Типы рынков и порядок ценообразования на них

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встаёт задача - назначение цены на свои товары или услуги. Как устанавливаются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Вопрос ценообразования один из важнейших вопросов, которые решает любая коммерческая структура на протяжении всей своей деятельности. Так как от того какая установлена цена на товар (работы, услуги) зависит прибыль организации.

Работа содержит 1 файл

Доклад ценообр.docx

— 27.02 Кб (Скачать)

  При олигополистической конкуренции применяется множество  стратегий и методов ценообразования. Одним из примеров может служить  координация действии при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление "параллельной ценовой политики". Координация цен заключается в том, что фирмы калькулируют издержки производства по унифицированным специальным статьям затрат и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают конкретную цену. Под действием рыночных факторов цены всех фирм меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении.

  На рынке  олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы, занимающие на нем  значительный удельный вес (более 20%), что  позволяет им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут  побудить другие фирмы снизить или  повысить цены определенных товаров), или варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от фирм-конкурентов и должны учитывать их реакцию.

  В современных  российских условиях также наибольшая часть промышленной продукции я  некоторых видов услуг производится в олигополистических отраслях и  входящих в них компаниях. К таковым, например, относятся нефтедобывающая в нефтеперерабатывающая промышленность, в которую входят разные акционерные общества и компаний (в том числе "Татнефть", "Славнефть", "Онако", "Коми ТЭК", "Сиданко", ГП "Роснефть". "Лукойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз" и др.), угольная промышленность - с учетом региональной структуры и локализации сферы рынков, черная металлургия - по основным видам продукции и с учетом специализации производства, цветная металлургия (производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.), станкостроение, моторостроение, производство электромашин, электродвигателей, автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов, экскаваторов, телевизоров, радиоаппаратуры, электронно-вычислительной техники, холодильников, стиральных машин, химическая промышленность (большинство видов продукции), транспортные услуги (авиационные и морские перевозки) и др.

  Олигопония подразумевает конкуренцию немногих концентрированных покупателей, которые в силу своего положения способны оказывать существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия функционирования рынка. В российских условиях олигопсония характерна в реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.

  В настоящее  время наиболее эффективными моделями ценообразования на рынке олигополистической конкуренции являются модели, основанные на математической теории игр, с помощью  которой анализируются варианты поведения субъектов с противоположными интересами. Она показывает, к каким  последствиям может привести "война  цен" между фирмами, при каких  условиях они могут рассчитывать на уверенный успех и стабильность рыночной конъюнктуры. Математическая теория игр позволяет руководству  фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на рынке олигополистической конкуренции.

  4. Рынок чистой монополии - особый тип рынка, состоящий из одного продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия (фирма) или частная нерегулируемая монополия). С помощью государственной монополии можно регулировать потребление того или иного товара. Государство может установить цену ниже себестоимости производства товара, если определенные группы населения не в состоянии приобретать его за полную стоимость, или резко увеличить цену для ограничения потребления конкретного продукта. В случае регулируемой монополии цена может быть сформирована с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов, которые дают возможность поддерживать и расширять производство.

  Частные фирмы-монополисты устанавливают  высокие цены своей продукции  самостоятельно, в большей степени  не ориентируясь на ценовую политику других фирм или согласовывая цены товаров с местной администрацией. Фирмы не всегда запрашивают максимально  возможную цену, опасаясь из-за ее высокого уровня введения государственного регулирования  цен, привлечения новых конкурентов, потери части покупателей, а устанавливают  невысокие цены и тем самым  стремятся быстрее занять значительную долю на рынке определенного товара. Обладая большой свободой в установлении цены, фирма, однако, определяет ее оптимальный  уровень на основе спроса на свою продукцию.

  Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, базируются на принципе ценовой дискриминации. Следуя данному принципу, фирма продает  свой товар (услугу) различным группам  покупателей по разным ценам независимо от издержек производства.

  Различают следующие формы ценовой дискриминации:

  ·     по группам покупателей - различным покупателям один и тот же товар продается по разным ценам;

  ·     по варианту товаров или услуг - различные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета отличий в затратах;

  ·     по территории - в различных регионах товар реализуется по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с производством и доставкой продукции, одинаковые;

  ·     по времени - разные цены товара устанавливаются в зависимости от сезона, месяца года, дней недели, времени суток (дневное, вечернее, ночное).

  В некоторых  случаях фирма-монополист может  реализовать свой товар по очень  низким ценам, в том числе за пределами  страны. Такая политика называется демпингом, т.е. продажа товаров на рынке осуществляется по искусственно заниженным ценам, возможно, ниже себестоимости. Цель ее заключается в вытеснении конкурентов и завоевании внешних  рынков сбыта для увеличения объема собственных продаж. В связи с  этим правительства многих стран  ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной экономики, разрабатывают антидемпинговые  законодательства и устанавливают  антидемпинговые пошлины.

  Итак, на рынке чистой монополии ценообразование  складывается по-разному, возможна:

  ·     государственная монополия в зависимости от стоящих перед правительством страны целей;

  ·     регулируемая монополия с определенной степенью государственного вмешательства в формирование цен товаров;

  ·     нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит рынок.

  Рынок чистой монополии порождает господство одного хозяйствующего агента, который  и устанавливает цены товара. Монополия  означает наличие одного производителя (продавца), а монопсония - одного монопольного покупателя. Цена в таком случае считается монопольной ценой, а  дополнительный доход - монопольной  прибылью. Монополизация рынка устраняет  конкуренцию. На равновесном рынке  монополия или преодолевается, или  обуздываете государственным контролем  и регулированием. Неравновесный  рынок создает условия для  возникновения монополизма и  укрепления его позиции. В результате монополизм может разрушительно  действовать на экономику, консолидировать  зону застоя по отношению к новым  импульсам спроса.

  Для России характерна чрезвычайно высокая  монополизация рынка по большинству  товаров (услуг). Уровень монополизации  во многих отраслях национальной экономики  достигает 80-100%. Вместе с естественной монополией и производственной монополизацией (в основном в машиностроительных отраслях, в производстве автомобилей, автобусов, тракторов,. комбайнов, экскаваторов и др.) сложилось устойчивое господство государственного монополизма как на всероссийском, так и на региональных (местных) рынках.

  "Размывание" государственного монополизма в  основном приводит к образованию  олигополиетического рынка с преобладанием на нем спекулятивных и коррумпированных структур.

  В России конкуренция на товарных рынках и  антимонопольные меры регулируются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 9 октября 2002 г) [5].

  Этим законом  разграничиваются монополистическая  деятельность и недобросовестная конкуренция. В нем доминирующее положение  предприятия установлено ст.4; "Не может быть признано доминирующим положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%". При доминирующем положении  потоки товаров находятся под  влиянием одной - трех фирм, лидерство  в ценообразовании принадлежит  одной фирме.

Информация о работе Типы рынков и порядок ценообразования на них