Теория внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Ограниченному «вкраплению» в доктрину сравнительных преимуществ различных дополнений был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена, при этом в качестве объекта анализа выступала не отдельная страна, а международная фирма.

Работа содержит 1 файл

НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

Требовались конкретные рекомендации относительно государственных  программ поддержки национального  предпринимательства, его выведения  на мировой рынок. 

    Попытку  совместить элементы неоклассической  теории и теории внешнеторговой  деятельности фирм предпринял  американский исследователь М.  Портер, чтобы ответить на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран  приобретают конкурентные преимущества  в отдельных отраслях?» 

В конце 80-х годов  ученый провел исследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые  приходилась 1/3 мирового экспорта. Результаты исследований позволили ему разработать  теорию «международной конкурентоспособности  наций», показывающую взаимосвязь четырех  главных параметров, от которых зависит  конкурентоспособность страны на мировых  рынках. 

По мнению М. Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими  развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия  спроса, близкие и обслуживающие  отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. 

Дополняя учение неоклассической школы, М. Портер признает значимость первого параметра—факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. 

      В  отличие от создателей неоклассической  теории, он считает, что эти  факторы страной не наследуются,  а создаются в процессе расширения  производства. Например, нехватка такого  фактора, как земля, стала основой  для разработки в Японии компактных  технологических процессов, востребованных  впоследствии на мировом рынке.  Нехватка пространства заставила  японцев создать методику жестко  гарантированной поставки товаров  в срок. В других странах ситуация  аналогична. Швейцарские фирмы, «столкнувшиеся»  после второй мировой войны  с нехваткой рабочей силы, пошли  по пути повышения производительности  труда. 

       Второй параметр — условия  спроса — представляет собой  требования внутреннего рынка,  определяющие развитие фирмы,  взаимосвязь с потенциальным  развитием мирового рынка. 

       Нерешенным оказался вопрос о  национальных культурных, образовательных  и экономических особенностях, способствующих  выходу национальных фирм на  мировой рынок. Чем объясняются  конкурентные преимущества, скажем, какой-либо японской отрасли,  а не американской или швейцарской. 

       Развивая теорию С. Линдера, М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, проживающие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями. Американская система быстрого приготовления пищи получила популярность во всем мире и обеспечила экспорт американской технологии соответствующего типа. 

      Третий  параметр—близкие и обслуживающие отрасли—характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов. 

Близкие контакты между  производителями кожаных изделий  и высокий уровень выделки  кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке. 

Наконец, четвертый  параметр—стратегия фирмы и конкуренция—связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех. 

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных  машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность  к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области  производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного  управления. 

Очень важно присутствие  конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную  полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство  таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным ис­пользованием природных ресурсов, низкой производительностью. 

Большинство конкурентоспособных  компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянские ювелирные  фирмы сосредоточены в городах  Ареццо и Валенца, компании по производству кухонных ножей и вилок—в Золингене (Германия), Секи (Япония) и т. д. 

Острая конкуренция  на внутреннем рынке стимулирует  выход фирмы за границу, способствуя  поиску ею внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную  поддержку. Вместе с тем та же конкуренция  на внутреннем рынке разрешает активно  искать внешний сбыт при условии  достаточной конкурентоспособности  товара. 

Теория М. Портера  официально признана, о чем свидетельствует  тот факт, что ученый принимал участие  в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения  конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

Теория Майкла Портера 

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность  определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного  преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные  меры для поддержания конкурентоспособности:

воздействие правительства  на факторные условия;

воздействие правительства  на условия спроса;

воздействие правительства  на родственные и поддерживающие отрасли;

воздействие правительства  на стратегию, структуру и соперничество  фирм.

Объем мировой торговли

Международная торговля представляет собой специфическую  сферу, объединяющую внешнеторговые сектора  национальных экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений  всех стран мира, торгующих друг с другом. 

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. 

Внешняя торговля –  коммерческая деятельность, связанная  с куплей–продажей на внешнем  рынке товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности. 

По некоторым оценкам  на долю торговли приходится около 80% всего  объема международных экономических  отношений. Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению американского ученого–экономиста Джеффри Сакса: «Экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость. В основе международной  торговли лежит международная специализация. 

В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами. Оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения. 

