Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.
Введение…………………………………………………......…………………….3
1 Эволюция взглядов на рынок…………………………........…………………..5
2 Сущность рынка………………………………………......…………………...10
2.1 Родовые черты…………………………………………......………………...10
2.2 Функции рынка………………………………………......…………………..13
2.3 Роль рынка в общественном производстве…………......………………….16
3 Типология, структура и инфраструктура рынка………......………………...19
3.1 Типология рынка…………………………………………......……………...19
3.2 Структура рынка………………………………………………......…………25
3.3 Инфраструктура рынка…………………………………………….......……30
Заключение…………………………………......………………………………...35
Список использованной литературы…………......…………………………….37
Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.
Биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной
частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система
В
самом общем виде рынок – это
система экономических
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2.
Как производить, то есть
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности (в частности в России).
Список
использованной литературы
Приложение 1
Основные виды рынков
* ***** ****** ************ ************ **************** | ** ************** ********** ******** ******** ********* | ** ***************** ******** |
*********
*****;
******* ***** |
*************** *****;
***** *********; ***** ******* ****; ***** **********; ********** *****; ******** ***** * **. |
******* *****;
************ *****; ************* ************ *****; ******* ***** |
Приложение 2
Признаки классификации | Типы рынков |
По экономическому назначению. | Рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок. |
По географическому положению. | Местный рынок, областной (региональный) рынок, национальный рынок, мировой рынок. |
По
степени ограничения |
Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo – власть, polis – несколько; власть нескольких), монополистическая конкуренция. |
По отраслям. | Автомобильный рынок, компьютерный, и другие. |
По характеру продаж. | Оптовый и розничный рынки. |
Приложение 3
Инфраструктура рынка
Информация о работе Типология, структура и инфраструктура рынка