Топливно-энергетический комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.
Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. При этом, по выводам Международного энергетического агентства, нефть и газ сохранят свои доминирующие позиции. Одновременно произойдет усиление позиций России как ведущего экспортера различных видов энергоресурсов.

Работа содержит 1 файл

Топливно-энергетический комплекс.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

       
 

                                                       Диаграмма 1. Добыча нефти 

     2.3 Нефтеперерабатывающая  промышленность

  

 Рост объемов  первичной переработки нефтяного  сырья за январь-февраль 2005 г. к январю-февралю 2004 г. на 6,5% позволил увеличить производство автобензина на 8,7%, дизельного топлива – 7,5% и мазута топочного на 5,2%.

     Наибольший  рост объемов нефтепереработки имеет  место в АО «Салаватнефтеоргсинтез» (+0,32 млн т или 32,3%), ОАО «СИДАНКО» (+0,16 млн т или  20,3%) ОАО «Сургутнефтегаз» (+ 0,39 млн т или  14,6%), «Хабаровском НПЗ» (+ 0,06 млн т или  13,6%), ОАО «Татнефть» (+ 0,14 млн т или  12,8%), НК «Башнефтехим» (+ 0,1 млн т или  3,6%), и ОАО «ТНК-ВР» (+ 0,21 млн т или  6,3). Некоторое снижение объемов переработки отмечены на ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (-0,03 млн т или  99,5%) и ОАО «НК «Роснефть» (-0,03 млн т или  98,2 процента). Превышение предложения над спросом на внутреннем рынке  нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен, как у производителей, так и в розничной торговле.

     С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты, объем первичной переработки нефти в 1 квартале 2005 года оценивается в размере 50 млн т (105,5% к уровню 2004 года). Намечается произвести 7,8 млн т автомобильного бензина (108,3%), 14,5 млн т дизельного топлива (105,8%) и 14,1 млн т топочного мазута (102,9 процента).

     

     Диаграмма 2. Переработка нефти

     2.4 Отрасли ТЭК: Атомная  энергетика

 

     Энергетическая  стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

     Долгосрочные  балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предусматривают совершенствование  структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.

     Потенциальные возможности, основные принципы и направления  долгосрочного развития атомной  энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.

     Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса

  2005 2010 2015 2020 Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%)
Стратегия развития атомной  энергетики России в  первой половине XXI века. 
Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика"
Всего 945-995 1020-1135 1100-1315 1200-1545 16-33 
(2,5%)
в том  числе АЭС 174 212 - 340 10,5 
(5%)
Энергетическая  стратегия России на период до 2020 года
Всего 930-935 1015-1070 1110-1205 1205-1365 17-24 
(2,2%)
в том  числе 
  в европейской части
  710-750 780-845 850-960 12-17 
(2,5%)
в том  числе АЭС 161-167 180-200 210-266 230-300 5-8 
(4,5%)
 

     Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана  и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.

     Долгосрочная  отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение  в период 2010-2030 годов новой ядерной  энерготехнологии IV поколения на быстрых  реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым  топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.

     Базовый сценарий Энергетической стратегии  предусматривает:
  • обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;
  • достижение производства электроэнергии на АЭС – 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:
Период 2006-2010 2011-2015 2016-2020
Темп  ввода мощностей за период, ГВт/год 0,4 1,2 1,5
 

     Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени

  • развитие поточной технологии строительства с обеспечением строительных процессов на пяти площадках к 2007 году и на восьми к 2015 году;
  • реализацию проектов Курского энергокомплекса АЭС-ГАЭС мощностью до 0,5 ГВт, энергообеспечения магистральных газоперекачивающих систем и систем теплоснабжения от АЭС;
  • потребность в новых линиях выдачи мощностей Калининской, Кольской, Балаковской, Волгодонской, будущей Северо-Западной АЭС;
  • реализацию инновационного развития.
  • замена энергоблоков ВВЭР-1000 на ВВЭР-1500 в базовом сценарии приведет к росту суммарной выработки 55 млрд.кВт.ч до 2020 года, что составляет около 2% от общей выработки АЭС за этот период.

     Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется  ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).

     Однако  программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных  и научных кадров пока отсутствует.

     Атомная энергетика – это часть электроэнергетики  России, часть топливно-энергетического  комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.

     Необходимо  политическое решение с необходимой  государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как  одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.

     С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).  

 

     

     3 Основные факторы  развития комплекса,  их наличие и  состояние

 

     Энергетическая  политика есть органическая составляющая экономической политики любого государства. Основная цель социально-экономического развития нашей страны — качественное улучшение жизни населения и возрождение государства.

     Долгие  годы в России действовала модель «количественного» развития энергетики. Наши уверенность в неисчерпаемости природных богатств и безмерная расточительность в использовании энергии приводят (и сегодня это стало очевидным) к разрыву естественных связей в системе «энергетика—экономика—природа—человек».

     В последнее двадцатилетие энергетика как движущая сила триады «общество—экономика—окружающая среда» обеспечивала рост благосостояния людей в мире в целом примерно одинаково за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Причем в развитых странах это давало 60—65 процентов экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в среднем по миру на 18, а в развитых странах — на 21—27 процентов.

     В отличие от этой безусловно позитивной глобальной тенденции в России из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость национального дохода не снижалась, а в 1990—1996 годах увеличилась на 15 процентов и затем стабилизировалась на уровне, превышающем мировые показатели в 3,15 раза и развитых стран — в 3,5—3,7 раза.

     Исследовав материалы Петербургского экономического форума-98, где представлены основополагающие доклады и выступления, решения секций угольной, энергетической, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, атомной энергетики, я  полностью согласен с мнением, что по проблемам топливно-энергетического комплекса отмечается углубление кризисных явлений в экономике России.

     В связи с этим особое значение для  экономики России приобретает продуманная  государственная политика в сфере  топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора отечественной экономики.

     Учитывая, что доля России в мировой добыче составляет 12 % по нефти и углю, и 28% - по газу, дальнейшее развитие топливно-энергетического  комплекса является необходимым  условием выхода страны из кризиса.

     Вместе  с тем продолжающийся кризис неплатежей, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, непродуманные действия Правительства в области денежно-кредитной  и налоговой политики привели  отрасли топливно-энергетического  комплекса к финансовому кризису, углубившемуся в связи с необоснованной реструктуризацией (особенно угольной отрасли).

     Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство  сырьевой базы отрасли, необходимо развивать  опережающими темпами поисковые  работы в перспективных нефтегазоносных районах с высокой результативностью работ с целью подготовки фонда структур для глубокого разведочного бурения.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс