Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике.
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике макроэкономических преобразований, международных экономических отношений и конкурентоспособности национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1 Общие понятие о трансформационной экономике......................5
1.1 Сущность и необходимость трасформационной экономики..............5
1.2 Черты трасформационной экономики...................................................8
Глава 2 Трансформационная экономика на современном этапе.............12
2.1 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях....12
2.2 Роль государства в трансформационной экономике..........................16
Глава 3 Концепции перехода к рыночной экономике. Белорусская модель перехода к рынку.....19
3.1 Особенности белорусской модели перехода к рынку.........................19
3.2 Белорусская модель перехода к рынку.................................................22
Заключение....................................................................................................26
Список использованных источников..........................................................29

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ2.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Концепции  перехода к рыночной экономике. Белорусская  модель перехода к рынку

3.1 Особенности белоруской модели экономического развития

 

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [3].

После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

На  протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический  кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.

В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основные  задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в  решении этих задач. Однако следует  отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:

- с  недостаточно благоприятной правовой  и экономической средой для  развития бизнеса;

- слабой  государственной поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким  уровнем инвестиционной привлекательности  для зарубежных инвестиций;

- отсутствием  широкого слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением  отечественной продукцией белорусского  рынка и ее продвижением на  мировой рынок, расширением производства  и созданием новых рабочих  мест;

- низким  уровнем эффективности управления  и экономической ответственности  собственников приватизированных  предприятий и персонала за  результаты их производственной  деятельности [24].

Медленно  формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

3.2 Белорусская модель перехода к рынку

 

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса  Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь и другими программами  в качестве основных направлений  структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

- создание  необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических  условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- опережающее  развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих  отраслей и производств, а также  сферы услуг;

- стимулирование  процесса реформирования реального  сектора экономики, повышения  его эффективности на основе  совершенствования бюджетно-налоговой,  денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

- развитие  и государственная поддержка  малого предпринимательства;

- повышение  эффективности деятельности естественных  монополий, формирование конкурентной  среды в немонопольных сегментах  экономики;

- разработка  и реализация социальных программ  и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого  потенциала и приоритетных отраслей  и производств [19].

Белорусский вариант формирования рыночной экономики  имеет свои особенности, что позволяет  говорить о белоруской модели соц-ориентированной  экономики.

Основные  черты:

    • значительная регулирующая роль государства
    • принцип постепенности революции преобразований
    • сильная и эффективная деятельность гос. вертикали власти власти
    • четкая система законодательств обеспечивающих общность интересов и каждого его гражданина
    • соц. направленность производимых реформ

 

Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы  хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились  в связи с недостаточно благоприятной  правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной  поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

В ближайший период (до 2010 г.) потребуется  осуществить следующие меры:

приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и  внутренних инвестиций для повышения  уровня конкурентоспособности продукции;

снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования  современных технических идей и  решений;

развитие систем сертификации и  качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами; установление требований к ее потребительским  и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;

повышение уровня информированности  национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых  рынков;

рационализация импортных закупок  и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

В целом после 2010 г. предусматривается  формирование нового технологического базиса, обеспечивающего ресурсосберегающий тип воспроизводства, создание экологически чистых производств, выход организаций  комплекса по конкурентоспособности  на европейский уровень и сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. С этой целью необходимо увеличить масштабы научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых архитектурно-планировочных и конструкторских решений, технологий, материалов, конструкций и изделий нового поколения с доведением их показателей до уровня передовых стран Европы; продолжить модернизацию и техническое перевооружение действующих производств путем повсеместного внедрения прогрессивных технологий с низким уровнем ресурсопотребления и экологически безопасных; расширить выпуск строительной техники, средств малой механизации, теплозащитных, полимерных, комплексно облегченных экологически чистых материалов и конструкций, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами; обеспечить обновление ассортимента выпускаемой промышленной продукции, рациональное использование природных ресурсов, отходов производства и вторичных сырьевых ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На  основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Переходный период — это  период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

Переходная  экономика имеет ряд отличительных  признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

- Преодоление  кризисных явлений, углубившихся  после вступления общества в  переходную экономику.

- Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

-   Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

- Создание  условий экономической свободы  для всех субъектов хозяйствования.

- Создание  развитой системы социальной  защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых  последствий реформирования экономики.

В настоящее время в теории и  практике проведения трансформационных  преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка.

«Шоковая  терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку