Транснациональные корпорации (ТНК)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель - рассмотреть тенденции развития ТНК в современных международных экономических отношениях.
Для этого необходимо выделить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность ТНК.
2. Проследить историю эволюции ТНК.
3. Выделить основные классификации ТНК.
4. Определить роль ТНК в глобализации.
5. Выявить современные тенденции развития ТНК.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ТНК.
§1 Определение ТНК и их классификация
§2 Основные этапы развития ТНК
Глава 2. Роль ТНК в мировой экономике
§1 Причины роста и устойчивости ТНК
§2 Положительные и отрицательные стороны ТНК
§3 ТНК и проблемы глобализации
Глава 3. Развитие ТНК в России
§1 Условия формирования российских ТНК
§2 ТНК в России и странах СНГ
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа. ТНК..docx

— 65.24 Кб (Скачать)

Угроза суверенитету малых государств

Влияние транснациональных  корпораций на экономику государств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью и влиятельной  политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктовать условия  не только конкурентам, но и целым  государствам. Обычно такого рода диктат осуществляется с применением серьезной  поддержки политиками и дипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупа чиновников. Примером такой деятельности может  служить нашумевший контракт американской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов в Ираке.

По основным экономическим  показателям, таким как товарооборот, доход, количество сотрудников, крупные  корпорации превосходят многие развивающиеся  страны. Именно с этим связываются  основные опасения аналитиков по поводу возможности негативного экономического и политического давления компаний на малые страны.Для справедливости необходимо отметить, что эта угроза противниками глобализации несколько преувеличивается. Сравнивая могущество отдельных корпораций и малых стран, некоторые аналитики сравнивают валовой внутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупные корпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектов мира. Также важным фактором, упускаемым часто из виду при сравнении показателей корпораций и стран, является различная природа их функционирования. Если основным механизмом деятельности компаний является рынок, соотношение спроса и предложения, то суть государства - обеспечение соблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного аппарата. Эти две функции пересекаются незначительно, существенно ограничивая возможность взаимного влияния. Угроза экологии Под давлением правительств и общественных организаций, вводящих все более жесткие экологические нормы и увеличивающих сборы за загрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязные производства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы "выдавливание" экологически вредных производств. Страны, куда эти производства переносятся, получают компенсацию в виде роста производства и экспорта, открытия новых рабочих мест, притока инвестиций. Однако по мере роста влияния глобальных природозащитных организаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет. Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся о своем имидже в глазах общества. 2.6 Корпорации и общество Для ограничения негативных последствий международного бизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции "Нормы ответственности транснациональных корпораций", возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. В последние годы в качестве нового компромисса было предложено понятие "социальная ответственность бизнеса". Его сторонники утверждают, что акционеры заинтересованы в том, чтобы компании стали думать и о социальной стороне своей деятельности. Ведь в противном случае они могут нести и финансовые потери. Например, большую часть продукции Gap и Nike производят подрядчики, в основном в азиатских странах, где труд дешевле. Выяснилось, что на этих производствах были плохие условия труда, работало много детей, женщины подвергались сексуальным домогательствам. В ответ Gap и Nike пригласили на фабрики независимых инспекторов, пообещали договориться с подрядчиками о минимальных условиях организации труда, призвали сообщать им любую информацию о нарушениях. В компаниях утверждают - чтобы процветать, им необходимо согласие в обществе. Ведь люди в тех же США не захотят работать в компании, которую обвиняют в эксплуатации сотрудников. В Ассоциации британских страховщиков, члены которой владеют акциями многих публичных компаний, говорят, что социальная ответственность бизнеса - это попросту управление рисками. Что бы бизнесмены ни говорили о социальной ответственности, конкуренция между компаниями всегда будет заставлять их искать преимущества. Это могут быть новые технологии, но главным всегда будет оставаться снижение расходов: перевод бизнеса в страны с низкими издержками, сокращение персонала и др. Но даже самые агрессивные компании будут подвергаться давлению: правительства, СМИ, некоммерческие организации будут требовать думать не только о финансовых, но и социальных вопросах. Компаниям придется идти навстречу, но в какой-то момент более активные конкуренты могут заставить их отказаться от своих социальных обещаний либо им придется сползать вниз в списках крупнейших компаний мира. С этой точки зрения длящийся уже более века спор о том, для чего нужны компании и в чьих интересах они действуют, это спор без конца.

Глава 3. Развитие ТНК в  России

§1 Условия формирования российских ТНК

Крупнейшие российские ТНК можно условно разделить  на две группы: компании, созданные  стихийно, вследствие особых обстоятельств, и компании с целенаправленно  сформированным транснациональным  статусом. К ТНК, сформированным обстоятельствами, можно отнести государственные  естественные монополии, прежде всего  «Газпром» и РАО ЕЭС. Свою производственную базу они унаследовали от советского народнохозяйственного комплекса – это инфраструктурные монополии. Характерно, что свое место в условиях рыночной экономики эти компании на протяжении 1990-х гг. находили с трудом. На более ранних этапах реформирования российской экономики существовали планы по разделению данных монополий, однако в настоящее время государство усилило в них свое влияние. И если РАО ЕЭС планируется

разделить на несколько  компаний по видам деятельности и  создать конкурентный рынок электроэнергии, то РАО «Газпром» в середине 2000-х  гг. лишь упрочило свое монопольное  положение в качестве крупнейшей мировой газовой компании.

С другой стороны, следует  отметить компании, которые формулируют  стратегические цели развития в качестве транснациональных предприятий. Это  частные, динамичные компании, представляющие ряд отраслей, где Россия имеет  конкурентные преимущества. Речь идет о компаниях металлургического  сектора – «Русал», «Северсталь», «Евразхолдинг», «Мечел», НЛМК, ГМК «Норильский никель», затем следуют представители нефтяной отрасли – «Лукойл» и ТНК-ВР, а такжекомпании телекоммуникационного сектора – МТС и «Вымпелком». В других отраслях российской экономики еще не сформированы заметные транснациональные компании.

Структура собственности  крупных российских ТНК весьма разнообразна. Можно отметить почти полностью  частные компании – «Суал»,

«Русал», «Северсталь», где один или несколько акционеров контролируют до 100% капитала компании. С другой стороны, контрольные пакеты российских монополистов «Газпрома», РАО ЕЭС, Сбербанка и «Алросы» находятся в собственности государства. Также следует отметить присутствие иностранных акционеров в капитале некоторых российских ТНК. Причем речь идет не о портфельных, а о прямых стратегических инвестициях. В качестве примеров можно привести ОАО «Вымпелком», в котором более 25% уставного капитала принадлежит шведской компании Telenor, ОАО «Лукойл» – до 20% в обственности американской корпорации ConocoPhillips и т. д. Тем не менее контролирующими и управляющими акционерами отечественных ТНК являются все-таки российские представители. Это является объективным результатом процессов приватизации государственной собственности в России в 1990-х гг., в результате которой основные активы получили «инсайдеры», а не «аутсайдеры». Ни одной из крупных зарубежных ТНК не удалось купить значительные активы в рамках российской приватизации.

Современный этап характеризуется  бурным развитием компаний

и связан с ростом доходов, зарубежной экспансией, активными заимствованиями на мировом рынке капиталов. Данному процессу способствуют позитивные мировые и внутренние тенденции. К общемировым факторам относятся значительный рост цен на сырьевые товары и благоприятные условия кредитования вследствие политики низких процентных ставок в развитых странах в первой половине 2000-х гг. К внутренним благоприятным тенденциям можно отнести следующие: упразднение законодательных рисков отмены приватизационных сделок (10 лет со времени залоговых аукционов); значительное улучшение макроэкономических показателей в России. В 2003 –2004 гг. страна достигла уровня инвестиционных оценок ведущих рейтинговых агентств. Компании получили возможность дешево занимать и размещать свои акции за границей (легкий доступ к мировому рынку капитала); российские компании накопили опыт работы в рыночных условиях, освоили современные модели корпоративного управления и организационной структуры.

§2 ТНК в России и  странах СНГ

Образования   ФПГ   в   России   уже   существовали   собственные транснациональные  корпорации.  В  качестве  примера  российской  ТНК  можно назвать  государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт)  со своими дочерними компаниями в Финляндии,  Бельгии, Великобритании,  Дании, Италии и других странах.

       Некоторые российские ТНК появились  сравнительно недавно. К  их  числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим  количеством  своих  отделений по  всему  миру,  «АвтоВАЗ»,  «ЛУКойл»  (в  ее  состав   входят   российские

нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие  предприятия и  предприятия  нефтяного  машиностроения) и ряд других.

       Приватизация в России сопровождается  возникновением достаточно мощных  организационно-хозяйственных   структур   нового   типа    (государственных, смешанных и  частных корпораций, концернов),  способных  успешно  действовать

на  внутреннем  и  внешнем  рынках,  например,  «Газпром»,  «Вымпел».   Так, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей  Западной  Европы в природном газе. Именно «Газпром» в 1996 году был единственной  российской

компанией, нашедшей отражение в рейтинге, публикуемом  «Financial Times».

       Причем за последний год «Газпром»  умудрился подняться с 421-го  места на 91-е, а в списке 500 крупнейших  европейских компаний в  1997  году  занял почетное 23 место.  Одним из факторов, укрепившим  позиции «Газпрома»,  явился его  союз с англо-голландской  группой   «Шелл».  В соответствии  с  данными, опубликованными  «Financial  Times»,   рыночная   капитализация   «Газпрома» составляет 31,9 млрд.  долл.  (по  оценке  самого  «Газпрома»  -  2,3  млрд. долл.). Кроме «Газпрома», в рейтинге 500 крупнейших  компаний  мира  в 1997 году дебютировало еще два представителя Российской  Федерации -  крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» и «РАО ЕЭС России».

