Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа
Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.
Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. При этом, по выводам Международного энергетического агентства, нефть и газ сохранят свои доминирующие позиции. Одновременно произойдет усиление позиций России как ведущего экспортера различных видов энергоресурсов.
Диаграмма 1. Добыча нефти
Рост объемов
первичной переработки
Наибольший рост объемов нефтепереработки имеет место в АО «Салаватнефтеоргсинтез» (+0,32 млн т или 32,3%), ОАО «СИДАНКО» (+0,16 млн т или 20,3%) ОАО «Сургутнефтегаз» (+ 0,39 млн т или 14,6%), «Хабаровском НПЗ» (+ 0,06 млн т или 13,6%), ОАО «Татнефть» (+ 0,14 млн т или 12,8%), НК «Башнефтехим» (+ 0,1 млн т или 3,6%), и ОАО «ТНК-ВР» (+ 0,21 млн т или 6,3). Некоторое снижение объемов переработки отмечены на ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (-0,03 млн т или 99,5%) и ОАО «НК «Роснефть» (-0,03 млн т или 98,2 процента). Превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен, как у производителей, так и в розничной торговле.
С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты, объем первичной переработки нефти в 1 квартале 2005 года оценивается в размере 50 млн т (105,5% к уровню 2004 года). Намечается произвести 7,8 млн т автомобильного бензина (108,3%), 14,5 млн т дизельного топлива (105,8%) и 14,1 млн т топочного мазута (102,9 процента).
Диаграмма 2. Переработка нефти
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.
Долгосрочные
балансы топливно-
Потенциальные возможности, основные принципы и направления долгосрочного развития атомной энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.
Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%) | ||
Стратегия
развития атомной
энергетики России в
первой половине XXI века. |
Всего | 945-995 | 1020-1135 | 1100-1315 | 1200-1545 | 16-33 (2,5%) |
в том числе АЭС | 174 | 212 | - | 340 | 10,5 (5%) | |
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года |
Всего | 930-935 | 1015-1070 | 1110-1205 | 1205-1365 | 17-24 (2,2%) |
в том
числе в европейской части |
710-750 | 780-845 | 850-960 | 12-17 (2,5%) | ||
в том числе АЭС | 161-167 | 180-200 | 210-266 | 230-300 | 5-8 (4,5%) |
Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.
Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.
Период | 2006-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 |
Темп ввода мощностей за период, ГВт/год | 0,4 | 1,2 | 1,5 |
Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени
Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).
Однако программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных и научных кадров пока отсутствует.
Атомная
энергетика – это часть электроэнергетики
России, часть топливно-
Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.
С
учётом серьезных задач по другим
направлениям энергетического комплекса
(развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего
на текущий момент и в ближайшей перспективе
экономическую стабильность государства,
модернизация и развитие электроэнергетического
сектора, определяющего энергобезопасность
внутри страны) необходимое наращивание
бюджетного финансирования на атомную
энергетику не отменяет и не подменяет
поиск механизмов и стимулов внебюджетного
финансирования (государственные гарантии
по долгосрочным кредитам, разделение
гражданских и оборонных производств
и использование государственно-частного
партнерства, привлечение в качестве инвесторов
крупные производства под долговременные
договора на поставку электроэнергии
по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).
Энергетическая политика есть органическая составляющая экономической политики любого государства. Основная цель социально-экономического развития нашей страны — качественное улучшение жизни населения и возрождение государства.
Долгие
годы в России действовала модель
«количественного» развития энергетики.
Наши уверенность в неисчерпаемости природных
богатств и безмерная расточительность
в использовании энергии приводят (и сегодня
это стало очевидным) к разрыву естественных
связей в системе «энергетика—экономика—природа—
В последнее двадцатилетие энергетика как движущая сила триады «общество—экономика—окружающая среда» обеспечивала рост благосостояния людей в мире в целом примерно одинаково за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Причем в развитых странах это давало 60—65 процентов экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в среднем по миру на 18, а в развитых странах — на 21—27 процентов.
В отличие от этой безусловно позитивной глобальной тенденции в России из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость национального дохода не снижалась, а в 1990—1996 годах увеличилась на 15 процентов и затем стабилизировалась на уровне, превышающем мировые показатели в 3,15 раза и развитых стран — в 3,5—3,7 раза.
Исследовав материалы Петербургского экономического форума-98, где представлены основополагающие доклады и выступления, решения секций угольной, энергетической, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, атомной энергетики, я полностью согласен с мнением, что по проблемам топливно-энергетического комплекса отмечается углубление кризисных явлений в экономике России.
В связи с этим особое значение для экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора отечественной экономики.
Учитывая, что доля России в мировой добыче составляет 12 % по нефти и углю, и 28% - по газу, дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса является необходимым условием выхода страны из кризиса.
Вместе
с тем продолжающийся кризис неплатежей,
растущие дебиторская и кредиторская
задолженности, непродуманные действия
Правительства в области
Чтобы
обеспечить расширенное воспроизводство
сырьевой базы отрасли, необходимо развивать
опережающими темпами поисковые
работы в перспективных