Типы рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть типы рыночных структур и виды конкуренции.
Предметом данной курсовой работы является типы рыночнаых структур, а объектом особенности рыночной структуры.

Содержание

Введение..........................
1 . Типы рыночных структур: виды, функции, проявления, методы ругулирования
1.1Типы рыночных структур: суть , виды,особенности
1.2Классификация рыночных структур
1.3Методы регулирования различных рыночных структур
2. Монополия в Китае: текущее состояние и методы регулирования
2.1. Монополия в Китае: текущее состояние
2.2. Антимонопольное законодательство в Китае
3. Антимонопольное законодательство в Китае и за рубежом
3.1. Антимонопольное законодательство в России
3.2. Антимонопольное законодательство в Китае и России: сравнительный анализ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Другие  исследования обнаружили, что реклама  способствует росту прибыли. Эти  исследования указывают на то, что, чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж в отрасти, тем выше отраслевая норма прибыли. Поскольку более высокие прибыли указывают на наличие монопольной власти, то это подразумевает, что реклама ведет к большему монопольному контролю над ценой. Неясно, однако, обусловливают ли более высокие рекламные расходы более высокие прибыли или более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия - это рыночная структура, при которой  в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими  фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок  алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и  пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

Обычно  на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих  фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые  фирмы могут влиять на цену благодаря  их большим долям в общем, выпускаемом  количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или  выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что  каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска  вызовет реакцию конкурирующих  фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую  какой-либо продавец ожидает от соперничающих  фирм в ответ на изменения установленных  им цены, объема выпуска или изменения  деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные  продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Поведение фирм на олигополистических рынках можно  уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем  является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу  и установление величины выпуска. Не многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга  на свои решения. Они выбирают такую  стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами  для входа на рынок, схожими с  теми, которые обсуждались для  монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для  всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем  были бы у множества фирм. Существование  естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. Подытоживая, заметим, что олигополистические рынки обладают следующими чертами:

1. Всего  несколько фирм снабжают весь  рынок. Продукт, который они  поставляют, может быть как стандартизированным,  так и дифференцированным.

2. По  крайней мере, некоторые фирмы  в олигополистической отрасли  обладают крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые  фирмы на рынке обладают способностью  влиять на цену товара, варьируя  его наличие на рынке.

3. Фирмы  в отрасли сознают свою взаимозависимость.  Продавцы всегда считаются с  реакцией своих конкурентов, когда  устанавливают цены, ориентиры по  объемам продаж, размер рекламных  расходов или принимают другие  деловые меры. Нет единой модели  олигополии. Можно разработать ряд  моделей, объясняющих поведение  фирм в конкретных ситуациях,  основываясь на том, какие строят  предположения фирмы относительно  реакции своих соперников. Описываемые  ниже модели показывают, как при  олигополии проявляется тенденция  к уменьшению прибылей из-за  конкуренции. Разрушительное действие  олигополистического соперничества  на цены толкает фирмы к  сговору, чтобы уменьшить конкуренцию  и увеличить прибыли. 
 

Схема классификации  рыночных структур.

 
 
п 
 
о 
 
т 
 
р 
 
е 
 
б 
 
и 
 
т 
 
е 
 
л 
и
 
производители
 
много
 
несколько
 
Один
 
много
 
1.Совершенная конкуренция или  монополистическая конкуренция
 
2.Чистая олигополия
 
3.Чистая монополия
 
несколько
 
4. Ограниченная монополия потребителя
 
5.Двустороняя монополия
 
6.Ограниченая монополия производителя
 
один
 
7.Чистая монополия потребителя
 
8.Ограниченая монопсия
 
9.Двустороняя монополия

1.3Методы регулирования  различных рыночных структур

В России доминирующие на рынке фирмы могут  быть отнесены к одной из трех категорий:

  • естественные монополии;
  • разрешенные монополии;
  • временные монополии.

Естественные  монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;

б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

Разрешенными  монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Временными  монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно  временные и естественные монополии  стали предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства  в целом. Хозяйственная практика показывает, что как раз такие  отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

Способы борьбы с естественными  монополиями:

  • 1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать;
  • 2. Внешнее установление уровня и структуры цен;
  • 3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.

То есть в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения  будет ограничена, а на смену ей приходит государственное экономическое  управление.

Для ослабления власти над  рынком временных  монополий государство  может осуществлять следующие меры:

  • 1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста;
  • 4. Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • 5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка.
 