       В начале 90-х гг. сложилось понимание  того, что наиболее  эффективным  путем создания и развития  российских  транснациональных   компаний  является

институт финансово-промышленных групп (ФПГ).

       Что же понимается под финансово-промышленными  группами в России?

       Финансово-промышленная группа (ФПГ) -  это  совокупность  юридических  лиц, действующих как  основное  и  дочерние  общества,  либо  полностью  или частично объединивших  свои материальные  и  нематериальные  активы  (система участия) на  основе  договора  о  создании  ФПГ  в  целях  технологической   и экономической интеграции для  реализации инвестиционных  и   иных  проектов и

программ,  направленных  на  повышение конкурентоспособности  и  расширение рынков  сбыта  товаров  и  услуг,  повышение   эффективности  производства, создание новых рабочих  мест.

       Среди участников ФПГ обязательно  наличие организаций,  действующих   в сфере производства товаров  и  услуг,  а также  банков  или  иных  кредитных организаций.

       Концепция  создания  финансово-промышленных   групп   заключается   в объединении  предприятий одной технологической  цепочки, смежных  и  связанных  производств, снабженческих и  торгово-сбытовых предприятий   и,  что  особенно важно, организаций,  способных обеспечить финансирование, привлечь  сторонних инвесторов.  Одной  из   приоритетных   задач   ФПГ   является   координация деятельности  входящих  в  нее  предприятий,   проведение   единой   ценовой  политики,   перераспределение  финансовых   и   управленческих    ресурсов, разработка инвестиционных  программ,  рассчитанных  на  улучшение   состояния группы в целом, а  не только отдельных предприятий.

       Общеэкономическая  причина   появления  ФПГ  -   необходимость   новых организационно-хозяйственных   форм высокоинтегрированных    межотраслевых корпораций в российской экономике. Другая группа причин  связана с выходом России  на  международный рынок.  Российские  предприятия сталкиваются   с возросшей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внешнего  рынка.

Реальная открытость российского рынка  и  не  всегда  адекватная  открытость многих  зарубежных  рынков  ставит  задачу  создания  мощных   хозяйственных структур, которые  могли  бы  не  только  охватить  внутренний  национальный рынок, но и успешно конкурировать  с международными корпорациями  на  внешнем рынке. Требования международной  конкуренции диктуют  необходимость  коренной реорганизации предприятий, их технологического перевооружения. Для  этого  в первую очередь  необходима концентрация инвестиционных ресурсов.

   Важным стимулом  для роста числа  российских  ФПГ  стало  Положение   о финансово-промышленных группах  и порядке их  создания,  утвержденное  Указом Президента РФ 5 декабря  1993 г. Расширение экономической   деятельности  этих групп за  границы России фактически превращает  их  в  средние  и  крупные   по мировым стандартам ТНК.

       Формирование и развитие российских  международных  корпораций  может,  таким образом, осуществляться  двумя путями:

       . образование мощных национальных  корпораций - ФПГ с последующей   их экспансией на мировой рынок;

       . на базе имеющейся системы  разделения труда  и  соответствующей   ей кооперации    производства    между    странами    СНГ    создание транснациональных ФПГ  с участием финансово-экономических   ресурсов партнеров из стран  Содружества.

       На начальном  этапе  создания  и  функционирования  ФПГ   определенное предпочтение отдается  второму подходу. Во-первых, это  объясняется  нехваткой собственных  средств  и  возможностей;  во-вторых,  создание  таких   компаний

способствует поддержанию  исторически  сложившейся кооперации  промышленного производства хозяйствующих  субъектов  стран  Содружества,  восстановлению  и развитию интеграционных процессов  между  странами  СНГ.  Межгосударственный экономический  комитет стран СНГ  разработал  Конвенцию  о  транснациональных

корпорациях в странах СНГ,  которая была подписана в марте 1998  г.  главами правительств семи государств СНГ (Армении,  Белоруссии,  Киргизии,  Молдовы, России, Таджикистана  и Украины).  Ее цель – содействовать формированию транснациональных производственных  структур  в странах СНГ,   проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций.

       Общим базовым нормативно-правовым  документом считается подписанное   в 1994 г. Соглашение о содействии  в  создании  и  развитии  производственных, коммерческих кредитно-финансовых, страховых  и  смешанных  транснациональных объединений.

       В развитие его положений Россия  заключила двусторонние  соглашения  с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

       Отдельными   решениями    Правительства    РФ    одобрено    создание транснациональных   ФПГ,  например   «Российский   авиационный   консорциум», «Международные  авиадвигатели», в которую  входят  50  предприятий  оборонных комплексов  Украины  и   России.   В   качестве   транснациональной   группы зарегистрирована ФПГ  «Нижегородские автомобили» с  участием 8 предприятий  из

Информация о работе Транснациональные корпорации (ТНК)