Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ внешнеторговых связей США в современном мире.
Введение………………………………….…………………………………3
1.Отраслевая структура экономики США………………………………..6
2. Внешнеэкономические связи………………………………………….10
2.1. Значение внешней торговли для экономики США………………...10
2.2. Общая характеристика внешней торговли США…………………..13
2.3. Товарная структура внешней торговли США……………………..18
2.4. Географические направления внешней торговли………………….22
2.5. Внешнеторговая политика США……………………………………24
3. Отраслевая международная конкурентоспособность производителей США……………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
2.3. Товарная структура внешней торговли США
Даже
самые благоприятные показатели
динамики внешней торговли сами по
себе еще не являются свидетельством
ее эффективности и соответствия
современным требованиям
Как
уже указывалось, продукция обрабатывающей
промышленности уже давно преобладает
как в экспорте, так и импорте
США, но тенденция к дальнейшему
увеличению этого вида продукции (как
и к повышению степени
США в 1990-х гг. восстановили свое лидерство в мировом экспорте названной продукции: их доля возросла к концу века до 14% (второе место занимает ФРГ-12%). Еще весомее роль США как рынка сбыта такой продукции, экспортируемой другими странами: доля США в соответствующем мировом импорте составляет сейчас примерно 18-19%, превышая более чем в два раза долю следующего импортера, которым опять-таки является ФРГ.
Другое важное направление структурных изменений во внешней торговле – почти неуклонное снижение значения сырьевого компонента. Если говорить только о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США сейчас примерно в три раза ниже, чем во всем мировом экспорте, причем только за последнее десятилетие XX в. она понизилась более чем в полтора раза. В импорте США аналогичный показатель значительно выше, но и его уровень все более понижается (некоторые его изменения связаны с колебаниями мировых цен на нефть). Уменьшается и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США.
В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары. На их долю приходится сейчас более половины всего экспорта и почти половина импорта США. В составе этой товарной группы крупнейшей категорией экспорта и импорта с конца 1980-х – начала 1990-х стало конторское и телекоммуникационное оборудование.
Соединенные Штаты Америки в 90-е годы являлись также бесспорными лидерами в торговле военной продукцией, когда США, резко увеличившие свои поставки на мировой рынок вооружений и военной техники после окончания «холодной» войны. По некоторым данным, Соединенные Штаты к середине 90-х годов поставляли оружие почти в 150 стран мира, продолжая в то же время наращивать усилия по проведению в жизнь активной экспортной политики. При этом многими экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры предпочитают именно американское оружие: во-первых, высокий технический уровень предлагаемой военной продукции; во-вторых, комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания ВВТ; в-третьих, постоянно усиливающееся политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров; в-четвертых, перестройка производственной и сбытовой деятельности американских военно-промышленных компаний с ориентацией на внешние рынки.13
Если применить классификацию
по конечному использованию
Таблица 1.
Товарная
структура внешней торговли США
в текущих ценах и в
Вид продукции | Экспорт | Импорт | ||||||
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | |
Сельскохозяйственные товары | 17,4 | 18,7 | 10,4 | 6,8 | 15,5 | 7,0 | 5,3 | 4,0 |
Промышленное сырье и материалы | 28,9 | 29,0 | 25,0 | 21,1 | 38,1 | 53,0 | 29,1 | 24,7 |
Инвестиционные товары, за исключением автотранспортных средств | 34,6 | 34,0 | 39,5 | 46,2 | 10,0 | 12,3 | 23,3 | 28,3 |
Автотранспортные средства | 9,2 | 7,8 | 9,3 | 10,4 | 13,8 | 11,3 | 17,7 | 16,0 |
Промышленные потребительские товары, за исключением автотранспортных средств | 6,6 | 7,9 | 11,0 | 11,6 | 19,0 | 13,8 | 21,3 | 23,1 |
Прочие промышленные товары | 3,3 | 2,6 | 4,8 | 3,9 | 3,6 | 2,3 | 3,3 | 3,9 |
Доля промышленных потребительских товаров, как в экспорте, так и импорте США в последние два десятилетия XX в. держится примерно на одном уровне. Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой в технологическом отношении продукции американские компании все-таки нашли свою «нишу», с одной стороны, специализируясь на производстве наиболее высококачественных товаров, а с другой – всемерно их, удешевляя посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими или карибскими предприятиями).
2.4. Географические направления внешней торговли.
В распределении американских внешнеторговых потоков по регионам и отдельным странам решающую роль играет изменившийся характер и товарный состав этой торговли. Приоритетное развитие получают торговые связи США с партнерами, наиболее динамично развивающимися и наиболее успешно осваивающими современные технологии достижения, а также имеющими хорошо развитую обрабатывающую промышленность и в целом достаточно диверсифицированную экономику. Соответственно падает значение стран, развитие которых замедлилось, а тем более тех, кому фактически нечего предложить на мировых рынках, кроме сырья и самых примитивных потребительских товаров.
В
отдельных случаях на географической
структуре внешнеторговых связей заметно
сказывается влияние торгово-
Обозначим общие контуры региональной структуры внешнеторговых связей США и общие тенденции ее изменений. Так, доля промышленно развитых стран в американском экспорте в 1950 г. составляла 57%, затем она повысилась, но к 2000 г. вновь понизилась практически до этого же уровня (табл.2). Следует подчеркнуть, что уменьшение доли промышленно развитых стран в 1990-х гг. произошло не из-за сокращения торговли (экспорт США в эти страны возрос в 1,7 раза), а в связи с более динамичным развитием торговых связей с рядом стран, формально относимых к развивающимся, но на самом деле уже индустриальными (Южная Корея, Сингапур и др.).
Довольно сходная картина наблюдается в распределении импорта США, в котором доля промышленно развитых стран также заметно снизилась в 1990-х гг. при абсолютном росте ввоза товаров из этих стран в 2,1 раза. Как и в экспорте, и в этом случае особенно значительно уменьшилась доля Японии, экономика которой уже давно находится в состоянии стагнации. Экспорт США в Японию возрос с 1990 по 2000г. в 1,3 раза, а импорт из Японии – 1,6 раза.
Среди
развивающихся стран к концу
века значительно упала доля в
американской внешней торговле стран
Латинской Америки, за исключением
Мексики. К концу XX в. Мексика заняла
в списке крупнейших покупателей американских
товаров вторе место (после Канады), а в
списке крупнейших поставщиков товаров
на американский рынок – третье место
(после Канады и Японии). В целом же доля
партнеров США по НАФТА (Канады и Мексики)
составляла в 2000 г. в американском экспорте
около 35%, а в импорте – 30%.
Таблица 2.
Географическое направление внешней торговли США в текущих ценах (в % к импорту)
Страны | Экспорт | Импорт | ||||||
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | |
Промышленно развитые страны | 69,1 | 61,2 | 65,2 | 56,8 | 73,2 | 51,2 | 60,2 | 52,0 |
В том числе | ||||||||
Страны Западной Европы | 33,5 | 30,1 | 28,6 | 23,1 | 28,0 | 18,9 | 21,9 | 19,9 |
Канада | 21,0 | 18,6 | 21,4 | 23,2 | 27,8 | 17,2 | 18,7 | 19,1 |
Япония | 10,8 | 9,3 | 12,3 | 8,2 | 14,7 | 12,5 | 18,1 | 12,0 |
Развивающиеся страны | 30,1 | 37,0 | 33,5 | 42,4 | 26,1 | 47,7 | 39,3 | 46,7 |
Страны Восточной Европы* | 0,8 | 1,8 | 1,1 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 1,3 |
*- страны Восточной Европы в 1970-1990 гг. включают СССР, а в 2000г-Россию и другие республики бывшего СССР.
Очень динамично в последние годы развиваются и торговые отношения США со странами Юго-Восточной Азии, которые относятся к категории «новых индустриальных стран». Их доля в экспорте США поднялась к 2000 г. до 30%, а в импорте достигла почти 40%. Среди них наиболее активно развивается торговля США с Китаем, доля которого и в импорте, и в экспорте США за последние 10 лет почти удвоилась. Причем по объему поставок товаров на американский рынок к концу 1990-х гг. Китай вышел на четвертое место среди крупнейших партнеров США (после Канады, Японии и Мексики). В экспорте США его доля пока что, правда, не велика.15
2.5. Внешнеторговая политика США.
Внешнеторговая
политика США основана на понимании
того, что в стратегическом плане
государство заинтересовано в расширении
международного торгового обмена, который
создает благоприятные условия
для формирования наиболее эффективной
структуры экономики и
Выдвигая
на первый план лозунг «свободной торговли»,
США, однако, проявляют значительный
прагматизм в текущей политике, не
останавливаясь при необходимости
перед применением чисто
Для реализации своих целей в области международной торговли США активно используют механизм переговоров, проводимых как на многосторонней (в рамках ГАТТ\ВТО, иногда ОЭСР), так и двусторонней и региональной основе. США нередко прибегают и к односторонним мерам, что порою приводит к возникновению конфликтов в отношениях с отдельными государствами и локальным торговым «войнам», тем более что для США характерна весьма вольная трактовка международных торговых норм (например, о злоупотреблении Соединенными Штатами мерами антидемпингового регулирования был даже официально поставлен вопрос в ВТО). Иногда США применяют методы и средства торговой политики, вообще не предусмотренные международными нормами.
Информация о работе Торговая стратегия США в современном мире