 2. Монополия  в Китае: текущее состояние  и методы регулирования

2.1. Монополия  в Китае: текущее состояние

长期以来,垄断企业的高收入、高福利,损害了社会分配的公平;一些领域层出不穷的“霸王条款”以及“唯我独尊”的劣质服务,直接侵害了消费者的利益;说收费就收费,说涨价就涨价,甚至动辄把听证会开成“涨价会”,还总拿“国际惯例”和“国际接轨”说事,百姓对此怨声载道……

2.2. Антимонопольное  законодательство в Китае

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующе положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала, контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

为了预防和制止垄断行为,保护市场公平竞争,提高经济运行效率,维护消费者利益和社会公共利益,促进社会主义市场经济健康发展,制定本法。 
    第二条 中华人民共和国境内经济活动中的垄断行为,适用本法;中华人民共和国境外的垄断行为,对境内市场竞争产生排除、限制影响的,适用本法。 
    第三条 本法规定的垄断行为包括: 
    (一)经营者达成垄断协议; 
    (二)经营者滥用市场支配地位; 
    (三)具有或者可能具有排除、限制竞争效果的经营者集中。 
    第四条 国家制定和实施与社会主义市场经济相适应的竞争规则,完善宏观调控,健全统一、开放、竞争、有序的市场体系。 
    第五条 经营者可以通过公平竞争、自愿联合,依法实施集中,扩大经营规模,提高市场竞争能力。 
    第六条 具有市场支配地位的经营者,不得滥用市场支配地位,排除、限制竞争。 
    第七条 国有经济占控制地位的关系国民经济命脉和国家安全的行业以及依法实行专营专卖的行业,国家对其经营者的合法经营活动予以保护,并对经营者的经营行为及其商品和服务的价格依法实施监管和调控,维护消费者利益,促进技术进步。 
    前款规定行业的经营者应当依法经营,诚实守信,严格自律,接受社会公众的监督,不得利用其控制地位或者专营专卖地位损害消费者利益。 
    第八条 行政机关和法律、法规授权的具有管理公共事务职能的组织不得滥用行政权力,排除、限制竞争。 
    第九条 国务院设立反垄断委员会,负责组织、协调、指导反垄断工作,履行下列职责: 
    (一)研究拟订有关竞争政策; 
    (二)组织调查、评估市场总体竞争状况,发布评估报告; 
    (三)制定、发布反垄断指南; 
    (四)协调反垄断行政执法工作; 
    (五)国务院规定的其他职责。 
    国务院反垄断委员会的组成和工作规则由国务院规定。 
    第十条 国务院规定的承担反垄断执法职责的机构(以下统称国务院反垄断执法机构)依照本法规定,负责反垄断执法工作。 
    国务院反垄断执法机构根据工作需要,可以授权省、自治区、直辖市人民政府相应的机构,依照本法规定负责有关反垄断执法工作。 
    第十一条 行业协会应当加强行业自律,引导本行业的经营者依法竞争,维护市场竞争秩序。 
    第十二条 本法所称经营者,是指从事商品生产、经营或者提供服务的自然人、法人和其他组织。 
    本法所称相关市场,是指经营者在一定时期内就特定商品或者服务(以下统称商品)进行竞争的商品范围和地域范围。

3. Антимонопольное  законодательство в Китае и  за рубежом

3.1. Антимонопольное  законодательство в России

В России антимонопольное законодательство появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 МР 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 была принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определённого товара составляет 65% и более.

Сегодня практически любая крупная компания в России сталкивается с необходимостью учитывать требования антимонопольного законодательства в своей деятельности. Покупка крупных активов, заключение дистрибьюторских соглашений, внедрение  бонусных и скидочных программ, размещение рекламы – все эти мероприятия  при определенных условиях могут  быть реализованы только после анализа  их соответствия антимонопольному законодательству РФ, а в некоторых случаях –  после получения разрешения федеральной  антимонопольной службы (ее территориального управления). Несоблюдение установленных  требований влечет достаточно серьезную  ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. При этом необходимо учитывать, что антимонопольное  право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права, которая претерпела за последнее  десятилетие существенные изменения  и продолжает совершенствоваться.  

Антимонопольная практика Юридической фирмы «КЛИФФ»  одна из сильнейших практик компании. Наши юристы имеют значительный опыт консультирования и сопровождения  проектов, находящихся в сфере  антимонопольного контроля.и являются  членами Некоммерческого Партнерства « Содействие развития конкуренции» 

3.2. Антимонопольное  законодательство в Китае и  России: сравнительный анализ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Типы рыночных структур