Объем международной  торговли определяется путем суммирования объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах FOB. Объемы международной  торговли в 20–м веке выросли совершенно беспрецедентно. Если в 1913 году годовой  оборот мировой торговли составлял 20 млрд. долларов США, то в 1996 году вырос  более чем до 10 трлн. долларов США, в 2001 году – более 12 трлн. долларов США, в 2003 году – более 18 трлн. долларов. 

Международная торговля в системе современных международных  экономических отношений 

Международная торговля является основной формой международных  экономических отношений, опосредствует  многие другие формы этих отношений. В частности, развитие международной  специализации и кооперирования производства, международного научно–технического  сотрудничества находит отражение  в расширении обмена товарами и услугами между странами. 

Согласно исследованиям  ученых–экспертов ВТО в среднем  на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения мировой торговли. В период с 1985 по 1995 годы темпы роста  мировой торговли были в 2 раза больше, чем темпы роста мирового промышленного  производства. Если до 2–й мировой войны ежегодный прирост мирового товарооборота составлял 0,8%, то после – в среднем за год эта цифра составляла более 9%., а темпы прироста в 90–е годы были несколько ниже, порядка 5–6%. По данным секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) темпы роста физического объема мирового экспорта в 1997 году резко возросли до 9,5% после замедления с 9% в 1995 до 5% в 1996гг. (1998 и 1999гг. – рост по 4,5%, 2000г. – 11%, в 2001 году наблюдалось падение темпов роста на – 1,5%). В результате еще больше увеличился разрыв между показателями роста мировой торговли и мирового объема производства. В таблице 1 представлена динамика роста объемов продукции мирового товарного экспорта, производства по основным товарным группам и ВНП в 1990–2001гг. 

Таблица 1. Рост объемов  продукции мирового товарного экспорта по основным товарным группам, 1990–2001 гг., в %  1990–2001 1998 1999 2000 2001

Мировой экспорт  товаров 5,5 4,5 4,5 11,0 –1,5

Сельскохозяйственная  продукция 3,5 2,0 1,0 4,5 –1,5

Продукция горнодобывающей  промышленности 3,5 5,5 –2,0 3,0 1,5

Продукция обрабатывающей промышленности 6,0 4,5 5,0 13,5 –2,5

Мировое производство товаров 2,0 2,0 3,0 4,5 –1,0

Сельскохозяйственная  продукция 2,0 1,5 3,0 1,0 0,5

Продукция горнодобывающей  промышленности 1,5 1,0 -1,0 3,5 0,0

Продукция обрабатывающей промышленности 2,5 2,5 3,5 6,0 –1,5

Мировой ВНП 2,0 2,5 3,0 4,0 1,5 
 

Примечание: Мировое  производство товаров отличается от ми-рового ВНП тем, что оно не включает услуги и строительство. 

Источник: International Trade Statistics, 2002 (http://www.wto.org) 

Мировое промышленное производство в 2003 году увеличилось  на 2,5%, а мировая торговля – на 4,5%. 

Ученые и аналитики  среди основных причин такого роста  называют следующие:

Научно–техническая  революция, способствующая обновлению основного капитала и созданию новых  отраслей экономики. Благодаря научно–технической революции появилась возможность  производить больше товаров с  меньшими затратами и предлагать их потребителям по более низким ценам;

Возросшие объемы производства привели к существенному росту  спроса на сырьевые ресурсы, хотя доля сырьевых ресурсов в мировой торговле падала на протяжении всего 20–го века. Темпы роста торговли сырьем заметно  отставали от общих темпов роста  мировой торговли из–за создания заменителей сырья, более экономичного его использования и углубления его переработки;

Возникновение и  развитие культуры потребления вследствие роста уровня жизни населения(особенно в индустриальных странах), что привело к увеличению спроса на потребительские товары;

Развитие транспорта: наземного, авто, но, в основном, морского, на долю которого приходится львиная  доля перевозок в международной  торговле (около 60%);

Активная деятельность транснациональных корпораций на мировом  рынке;

Философия свободной  торговли. Многие ученые–экономисты  мира считают, что именно высокие  торговые барьеры, которые существовали до второй мировой войны, являлись основной причиной великой депрессии начала 30–х годов. Если до войны средний уровень таможенных пошлин составлял 60% от стоимости производимого товара, то после войны в 1945 году – 25, в 1995 – 4%. 

Информация о работе Теория внешней торговли