Торстейн Бунде Веблен «Теория праздного класса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:15, доклад

Описание работы

Статья о работе Веблена,ееВеблен Торстейн Бунде - американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, диссертация «Этические основания учения о воздаянии». В 1892—1906 преподавал в Чикагском университете, в последующие годы работал в Стэнфордском университете и университете Миссури, стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал «Журнал политической экономии» содержание,основные мысли

Работа содержит 1 файл

институциональная экономика (Веблен).doc

— 76.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по институциональной экономике

на тему: «Торстейн Бунде Веблен «Теория праздного класса» »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

института БСиУП,

группы УП-1

Волкова Валерия

 

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН БУНДЕ

(1857-1929)

 

Веблен Торстейн Бунде - американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, диссертация «Этические основания учения о воздаянии». В 1892—1906 преподавал в Чикагском университете, в последующие годы работал в Стэнфордском университете и университете Миссури, стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал «Журнал политической экономии». Доктор философии с 1884. Основные сочинения: "Теория праздного класса" (1899), "Инстинкт квалификации и состояние ремесел" (1914), "Инженеры и система цен" (1921) и др. Основным мотивом творчества Веблена являлась критика современной социальной элиты Америки. Веблен сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По Веблену, эволюция социальных институтов - закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни - происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения. Основным консервативным фактором - сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно Веблену, результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между  институтами и внешней средой. По его  словам:  “Институты  -  это  результат  процессов,

происходивших в прошлом, они приспособлены  к  обстоятельствам  прошлого  и,

следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями  настоящего

времени”.  По  мысли  Веблена,   несоответствие   между   уже   сложившимися

институтами и изменившимися условиями, внешней средой и  делает  необходимым

изменение существующих институтов, смену устаревших институтов  новыми.  При

этом изменение институтов происходит в соответствии с законом  естественного

отбора. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых Веблен выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, Веблен указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других.

Следуя Моргану, Веблен выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по Веблену, были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность.По  мере  того, как  мирные  занятия  уступали  место  военным походам и грабежам, подавлялся свойственный  человеку  инстинкт  мастеpства.

Если раньше человек боролся в основном с природой,  то  теперь  -  с  другим

человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность,  у

истоков которой стояли насилие и обман.

На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени Веблен считал противостояние "мира бизнеса" (современной ему разновидности праздного класса) и "мира индустрии" (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства Веблен связывал с переходом власти от "бизнеса" к "индустрии", переходом, который произошел бы, по мнению Веблена, в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы "мир бизнеса" к отступлению. Концепция противостояния "бизнеса" и "индустрии" стала после Веблена весьма популярной в западной общественной мысли. Веблен также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу. 

Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена».

Основные труды Веблена

        «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ. The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions, 1899)

        «Теория делового предприятия» (англ. The Theory of Business Enterprise, 1904).

        «Инстинкт мастерства» (англ. The Instinct of Workmanship, 1914)

        «Имперская Германия и промышленный переворот» (англ. Imperial Germany and the Industrial Revolution, 1915)

        «Исследование природы мира и условий его поддержания» (англ. An Inquiry into the Nature of Peace and the Terms if its Perpetuation, 1917).

        «Высшее образование в Америке» (англ. The Higher Learning in America, 1918)

        «Предприниматели и простой человек» (англ. The Vested Interests and the Common Man, 1919)

        «Инженеры и система ценообразования» (англ. The Engineers and the Price System, 1921).

        «Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки» (англ. Absentee Ownership and Business Enterprise in Recent Times: The Case of America, 1923).

 

 

«Теория праздного класса»

Веблен – основоположник институционализма, теории, придающей первостепенное значение исторически определенным формам социального поведения, или институтам. В Теории праздного класса он утверждал, что поведение потребителей, вопреки представлениям неоклассической теории, определяется не индивидуальными оценками товаров по степени их полезности. Так, поведение «праздного класса» часто обусловлено желанием подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного потребления» и «демонстративного расточительства», а низшие классы порой стремятся копировать поведение «праздного класса».

Так, частная  собственность  предстает  в   его   произведениях   как   следствие

изначальной  человеческой  склонности  к   конкуренции:   она   изображается

наиболее заметным доказательством  успеха  в  соревновании  и  "традиционной

основой  уважения".  Более  сложная  психологическая  подоплека  свойственна

категории "завистливое сравнение", играющей в системе  Веблена  чеpезвычайно

важную  роль.  Пpи  помощи  этой  категоpии  Веблен   интерпретирует   такие

экономические явления, как приверженность людей к  престижному  потреблению,

а также к накоплению капитала: собственник  меньшего  по  размеру  состояния

испытывает зависть к более крупному капиталисту  и  стремится  догнать  его;

пpи достижении желаемого уровня проявляется стремление  перегнать  других  и тем самым превзойти конкурентов.

 

Hеоклассики нередко представляли человека  в  виде  идеальной  счетной

установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного  блага,  с  целью

максимизировать общий эффект от  использования  наличного  запаса  ресурсов.

Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более  сложный

часто иррациональный характер, ибо человек  -  не  "машина  для  исчисления

ощущений  наслаждения  и  страдания".  На   поведении   людей   сказываются,

например,  мотивы  демонстративного  престижного  потребления,  завистливого

сравнения,  инстинкт  подражания,  закон  социального  статуса,   и   прочие

врожденные и благоприобретенные  склонности.  Поведение  человека  не  может

сводиться к экономическим моделям, основанным на  принципах  утилитаризма  и

гедонизма.  Данные  рассуждения  Т.  Веблен  использовал,  в  частности,   в полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Клаpка.

Веблен также утверждал, что наличие монополий значительно сокращает объемы производства и приводит к искусственному повышению биржевых и иных цен, чреватому серьезным кризисом (предсказанный им кризис, Великая депрессия, наступил через три месяца после его смерти, в 1929). По Веблену, разумно устроенное общество мог бы создать класс инженеров и технологов; в этом обществе должен был бы существовать генеральный штаб и осуществляться единый контроль над производственными процессами. Технократизм Веблена выразился также в его концепции отставания сознания людей и общественных институтов от научно-технического развития. Вследствие этого отставания, по Веблену, общественный прогресс в 20 в. свелся главным образом к чисто индивидуальной адаптации к объективно протекающему технологическому прогрессу.

Важнейшим итогом теоретической деятельности Веблена стало его  учение об   "абсентеистской   собственности"   (абсентеистская   -   отсутствующая, неосязаемая).    Эта    собственность    бизнесменов,     не     принимающих непосредственного  участия  в   производстве.   Если   раньше,   на   стадии "господства предпринимателей", прибыль  была  закономерным  итогом  полезной предпринимательской деятельности, то в условиях "денежного хозяйства" ХХ  в. главным средством извлечения прибыли  сделался  кредит.  Именно  пpи  помощи кредита бизнесмены (представители  "праздного  класса")  присваивают  акции, облигации,   другие   фиктивные   ценности,   которые   приносят    огромные спекулятивные доходы. В итоге  непомерно  расширяется  рынок  ценных  бумаг, рост  размера  "абсентеистской"  собственности  во  много  раз   превосходит

стоимости материальных активов корпораций. "Абсентеистская собственность"  -

основа существования "праздного класса",  причина  обостряющегося  конфликта

между индустрией и бизнесом.

Пик интереса к работам Веблена в США приходится на 1930-е годы, позднее благодаря его влиянию появились концепции технократического характера, а также труды, посвященные т.н. «революции менеджеров».

Роль учения Веблена

Творчество  Т.  Веблена   вызвало   в   экономической   науке   весьма

разноречивые отклики. Так, представители консервативных и  умеренных  кругов

критикуют  его за неоправданно  резкую, по их  мнению, позицию по  отношению

к  крупному  бизнесу.  Они  же  указывают  на  нереалистичность  многих  его

пророчеств (например, о том, что кредит, равно как и  персонифицирующий  его

банкир, в скором бедующем  "отживает  свой  век").  Напротив,  представители

левой  интеллигенции  боготворят  Веблена  за  его  глубокую,   оригинальную

критику "праздного класса", "денежной цивилизации" в целом.

      Вебленовская концепция эволюции  "индустриальной  системы"  не  прошла

бесследно для левоформатоpского крыла американской экономической мысли.  Она

получила дальнейшее развитие в исследованиях видного экономиста и  социолога

Дж.  К.  Гелбрейта,  в  ряде  футурологических  моделей  О.   Тоффлера,   Р.

Хейлбронера и др.

 

 

 

 

     

     

     

    

     

 

 

 

 

 

 

 

     

     

 



Информация о работе Торстейн Бунде Веблен «Теория праздного класса»