Типология, структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………......…………………….3
1 Эволюция взглядов на рынок…………………………........…………………..5
2 Сущность рынка………………………………………......…………………...10
2.1 Родовые черты…………………………………………......………………...10
2.2 Функции рынка………………………………………......…………………..13
2.3 Роль рынка в общественном производстве…………......………………….16
3 Типология, структура и инфраструктура рынка………......………………...19
3.1 Типология рынка…………………………………………......……………...19
3.2 Структура рынка………………………………………………......…………25
3.3 Инфраструктура рынка…………………………………………….......……30
Заключение…………………………………......………………………………...35
Список использованной литературы…………......…………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

     Биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам.

     Элементом инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

     В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

     Важной  частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

     Заключение
 

     В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     Рынок выполняет различные функции, которые  определяются стоящими перед ним  задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

     1. Что надо производить, то есть  какие товары и услуги должны  быть предложены потребителям?

     2. Как производить, то есть какой  из способов изготовления следует  применить?

     3. Для кого следует эти товары  и услуги производить, то есть  кто может претендовать на их получение в свою собственность?

     Для решения этих вопросов рынок выполняет  ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.

     Рынки различаются по разным признакам. Рынок  характеризуется не только количеством  продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

     Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

     Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

     В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

     Рынок как социальная форма организации  экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

     Таким образом, можно сделать вывод, чтобы  экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности (в частности в России).

     Список  использованной литературы 

  1. К. Р. Макконел, С. Л. Брю, «Экономикс», Таллинн, 2007 г.
  2. Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука, 2006 г.
  3. Липатова Н. «Прогнозирование прибыли», Финансы, 2007 г. - № 2.
  4. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2008 г.
  5. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз» С-Пб. – 2007 г.
  6. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ. – 2008 г.
  7. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 2008 г.
  8. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2005г., стр.233-248;
  9. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», 2008 г., стр.102-113.;
  10. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 2007 г., стр.47-52;
  11. Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика – 1. Первый уровень. Программа курса и методические материалы. – СПБ.: Издательство СПб УЭФ, 2005 г.
  12. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. – ГПМ “Формика”, СПБ, 2007 г.
  13. Мамедов О. Ю. Современная экономика. – “Феникс”, Ростов – на – Дону, 2008 г.
  14. Москатов Е. А. Основы экономики. – Таганрог, 2006 г.

 

      Приложение 1 
 

     Основные  виды рынков

* ***** ****** ************ ************ **************** ** ************** ********** ******** ******** ********* ** ***************** ********
********* *****;

******* *****

*************** *****;

***** *********;

***** ******* ****;

***** **********;

********** *****;

******** ***** * **.

******* *****;

************ *****;

************* ************ *****;

******* *****

 

 

      Приложение 2 
 

Признаки  классификации Типы  рынков
По  экономическому назначению. Рынок товаров  и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок.
По  географическому положению. Местный рынок, областной (региональный) рынок, национальный рынок, мировой рынок.
По  степени ограничения конкуренции. Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo – власть, polis – несколько; власть нескольких), монополистическая конкуренция.
По  отраслям. Автомобильный рынок, компьютерный, и другие.
По  характеру продаж. Оптовый и розничный  рынки.
 

 

      Приложение 3 
 

     Инфраструктура  рынка

     

Информация о работе Типология, структура и инфраструктура рынка