Топливно-энергетический комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.
Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. При этом, по выводам Международного энергетического агентства, нефть и газ сохранят свои доминирующие позиции. Одновременно произойдет усиление позиций России как ведущего экспортера различных видов энергоресурсов.

Работа содержит 1 файл

Топливно-энергетический комплекс.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

     Известный экономический постулат "деньги должны работать" у нас в стране необходимо трактовать и исполнять  так: "отечественные деньги должны работать на отечественную экономику". Учитывая мировую конъюнктуру цен, можно многого добиться в решении экономических проблем государства путем более масштабного, чем предусмотрено Энергетической стратегией, развития газовой промышленности.

     Я согласен с мнением председателя совета союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и  газовой промышленности России, президента российского союза нефтегазостроителей Ю. Баталина , что необходимо к 2020 г. выходить на уровень добычи не менее 900 млрд. куб. м газа в год. Ресурсная база позволяет ставить такую задачу, а у газовиков и строителей имеется огромный опыт ускоренного развития газовой промышленности. Как известно, в советское время на севере Тюменской области всего за 20 лет, с 1972 по 1992 г. были созданы мощности по добыче 576 млрд. куб. м газа. В 2003 г. в России было добыто 620 млрд. куб. м газа.

     Решать  поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

     На  Восточной Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.

     Россия - евразийская страна, однако до сих  пор ее экономика обращена на Запад, и это направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в  последнее время в мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья. Особенно быстро растет использование нефти в Китае.

     В то же время усиливается конкуренция  на энергетических рынках Европы в  связи с их либерализацией и ожидаемым  увеличением в ближайшем будущем  поставок туда газа из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость России.

     С учетом благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового комплекса.

     Основными целями реализации этой программы должны стать следующие: создание нового высокоэффективного энергетического и промышленного  центра страны, обеспечение ускоренного  экономического и социального развития региона, укрепление евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.

     Проблемы  формирования Восточносибирского нефтегазового  комплекса и варианты сооружения экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие страны АТР обсуждаются уже длительное время.

     Открытые  месторождения нефти и газа в  Восточной Сибири разбросаны по большой  территории, удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат  различным недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству месторождений и строительству трубопроводов.

     Имеются факторы, осложняющие освоение газовых  месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые здесь дебиты скважин  относительно невысокие. В газе восточносибирских  месторождений содержится большое  число компонентов, являющихся ценным сырьем для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу газа высокими темпами.

     Характерной особенностью месторождений Восточной  Сибири и Якутии является то, что  большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными. Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.

     Поэтому ключевым вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений строительства газопроводов и нефтепроводов.

     Уже рассмотрены варианты строительства  трубопроводов с месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности всего региона.

     Опираясь  на потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и целесообразно ставить  задачу выйти к 2020 г. в восточных  регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20 млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов, материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в Китай, Корею и другие страны АТР.

     В целях ускорения освоения нефтегазоконденсатных  месторождений Восточной Сибири и быстрого решения вопроса по формированию ресурсной базы для  поставки нефти в Китай и другие страны АТР, а также получения  части средств на развитие нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное - зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.

     По  нашим оценкам, протяженность газопровода  от Заполярного до Забайкальска составит 3700-3900 км. Стоимость одной нитки  оценивается до 12 млрд. долл. США. Продолжительность  строительства составит 3 года. К  осуществлению проектов сооружения газопроводов из Пур-Тазовского региона на восток могли бы быть привлечены и независимые отечественные производители газа, чтобы решить тем самым их проблему доступа к экспортной трубе. Предпочтительным следует считать сооружение через территорию нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (Юрубчено-Тохомское и др.) первоначально газопровода и уже затем нефтепровода, так как это позволит с самого начала разработки нефтяных пластов не допустить потерь нефтяного газа. С учетом того, что ОАО "Газпром" приняло стратегическое решение заняться масштабной разработкой нефтяных месторождений, "восточный вектор" окажется весьма эффективным и для развития нефтяного сектора. Как известно, Правительством принято решение о строительстве нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

       

