Типология, структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………......…………………….3
1 Эволюция взглядов на рынок…………………………........…………………..5
2 Сущность рынка………………………………………......…………………...10
2.1 Родовые черты…………………………………………......………………...10
2.2 Функции рынка………………………………………......…………………..13
2.3 Роль рынка в общественном производстве…………......………………….16
3 Типология, структура и инфраструктура рынка………......………………...19
3.1 Типология рынка…………………………………………......……………...19
3.2 Структура рынка………………………………………………......…………25
3.3 Инфраструктура рынка…………………………………………….......……30
Заключение…………………………………......………………………………...35
Список использованной литературы…………......…………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     3.1 Типология рынка

 
 

     История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

     Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

     Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

     1.Неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между ними.

     2.Свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества.

     3.Полная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения  капитала.

     4.Наличие  у каждого участника полной  информации о рынке (о норме  прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

     5.Полная  однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок).

     6.Ни  один участник свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами.

     7.Цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции.

     8.Отсутствуют  монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

     Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.

     Преимущества  заключаются в том, что он функционирует  на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

     Недостатки свободного рынка:

     -рынок  приводит к дифференциации в  уровне жизни населения; не  обеспечивает социальную «защиту»  населения; социальные последствия  – безработица, разорение, бедность  отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос.

     -механизм  свободной конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством  денег для развития производства.

     -деятельность  свободных конкурентов часто  приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами);рынок зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

     -рынок  не создает стимулы для производства  товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).

     -рынок  не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований; он реализует уже имеющиеся научно – технические достижения, но не выделяет средства для исследований в этих областях.

     -экономика,  функционирующая на основе свободного  рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

     -рынок  не распространяется на те  виды деятельности, которые не  могут быть подчиненными исключительно  коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука), но необходимы обществу.

     Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.

     Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная  экономическая свобода, которая  способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.

     Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

     Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый  рынок» на том основании, что рынок  есть саморегулирующаяся система.

     Однако рынок может регулироваться:

     -с  помощью своего собственного  рыночного механизма, элементами  которого являются конкуренция,  прибыль, цена, спрос, предложение;

     -а  также государством прямо и  косвенно через госзаказы, налоги.

     Крайне  важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.

     Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

     Можно выделить следующие основные черты  деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:

     -отсутствие  многочисленных рыночных субъектов,  организующих свою хозяйственную  деятельность на основе разных  форм собственности;

     -чрезмерная  централизация в распределении  товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

     -монополизм  производителя и торговца;

     -несбалансированность  спроса и предложения;

     -чрезмерный  рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения,  бюджетный дефицит;

     -расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

     -попытка  усиления региональных рынков, разгул  центробежных сил;

     -расцвет  бартерных сделок вместо более  развитых товарно – денежных  отношений;

     -деформация  экономических интересов субъектов  рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

     -отсутствие  у потребителя права выбора  товара.

     Наиболее  ярким примером деформации рынка  может служить рынок в нашей стране. Условия функционирования рынка в нашей стране были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Это привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли – продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

     Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его развития. Такими условиями являются:

     -наличие  в экономике разнообразных форм  собственности и хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей (не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции);

     -обеспечение  свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным  связям, самостоятельности, независимости  и ответственности за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказа, свободная купля – продажа;

     -формирование  механизма свободного ценообразования,  право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам;

     -свободное  маневрирование ресурсами, их  наличие, обеспечивающее мобильность  в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

     -полнота  и доступ к информации о  состоянии рынка всех хозяйственников;

     -наличие  рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

     -сохранение  наряду с распространением рыночных  отношений значительного нерыночного сектора экономики;

     -последовательная  интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных связей;

     -обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

     Современная модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка, в частности, развитой системой методов финансово – бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в целом.

 

      3.2 Структура рынка

 
 

     Характеристику  рынка как совокупности или арены  купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

     Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

     Признаками любой структуры являются:

     -тесная  связь между ее элементами;

     -определенная  устойчивость этих связей;

     -целостность,  совокупность данных элементов.

     Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

     Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

     По  объектам:

     Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

Информация о работе Типология, структура и инфраструктура рынка