской
компанией, нашедшей
отражение в рейтинге, публикуемом
«Financial Times».
Причем за последний год «Газпром»
умудрился подняться с 421-го
места на 91-е, а в списке 500 крупнейших
европейских компаний в 1997
году занял почетное 23 место.
Одним из факторов, укрепившим
позиции «Газпрома», явился его
союз с англо-голландской группой
«Шелл». В соответствии с данными,
опубликованными «Financial Times»,
рыночная капитализация
«Газпрома» составляет 31,9 млрд. долл.
(по оценке самого «Газпрома»
- 2,3 млрд. долл.). Кроме «Газпрома»,
в рейтинге 500 крупнейших компаний
мира в 1997 году дебютировало еще два
представителя Российской Федерации
- крупнейшая российская нефтяная компания
«ЛУКойл» и «РАО ЕЭС России».
В начале 90-х гг. сложилось понимание
того, что наиболее эффективным
путем создания и развития
российских транснациональных
компаний является
институт финансово-промышленных
групп (ФПГ).
Что же понимается под финансово-промышленными
группами в России?
Финансово-промышленная группа (ФПГ)
- это совокупность юридических
лиц, действующих как основное
и дочерние общества, либо
полностью или частично объединивших
свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на
основе договора о создании
ФПГ в целях технологической
и экономической интеграции для
реализации инвестиционных и
иных проектов и
программ, направленных
на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта товаров
и услуг, повышение эффективности
производства, создание новых рабочих
мест.
Среди участников ФПГ обязательно
наличие организаций, действующих
в сфере производства товаров
и услуг, а также банков
или иных кредитных организаций.
Концепция создания финансово-промышленных
групп заключается в объединении
предприятий одной технологической
цепочки, смежных и связанных
производств, снабженческих и
торгово-сбытовых предприятий
и, что особенно важно, организаций,
способных обеспечить финансирование,
привлечь сторонних инвесторов.
Одной из приоритетных
задач ФПГ является
координация деятельности входящих
в нее предприятий,
проведение единой ценовой
политики, перераспределение
финансовых и управленческих
ресурсов, разработка инвестиционных
программ, рассчитанных на улучшение
состояния группы в целом, а
не только отдельных предприятий.
Общеэкономическая причина
появления ФПГ - необходимость
новых организационно-хозяйственных
форм высокоинтегрированных
межотраслевых корпораций в российской
экономике. Другая группа причин связана
с выходом России на международный
рынок. Российские предприятия
сталкиваются с возросшей конкуренцией
на всех направлениях внутреннего и внешнего
рынка.
Реальная открытость
российского рынка и не всегда
адекватная открытость многих зарубежных
рынков ставит задачу создания
мощных хозяйственных структур,
которые могли бы не только
охватить внутренний национальный
рынок, но и успешно конкурировать
с международными корпорациями
на внешнем рынке. Требования международной
конкуренции диктуют необходимость
коренной реорганизации предприятий,
их технологического перевооружения.
Для этого в первую очередь
необходима концентрация инвестиционных
ресурсов.
Важным стимулом
для роста числа российских
ФПГ стало Положение
о финансово-промышленных группах
и порядке их создания, утвержденное
Указом Президента РФ 5 декабря
1993 г. Расширение экономической
деятельности этих групп за
границы России фактически превращает
их в средние и крупные
по мировым стандартам ТНК.
Формирование и развитие российских
международных корпораций может,
таким образом, осуществляться
двумя путями:
. образование мощных национальных
корпораций - ФПГ с последующей
их экспансией на мировой рынок;
. на базе имеющейся системы
разделения труда и соответствующей
ей кооперации производства
между странами СНГ
создание транснациональных ФПГ
с участием финансово-экономических
ресурсов партнеров из стран
Содружества.
На начальном этапе создания
и функционирования ФПГ
определенное предпочтение отдается
второму подходу. Во-первых, это
объясняется нехваткой собственных
средств и возможностей;
во-вторых, создание таких
компаний
способствует поддержанию
исторически сложившейся кооперации
промышленного производства хозяйствующих
субъектов стран Содружества,
восстановлению и развитию интеграционных
процессов между странами СНГ.
Межгосударственный экономический
комитет стран СНГ разработал
Конвенцию о транснациональных
корпорациях в странах
СНГ, которая была подписана в марте
1998 г. главами правительств семи
государств СНГ (Армении, Белоруссии,
Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана
и Украины). Ее цель – содействовать
формированию транснациональных производственных
структур в странах СНГ, проведению
активной промышленной политики, привлечению
инвестиций.
Общим базовым нормативно-правовым
документом считается подписанное
в 1994 г. Соглашение о содействии
в создании и развитии
производственных, коммерческих кредитно-финансовых,
страховых и смешанных
транснациональных объединений.
В развитие его положений Россия
заключила двусторонние соглашения
с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном,
Киргизией и Таджикистаном.
Отдельными решениями
Правительства РФ
одобрено создание транснациональных
ФПГ, например «Российский
авиационный консорциум», «Международные
авиадвигатели», в которую входят
50 предприятий оборонных комплексов
Украины и России. В
качестве транснациональной
группы зарегистрирована ФПГ
«Нижегородские автомобили» с
участием 8 предприятий из