Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике.
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике макроэкономических преобразований, международных экономических отношений и конкурентоспособности национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1 Общие понятие о трансформационной экономике......................5
1.1 Сущность и необходимость трасформационной экономики..............5
1.2 Черты трасформационной экономики...................................................8
Глава 2 Трансформационная экономика на современном этапе.............12
2.1 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях....12
2.2 Роль государства в трансформационной экономике..........................16
Глава 3 Концепции перехода к рыночной экономике. Белорусская модель перехода к рынку.....19
3.1 Особенности белорусской модели перехода к рынку.........................19
3.2 Белорусская модель перехода к рынку.................................................22
Заключение....................................................................................................26
Список использованных источников..........................................................29

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ2.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

- либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

- стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

- реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

- интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Трансформационная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи трансформационной экономики:

  1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
  2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
  4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
  5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Трансформационная  экономика на современном этапе

2.1 Основные направления трансформационных преобразований

 

В настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления. Одно из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а второе - «шоковая терапия».

Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики  рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [6, c. 228].

Яркий образец градуализма – реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира.

Китайское руководство придерживается прагматичного  подхода. Оно поощряет рыночные отношения  там, где это возможно, и сохраняет  государственный контроль там, где  считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать  благоприятные условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в десять - пятнадцать раз превышает накопленный  объем иностранных инвестиций в  РБ. Очень удачным решением оказалось  создание свободных экономических  зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с  использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

Стоит отметить, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений. Это очень приближает проводимые реформы в этой стране к условиям Республики Беларусь.

«Шоковая  терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [6, c. 232].

Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного  периода должны происходить с  минимальным участием государства.

Исходя  из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию  экономики, полагая, что это обеспечит  самоорганизацию рынка. В самом  деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о  том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного  обмена создают рыночные нормы и  организации (институты) без всякого  вмешательства государства. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить  мягкие бюджетные ограничения, характерные  для социализма.

Обобщая опыт реформ в странах с трансформационной экономикой, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий  пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

- реформа  внутренних цен;

- либерализация системы распределения;

- либерализация внешней торговли;

- либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы;

- реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора —  приватизация:

- малая приватизация и развитие частного сектора;

- крупномасштабная приватизация;

- структурная перестройка, ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

- ограничение права государственной собственности;

- ограничение прямой хозяйственной деятельности;

- усиление регулирующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

- новая фискальная политика,

- изменение денежно-кредитной системы,

- законодательная реформа;

- институциональная реформа;

- социальные гарантии.

Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый  пакет мер — меры по либерализации  экономики связаны с переходом  к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен.

Второй  пакет мер предполагает реформу  и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление  программ приватизации.

Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно  должно отказаться от прямой собственности  и контроля над производством  и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую  адаптацию и частную экономическую  деятельность. Другая важная задача государства  — реформировать систему социального  обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую  смягчить последствия безработицы.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной  политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую  просто не на что потратить в условиях дефицита).

 

 

 

2.2 Роль государства в трасформационной экономике

 

Продуманная и последовательная государственная  экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных  преобразований.

Важнейшую роль в трансформационной экономике  играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация. Либерализация  предполагает свободное ценообразование  и прекращение контроля со стороны  государства в торговле. Значимость либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация  заставляет предприятия ориентироваться  на потребительский спрос и получение  прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению  спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности  в тех или иных товарах Либерализация  на первом этапе неизбежно ведет  к скачку цен, а инфляция мешает нормальному  функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет  разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым  условия для стабилизации экономики.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений  является структурная перестройка  национальной экономики, означающая переоснащение  отраслей и производств новой  современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием  структуры производства структуре  потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

Одно  из основных направлений переходного  периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении  — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Формирование  рыночной экономики требует решения  ряда других задач. К ним относятся:

- ограничение  прямого вмешательства государства  в экономику. Должен произойти  отказ государства от большинства  функций, выполняемых им в командной  экономике, то есть регулирование  всего и вся. Главной задачей  государства должна стать защита  формирующейся рыночной экономики,  сохранение стабильности в работе  народного хозяйства;

- демонополизация  экономики — ликвидация преобладания  на рынке отдельных товаров  одного либо небольшого числа  производителей;

введение  института частной собственности, гарантированной законом, в том  числе в сельском хозяйстве;

- обуздание  инфляции, неизбежной после проведения  либерализации цен. Переход подавленной  инфляции, характерной для командно-административной  системы, проявляющейся в "вымывании  " товаров с прилавков и росте  цен на "черном рынке", в открытую  инфляцию, требует проведения жесткой  антиинфляционной политики;

- развитие  рынка товаров и услуг производственного  и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого  рынка труда;

- формирование  рыночной инфраструктуры, включая  фондовую, валютную, товарные биржи  и др.;

Таким образом, государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения  ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку