Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:28, реферат
Торстейн Бунде Веблен (30 июля 1857, Като, шт. Висконсин — 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Он занимает почетное место в культуре США, привлекая интерес исследователей и биографов. Этот человек был, без сомнения, очень интересным и умным. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884).
Немарксистская позиция Т. Веблена наиболее очевидна в его концепции реформ. Так, критикуя паразитический образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье – владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности, а также осуждая подчинение сферы индустрии миром бизнеса, стремящегося в лице финансистов и крупных предпринимателей лишь к возможно большей прибыли, он ратовал не за революционное устранение классового антагонизма и победу диктатуры пролетариата, а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемую реформированием.
Веблен постоянно подчеркивал, что развитие индустрии подводит к необходимости преобразований, неуклонному ускорению научно-технического прогресса и предсказывал возрастание роли инженерно-технической интеллигенции - «технократии» (лиц, идущих к власти на основании глубокого знания современной техники), установление в будущем их власти. В трактовке Веблена основной целью «технократии» является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который к тому же не осуществляют производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации. Сценарий реформ Т. Веблена состоит в неуклонном ускорении научно-технического прогресса и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. По его убеждению, интеллигенция, рабочие, техники и другие участники производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. Они предопределяют растущую зависимость «бизнеса» от «индустриальной системы», неотвратимость «паралича старого порядка» и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции..
В результате реформ Т. Веблен предвидел установление «нового порядка», при котором руководство промышленным производством страны будет передана специальному «совету техников», и «индустриальная система» перестанет служить интересам «абсентеистских собственников» (монополистов), поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не «денежная выгода», а служение интересам всего общества. Собственность на капитал примет акционерную форму и, тем самым, перестанет быть частной собственностью. В обществе же, которым руководит технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливое распределение. Технократические идеи Веблена получили развитие в работах его последователей.
Однако при всем этом, Веблен не является действительным противником капитализма. Он стоял по сути дела на позициях защиты капитализма и предлагал лишь его радикальное реформирование. Главное острие вебленской критики было направлено против интересов крупнейшей буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен стоял на левом фланге западной экономической мысли и был идеологом радикально настроенной интеллигенции.
И вообще Т. Веблен написал множество крупных трудов. Во всех этих трудах явно чувствуется критика Вебленом основ экономической теории. И, несмотря на то, что Т. Веблен был в прошлом студентом самого Дж. Б. Кларка, он был противником “чистой экономической науки”, вследствие чего многие идеологи того времени сравнивали Веблена с Марксом. У него возникли сомнения насчет того, что возможна саморегулируемость и бескризисность народного хозяйства в целом. Веблен считал, что в экономической науке слишком большое внимание уделяется абстракциям, которые далеки от реальной жизни и необоснованно мало уделяется внимание самому главному – человеку, его психологии,его месту в определенной общественной среде. Он указывал на то, что экономическая теория занята, и, по его мнению, напрасно, поисками достижения равновесия в экономической жизни общества, в то время когда само это общество склонно к постоянно происходящей эволюции, поэтому экономической науке следует искать не пути достижения равновесия, а пути приспособления к складывающимся ситуациям общественной жизни.
Следует отметить, что большое влияние на развитие теорий Т. Веблена оказало учение Ч. Дарвина об эволюции природы. Все постулаты теории Дарвина (борьба за существование и т.д.) Т. Веблен применил к жизнедеятельности общества и формированию общественных институтов. И на основе такого подхода Веблен анализировал экономические явления. И здесь проявляется коренное отличие его взглядов от взглядов практически всех экономистов его времени: экономические явления он рассматривал как устоявшиеся традиции. По мнению Веблена, человеком в его жизни и деятельности движет не подсчет полезности экономических благ и тому подобные “абстракции”, а престиж, общественное положение, родительские чувства, стремление к знанию и т.п. А общественное благополучие Веблен связывал с тем, что в первую очередь человек заботится о благополучии своей семьи, а затем эта забота развивается в заботу об обществе, обо всем человечестве, причем в его понятии все это связывалось с естественными инстинктами. Все эти взгляды были сформулированы Вебленом в его книге “Теория праздного класса”, которая вышла в США в 1899 г.
Т. Веблен считал, что у капитализма есть основное противоречия: между материальным производством – “индустрией” – и сферой управления и обращения – “бизнесом”. Особенно отрицательно Веблен отнТ. Веблен считал, что у капитализма есть основное противоречия: между материальным производством – “индустрией” – и сферой управления и обращения – “бизнесом”. Особенно отрицательно Веблен относился к так называемому “праздному классу”, к которому он относил рантье – владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности (этой проблеме даже посвящена книга Т. Веблена “Абсентеистская собственность”). Негативно Веблен относился и к классу людей, принадлежащих “миру бизнеса”, - финансистам, крупным предпринимателям, - которые, по его мнению, несправедливо подчинили себе “мир индустрии” путем всякого рода кредитных и биржевых махинаций, колоссального раздувания фиктивного капитала, создания сложной системы акционерных обществ, и заинтересованы лишь в получении максимально большой прибыли, а не в эволюции общества к “светлому будущему”. Т. Веблен видел выход в дальнейшей эволюции общества, которая, однако, должна сопровождаться реформированием. Он считал, что в будущем неизбежно наступит приход к власти техническо-инженерной интеллигенции, что и будет правильным и справедливым. Несомненно, Веблен идеализировал “мир индустрии” ( все участники производства, в превую очередь инженеры и рабочие), который является инициатором технического прогресса, а, следовательно, и эволюции всего общественного устройства. Таким образом, по Веблену, все вышесказанное просто предопределяет зависимость “бизнеса” от “индустрии”.
Итак, можно сделать вывод, что Веблену присущ идеалистический подход к изучению исторического развития общества. Основой его понимания истории был институционализм и социальный дарвинизм в отличие от материалистического понимания истории и в отличие от Маркса, с которым его часто сравнивают, особенно в устаревшей советской экономической литературе, идеализировал реформистскую теорию технократии.
Веблен выступил против концепции "экономического человека", получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода "калькулятора удовольствий и тягот". Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы представляют собой сложную и противоречивую систему. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.
Экономическое поведение обусловлено многими факторами. В основе лежат институты: традиции, обычаи, нормы поведения, предписывающие их законы, финансовые и производственные структуры.
"Всякую социальную общность, - отмечал Веблен, - можно рассматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами".
Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны быть изменены.
В условиях рыночной экономики господствующие классы навязывают свои взгляды и образ поведения массовому потребителю. В обществе закрепляются нормы и стандарты, искажающие и усложняющие поведение людей. Они следуют не рациональным принципам и расчетам, а "денежным канонам", принципам "престижного и демонстративного потребления".
В работе "Теория праздного класса" Веблен показывает, что "демонстративная праздность" и "демонстративное расточительство" становятся жизненными установками не только праздного класса. Верхушечным слоям, законодателям "денежного уровня жизни" общества стремятся подражать средние слои, различные группы населения.
Вывод Веблена: капиталистическому обществу присуще не равновесие, а жесткое соперничество. Жизнь в этом обществе - это борьба за существование.
Отмечая возросшую роль инженеров, технической интеллигенции, он полагает, что производственная власть должна перейти от "финансовых капитанов" к инженерам.