Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:17, реферат
Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград
1.Социальный институт.
2.Трансформация политических институтов в России.
3. Экономическая трансформация в России.
4.Список литературы.
Содержание.
1.Социальный институт.
2.Трансформация
политических институтов в
3. Экономическая трансформация в России.
4.Список
литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
По инстититуциональной экономике
На
тему: «Трансакция Формальных
институтов в России
в 90-е годы.»
ВОРОНЕЖ 2011
Социальный институт-это
организованная система связей и
социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества. Это достаточно стойкие
формы организации и
Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.
Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.
Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.
К формальным социальным институтам относятся:
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Трансформация политических институтов.
В СССР существовала
унифицированная структура управления
с четкой системой межведомственного
согласования при выработке решений. Сами
решения принимались в Политбюро и ЦК
КПСС. Механизм восхождения в эти высшие
органы политической власти базировался
на принципе личной преданности, на бюрократической
интриге и представительстве интересов
субъективно важнейших союзных республик
и регионов. Но в 70-х — первой половине
80-х гг. политические и управленческие
решения принимались медленно, с большими
проволочками, увязали в согласованиях.
Почти хроническая в те годы пониженная
дееспособность первого лица (за больным
Брежневым последовали больной Андропов
и больной Черненко) парализовывала работу
аппарата. В итоге страна пробуксовывала.
Жесткая иерархичность политической и
государственной системы обеспечивала
социальную стабильность, не позволяла
выйти наружу застарелым этнонациональным
конфликтам. Но правящий класс СССР, существуя
в условиях заниженной конкурентности,
привыкнув к устойчивым правилам игры,
укоренившейся корпоративности, не просто
терял необходимый динамизм, он провинциализировался.
Наметился разрыв между статусом и, главное,
проблемами мировой сверхдержавы, с одной
стороны, и интеллектуальным потенциалом
ее правящего класса — с другой. Советская
номенклатура 70-80-х гг. ХХ в. утратила психологические
и нравственные особенности и большевиков
20-30-х гг., и военного поколения 40-50-х.
Советское общество
в предперестроечный период характеризовалось
глубокой раздвоенностью: вся политическая
жизнь и осмысление политических
и экономических реалий настоящего
должны были осуществляться в соответствии
с четко заданными идеологическими канонами;
быт общества, включая его культурные
запросы, был не только вне идеологии,
в значительной степени он противостоял
ее догматам. Глубоко укоренившаяся потребительская
ориентация общества усугублялась отсутствием
нормального интеллектуального анализа
действительности, задавленностью новых
духовных исканий.
Революция потребителей,
неосторожно запущенная М.С.Горбачевым,
имела в качестве своего компонента
смутное стремление советской интеллигенции
к более эффективному и справедливому
управлению. Но к созданию нового политического
и административного режима общество
не было подготовлено. Революции не предшествовала
эпоха Просвещения. Интеллектуальная
работа, которая шла в диссидентских кругах
либо имела сугубо протестный характер,
либо страдала явным утопизмом. Для профессионального
осмысления путей переустройства советского
общества условия так и не сложились. События
опережали рефлексию. Впрочем, к немногочисленным
голосам рефлексирующих прислушиваться
ни народ, ни стремительно обновлявшийся
правящий класс не хотели. Ненадолго
ставшие властителями дум «прорабы перестройки»
решали почти исключительно проблему
быстрого и полного слома прежней государственно-хозяйственной
организации.
Собственно реформу
системы хотел осуществить М.С.
Далее М.С.Горбачев
быстро превратился в первую жертву
начатого им же демонтажа партийной
власти. Верхушечная комбинация с созданием
поста союного президента не внесла ничего
принципиально нового в динамику распада
союзного государства. Деградация партийно-государственной
системы вела к освобождению пространства
для деятельности сил, ориентированных
либо на быстрое обогащение, либо на захват
власти под национал-демократическими
лозунгами.
Развал СССР
не явился следствием национально-освободительной
борьбы. То был продукт кумулятивного
эффекта структурного экономического
кризиса, наложившегося на долговременную
больную эволюцию советской бюрократической
системы.
Крах 1991 года и
гайдаровская реформа 1992-го явили собой
победу запоздавшей на семьдесят
лет контрреволюции. Об опасности
такого рода бессодержательной
Апогей анарходемократии
на постсоветском пространстве приходится
на 1991-1993 гг. Обретя в горбачевский период
реальную власть и легитимность, Верховные
Советы претендовали на нечто большее,
чем законодательные полномочия и одновременно
вели бои с президентами, добивавшимися
установления жесткого контроля над всей
государственной машиной. Борьба Верховного
Совета Российской Федерации под руководством
Р.И. Хасбулатова против Б.Н.Ельцина и ее
трагический финал хорошо известны. Долгое
противостояние Верховной Рады Украины
президентской власти не завершено и по
сегодняшний день. Характерно, что инициатор
последнего политического скандала лидер
Соцпартии А.Мороз предлагает значительно
сократить объем полномочий президента.
Свою фазу конфронтации Верховного Совета
и президента А.Г.Лукашенко прошла и Белоруссия.
При этом подобно российскому Съезду народных
депутатов Верховный Совет Белоруссии
последовательно урезал полномочия президента[2].
Антипрезидентские демарши разных масштабов
имели место в Узбекистане[3] и Казахстане.
За исключением Украины и Молдовы во всех
странах СНГ новоявленные парламенты
потерпели поражение. Восточно-авторитарные
системы утвердились в Туркменистане
и Узбекистане. Несколько более мягкие
режимы, с реально действующей, но бессильной
оппозицией, были установлены в Азербайджане,
Казахстане и Белоруссии.
Россия в 90-е гг.
не определяла тип политического развития
других стран СНГ, тем не менее векторная
направленность движения, конституционные
параметры, политические институты во
многих пост-советских государствах формировались
не без российского идейного влияния.
Специфические
способы борьбы при переходе от анархо-демократии
к авторитарной демократии, использовавшиеся
в России, были взяты на вооружение
многими лидерами стран СНГ. Наиболее
очевидный пример — использование
референдумов для укрепления режимов
личной власти. Вслед за российским 1993
года, который подводил к смене конституционного
устройства страны во второй половине
того же года, прошли референдумы в Туркменистане,
Узбекистане, Казахстане. Референдум как
инструмент упрочения исполнительной
власти был использован в 2000 г. и президентом
Украины. В Центральной Азии референдумы
обеспечили продление полномочий президентов
на несколько лет. (Мартовский референдум
1995 года в Узбекистане обеспечил продление
полномочий действовавшего президента
до 2000 г.) Совершенно однозначно населению
было объяснено, что период «игры в демократию»
закончен. Наступила пора стабилизации
власти.
Успех на референдуме
обеспечивал легитимность действиям
исполнительной власти. Некоторые из
пост-советских президентов не ограничивались
этим и стремились подкрепить свои позиции
созданием представительного органа в
противовес фрондировавшему парламенту.
Вслед за Б.Н.Ельциным,
использовавшим в борьбе с Верховным
Советом неконституционный
Оригинальный путь совмещения избранного на основе всеобщего избирательного права парламента и корпоративного представительства предложил Туркмен-баши. Для закрепления единства в среде господствующего класса в Туркменистане был создан уникальный орган — Халк Маслахаты — Народный совет. Как сказано в Конституции Туркменистана, он является Высшим представительным органом власти народа. В состав Халк Маслахаты входят президент республики, председатель Верховного суда, генеральный прокурор, председатель Высшего хозяйственного суда, члены правительства, главы администраций областей, мэры городов и поселков, депутаты парламента и специально избранные народные представители по одному от каждого района[6]. С.Ниязов творчески завершил ту интенцию, что присутствовала в идее создания Съезда народных депутатов СССР.
Информация о работе Трансакция Формальных институтов в России в 90-е годы