          Диаграмма 4. Доля России в мировой добыче нефти и газа 

     Безусловно, этот нефтепровод подтолкнет развитие нефтяной промышленности Восточной  Сибири и позволит расширить экономические  связи со странами АТР. У этого нефтепровода есть предыстория. В начале 1973 г. между правительствами СССР и Японии была достигнута договоренность о поставках Советским Союзом в Японию до 40 млн. т нефти в год. Для этой цели намечалось построить нефтепровод из Западной Сибири до бухты Ольга на берегу Охотского моря. Проект нефтепровода широко обсуждался, и я принимал в этих обсуждениях активное участие. В начале стоимость нефтепровода оценивалась в 2,5-3,5 млрд. руб., а срок строительства в 3,0-3,5 года. При более тщательном изучении пришли к выводу, что нефтепровод будет стоить 5-6 млрд. руб., а на его строительство уйдет примерно 5 лет, так как строители не имели возможности в тот период сосредоточить на нем необходимые силы. В это же время обсуждался проект строительства БАМа. Естественно, вставал вопрос, а что строить вначале? БАМ создавал условия для разработки месторождений многих полезных ископаемых, на 600 км сокращал расстояние транспортирования грузов с Дальнего Востока в Центр страны, решал ряд стратегических задач. При этом стоимость и сроки строительства БАМа оказались одинаковыми с аналогичными показателями по нефтепроводу. В конечном счете в 1974 г. было принято решение строить БАМ и по завершении его строительства поставлять по железной дороге в Японию до 20 млн. т нефти, а по мере открытия в Восточной Сибири нефтяных месторождений, построить на Восток и нефтепровод.

     Сегодня для исполнения ранее принятых решений  необходимо организовать поставку нефти  Японии и другим странам АТР по БАМу и приступить к сооружению нефтепровода. Но так как ресурсы открытых в Восточной Сибири нефтяных месторождений пока невелики, то, для того чтобы обеспечить загрузку нефтепровода до 80 млн. т, необходимо осуществить крупномасштабные геологоразведочные работы.

     Для быстрого и надежного решения ресурсной проблемы, предлагается построить нефтепровод из восточной части Пур-Тазовского нефтегазового региона до соединения с восточным нефтепроводом в районе Усть-Кута.

     Головные  сооружения такого нефтепровода можно  было бы разместить в районе нефтяного месторождения Русское. На этот нефтепровод целесообразно ориентировать разработку Ванкорской группы месторождений, Русского нефтяного и ряда других нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений восточной части Пур-Тазовского региона. Кроме того, ресурсной базой нефтепровода будут Юрубчено-Тохомское, Собиновское, Куюмбинское, Пайгинское и другие месторождения Красноярского края и Иркутской области, прилегающие к нефтепроводу. По оценке геологов, ресурсная база в зоне нефтепровода позволит обеспечить добычу 80-100 млн. т нефти в год, а в дальнейшем, после проведения геологоразведочных работ на прилегающих к нему территориях, ее объемы существенно возрастут.

     Строительство газопроводов и нефтепровода из Пур-Тазовского региона позволит реально ускорить освоение открытых месторождений восточной части Пур-Тазовского региона, Красноярского края и Иркутской области, стимулировать геолого-разведочные работы в Восточной Сибири и создаст большие возможности по экспорту нефти и газа в страны АТР, благодаря использованию новой мощной ресурсной базы. Недопустимо и дальше ориентироваться главным образом на экспорт нефти и газа. Ведущие государства мира, в результате использования внутри своих стран этих углеводородов и продуктов их переработки, получают экономический эффект в 8-10 раз больше, чем страны, которые только продают нефть и газ. Во второй половине XX века страны "большой семерки" и ряд других государств добились больших успехов в своем экономическом и социальном развитии во многом именно благодаря автомобилизации и химизации своих экономик. Химизация и автомобилизация мировой экономики продолжается высокими темпами и сейчас. Мы же в этом направлении практически ничего не предпринимаем и даже не обсуждаем эту тему, из-за чего продолжаем все больше отставать по производству современных химических продуктов от других стран мира. Так, в 2000 г. мы произвели химических волокон на душу населения меньше США в 19 раз, Китая - 4,5 раза, Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии - в 3-7 раз.

     Также требуются большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири - в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными соглашениями.

     Для финансирования восточной газопроводной  системы и нефтепровода из Пур-Тазовского газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс