Терия народонаселения Мальтуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Около 1800 лет потребовалось человечеству, чтобы довести свою численность до
одного миллиарда, но всего лишь за 100 лет благодаря невиданному демографическому взрыву в XX веке народонаселение Земли увеличилось более чем в 6 раз! Причины, объяснение этой ситуации, её возможные последствия и пути решения выдвигают разные учёные прошлого и нашего времени. Впервые проблему на тот момент «возможного» перенаселения Земли поднял известный экономист Томас Роберт Мальтус. Т.Р. Мальтус (1766-1834),

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Т.Р. Мальтус и его теория народонаселения 5
1.1. Краткий биографический очерк 5
1.2. Отношение к вопросу о народонаселении до Мальтуса 6
1.3. Теория народонаселения Мальтуса 8
1.4. «Закон убывающего плодородия почвы» и закон заработной платы………….12
2. Сторонники и противники теории Т.Р. Мальтуса 14
2.1. Классическое мальтузианство и неомальтузианство 14
2.2. Критика теории Мальтуса 16
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

К.р история экономических учений.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

    Т.Мальтус  определяет закон народонаселения  как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ», [4,стр.3] Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения». 

      Тенденция к размножению обнаруживается  во всем органическом мире: растения  и животные покоряются ей так  же, как и человек. Но в то  время как первые размножаются  бессознательно и непроизвольно,  задерживаемые исключительно недостатком  места и пищи, человек руководствуется  разумом и останавливается в  своем размножении заботой о  необходимом пропитании. Когда страсти  заглушают голос рассудка, а инстинкт  делается сильнее предусмотрительности, — соответствие между запасами  пищи и количеством населения  нарушается и последнее подвергается  бедствиям голода. В той или  иной форме препятствия к размножению  населения всегда существовали  и существуют, а потому в чистом  виде воспроизводительную тенденцию  человека нам никогда не приходится  наблюдать. Есть страны, однако, где  эти препятствия не так сильны: в Северной Америке, например, необходимых средств пропитания  больше, а нравы населения чище, чем в Европе, и здесь было  замечено, что население удваивается  менее чем в 25 лет. Следовательно,  при полном отсутствии всяких  препятствий к размножению срок  удваивания может быть еще  короче. По Мальтусу, население растет в геометрической прогрессии, тогда как пища в лучшем случае — только в арифметической. Отсюда он заключает, что для благоденствия рода человеческого, для сохранения равновесия между народонаселением и необходимыми средствами пропитания нужно, чтобы естественное размножение людей встречало всегда известные препятствия и задержки.

    Существующие  препятствия Мальтус разделяет  на две категории: препятствия предупредительные  и разрушительные. Первые вытекают из способности людей взвешивать свои поступки и управлять своими инстинктами. Забота о пропитании удерживает многих от слишком раннего вступления в брак. Такого рода воздержание  Мальтус называет нравственным, —  если только оно не приводит к разврату. Подобное предупредительное препятствие  Мальтус считает похвальными  коррективами к закону народонаселения, но, к сожалению, не настолько сильным, чтобы сделать излишним действие препятствий разрушительных. «Разрушительные препятствия, — говорит он, — весьма разнообразны; сюда относятся все явления, проистекающие из порока или страданий и сокращающие продолжительность человеческой жизни. Под эту рубрику можно подвести все вредные для здоровья занятия, тяжелый труд, влияние дурного времени года, крайнюю бедность, даваемое детям дурное пропитание, жизнь в больших городах, излишества всякого рода; затем идут вереницей повальные болезни и эпидемии, войны, чума и голод» [4, стр.10].

    В качестве выводов из первых двух глав своего «Опыта...» Мальтус устанавливает  три следующих основных положения:

1.  Народонаселение строго ограничено средствами существования.

2.  Народонаселение всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной.

3.  Все препятствия, которые, ограничивая силу размножения, держат население на уровне средств существования, сводятся, в конце концов, к нравственному воздержанию, пороку и несчастьям.

    Если  сравнить эти тезисы с основными  положениями господствовавшей в XVIII веке доктрины, то сразу видна вся  резкость переворота, произведенного Мальтусом в положении вопроса  о народонаселении. Побольше людей, а средства пропитания найдутся, —  говорили до Мальтуса; побольше средств  пропитания, а люди явятся, — говорит  Мальтус — и за ним то же стали  повторять почти все ученые XIX столетия. Из таких столь различных  теоретических положений вытекает и разное отношение к государственной  политике: пусть государство поощряет народонаселение, — требовали в XVIII веке; все этого рода поощрения  бесполезны и даже вредны, — скажет нам Мальтус. Таким образом, вопрос о народонаселении изымается  Мальтусом из сферы государственного воздействия, из сферы политики и  делается впервые объектом строго научного исследования. Рост народонаселения  перестает быть чем-то более или  менее случайным, подверженным всем превратностям политической жизни. Он признается отныне явлением закономерным и находящимся в строгой зависимости  от природы и материальных условий. Исследование причин заступает место  бесплодных экспериментов над неизбежными  следствиями. Наука вступает в свои права, и в книге Мальтуса уже  чувствуется веяние XIX века...

    Неудивительно, что в мире профессиональных ученых и государственных людей новая  смелая доктрина произвела сначала  впечатление динамитного взрыва, а для всего общества явилась  откровением по такому вопросу, о  котором простым языком и в  совершенно доступной форме еще  никто не говорил с непосвященными.

Идеи  Мальтуса получили немедленный отклик именно потому, что были чрезвычайно

просты  и понятны.

    1.4.  «Закон убывающего плодородия  почвы» и закон заработной  платы.

    В центре внимания мальтузианской теории народонаселения была проблема ограниченных ресурсов земли.

    Мальтус полагает, что биологическая способность  человека к продолжению рода превосходит  способность человека наращивать продовольственные  ресурсы.  Не так легко увеличиваются  запасы пищи. Земля имеет свои пределы. Когда все плодородные участки  уже заняты и обрабатываются, увеличения средств пропитания можно ждать  лишь от улучшения способов обработки  и от технических усовершенствований. Эти улучшения, однако, не могут производиться  с непроходящим успехом; напротив, в  то время как народонаселение  будет все увеличиваться и  увеличиваться, в увеличении средств  пропитания будет обнаруживаться некоторая  заминка. Невозможность увеличивать производство продовольствия Мальтус объяснял не только медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Одной из основных посылок данного закона являлось утверждение о невозможности увеличивать средства существования (под которыми подразумевались продукты питания), теми же темпами, которые свойственны росту населения. Почему? Да потому что, во-первых, ресурсы Земли ограничены, а во-вторых, дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший и меньший прирост продукции, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу. 

      Исходя  из теоретических положений, выдвинутых в теории народонаселения, Мальтус сформулировал «железный закон заработной платы»,  установивший жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества. Заработная плата определяется прожиточным минимумом. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу, мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества: она обусловлена "естественными законами и человеческими страстями", скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, "неумеренная склонность к размножению" приведет к росту населения, предложение труда увеличится, и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса. Эти выкладки оказали значительное влияние на последующие экономические теории, объясняющие тяготение заработной платы к прожиточному минимуму.

      Естественно, в рамках своей  концепции, Мальтус не мог предложить  рабочим для улучшения своего  положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка  улучшить условия жизни будет  "сметена неодолимой людской  массой", Мальтус выступал против "Законов о бедных" и повышения  заработной платы, и здесь его  аргументация полностью совпадает  с аргументацией Д.Рикардо. "Законы  о бедных", по мнению этих  экономистов, делали воздержание  излишним и поощряли неблагоразумных,  предлагая им часть доходов  благоразумных и трудолюбивых, поскольку  помощь осуществлялась за счет  взимания налогов с последних.  Кроме того, рост населения, спровоцированный  помощью неимущим, увеличивал бы  цены на продукты сельского  хозяйства, снижая уровень реальной  заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению, как Мальтуса, так и Рикардо, "Законы о бедных" содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Сторонники  и противники тории Т.Р.Мальтуса

2.1.  Классическое мальтузианство и неомальтузианство. 

    Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать  классическое мальтузианство и его  позднейшие модификации, которые, в  свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным  политическим тезисом классического  мальтузианства является утверждение  о тщетности усилий по преумножению средств существования людей, поскольку  это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число  потребителей.

    В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности арифметической прогрессии Мальтуса (объем производимого  продовольствия увеличивался намного  быстрее, чем темпы роста населения) У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые  другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к прогрессиям, что главным  тезисом мальтузианства выступает  именно природный характер демографического развития.

    Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге «Люди! Призываю к спасению» (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге «Перенаселенность» (1964) и «Отсроченное детоубийство» (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного кризиса населения в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения естественные препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не традиционные средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о механизме обратной связи , в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

    Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает  неомальтузианство. В обыденном  представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта  идейное течение зародилось в  конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских  обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве  это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических  факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку  примирить биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости  населения и даже как революционер. Причем, революционное зерно мальтузианской теории усматривается Шпенглером в  тезисе о половом влечении, отрицательные  последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между  темпами роста населения и  увеличения объема продовольствия.

    Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в  своих практических рекомендациях  это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу  воспроизводства человеческого  рода и отодвигает на задний план как  незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство  игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Критика  теории Мальтуса.  
 

    Английская  экономическая наука, в лице своих  наиболее видных представителей, признала учение Мальтуса одним из основных положений политической экономии. Напротив, против учения Мальтуса очень резко высказывалось большинство социалистов, вплоть до Карла Маркса, отрицавшего существование одного и того же закона народонаселения для всех исторических форм общественного устройства. При критике учения Мальтуса нужно строго различать его взгляды на законы роста населения и на причины бедности. Чрезмерное размножение есть одна из возможных причин бедности, но отсюда еще нельзя сделать заключения, что всякая бедность вызывается чрезмерным размножением населения. Весь собранный Мальтусом статистический материал доказывает только то, что при благоприятных условиях население быстро размножается, и что если численность его не возрастает, то это зависит от наличности каких-либо препятствий к размножению - разрушительных или предупредительных; но Мальтусу не удалось доказать, что существующие в самых богатых странах нищета и бедность происходят от чрезмерной численности населения, а не от несправедливости общественного устройства. Поэтому те практические выводы из закона народонаселения, которые сделал Мальтус - отрицание важности социальных преобразований и требование уничтожения государственной помощи бедным - не могут быть признаны неизбежно вытекающими из его собственных посылок. Что касается до самого закона народонаселения Мальтуса, то он также многими отвергается: особенно часто критиковалась математическая форма выражения этого закона. Но, как замечали сторонники Мальтуса, геометрической и арифметической прогрессиями он хочет только иллюстрировать свою мысль о постоянной тенденции народонаселения возрастать быстрее средств к существованию. По-видимому, сам Мальтус не придавал большого значения своим прогрессиям. Из них особенно неудачна вторая: Мальтус не приводит никаких доказательств, почему средства существования не должны возрастать именно в арифметической прогрессии, а не в каком-либо другом отношении. Выбирая арифметическую прогрессию, Мальтус хотел только дать математическое выражение закону падающей производительности земли, при последовательном приложении к ней труда и капитала, а закон этот является основанием господствующей теории ренты и, с известными ограничениями, может считаться несомненным. Но и против тенденции населения к неограниченному возрастанию нередко слышатся возражения. Способность организмов к размножению находится в обратном отношении с их индивидуальным развитием. Чем развитее данный организм, тем он менее способен к размножению. Поэтому, по мере развития цивилизации, способность человечества к размножению падает и в будущем может установиться полное равновесие между ростом населения и средствами к существованию, помимо всяких предупредительных или задерживающих мер. - По своим политическим взглядам, Мальтус был умеренным либералом, но, в то же время, горячим защитником интересов крупного землевладения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Терия народонаселения Мальтуса