Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:39, реферат
Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих деталь
Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке -- неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов -- Р.Коуза и О.Уильямсона.
Базовой единицей
анализа в теории трансакционных
издержек признается акт экономического
взаимодействия, сделка, трансакция. Категория
трансакции понимается предельно широко
и используется для обозначения
обмена как товарами, так и юридическими
обязательствами, сделок как краткосрочного,
так и долговременного
Трансакционные
издержки -- центральная объясняющая
категория всего
Первоначально
трансакционные издержки были определены
Р.Коузом как "издержки пользования
рыночным механизмом". Позднее это
понятие приобрело более
По мнению
О.Уильямсона, трансакции различаются
по трем главным признакам -- степени
их специфичности, повторяемости и
неопределенности. С его точки
зрения чем более общий, краткосрочный
и однозначный характер носит
сделка, тем больше оснований либо
вообще обходиться без ее юридического
оформления, либо ограничиваться составлением
простейших контрактов. Напротив, чем
более специальный, повторяющийся
и неопределенный характер она имеет,
тем выше трансакционные издержки и
тем сильнее стимулы к
Особое значение
О.Уильямсон придает первому из
трех выделенных им факторов. Деление
ресурсов на общие и специальные
восходит к работам Г.Беккера (см.
статью Человеческого
капитала теория). Общий ресурс представляет
интерес для множества пользователей
и его цена мало зависит от того, где он
используется (пример -- бензин стандартной
марки). В отличие от этого специальный
ресурс приспособлен к условиям конкретной
сделки и вне нее не имеет большой ценности
(пример -- станок, произведенный по индивидуальному
заказу). Согласно Уильямсону, специальным
может быть как физический
капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация
и знания). Специфичность ресурса может
вызываться его местоположением (
Как показал
О.Уильямсон, в результате инвестиций
в специфические активы предпринявший
их агент оказывается "заперт"
в сделку со своим нынешним партнером.
Если до этого у него мог быть
выбор среди достаточно большого
числа примерно равноценных контрагентов,
то теперь их круг сужается до одного.
Разрыв отношений становится равнозначен
потере капитала, воплощенного в специфических
активах, так как они приспособлены
к особенностям данного партнера
и имеют малую ценность для
всех остальных. Это превращение
исходной конкурентной ситуации в конечную
монопольную О.Уильямсон назвал
"фундаментальной
Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек. В соответствии с одной из них выделяются:
1) издержки
поиска информации (затраты времени
и ресурсов на получение и обработку информации
о ценах, имеющихся товарах, поставщиках
и потребителях);
2) издержки ведения
переговоров;
3) издержки измерения количества и
качества вступающих в обмен товаров и
услуг;
4) издержки по спецификации
и защите прав собственности (расходы
на содержание судов, арбитража, органов
государственного управления, а также
затраты времени и ресурсов, необходимые
для восстановления нарушенных прав);
5) издержки оппортунистического
поведения, под которым понимается недобросовестное
поведение, нарушающее условия сделки
или направленное на получение односторонних
выгод.
Проблеме
оппортунистического поведения
в теории трансакционных издержек принадлежит
одно из центральных мест. Под эту
рубрику попадают различные случаи
лжи, обмана, бездельничанья, манкирования
взятыми на себя обязательствами. Различают
две основных формы оппортунизма,
первая из которых характерна для
отношений внутри организаций, а
вторая для рыночных сделок. Отлынивание (shirking)
представляют собой работу с меньшей отдачей
и ответственностью, чем следует по условиям
договора. Когда отсутствует возможность
эффективного контроля за агентом, он
может начать действовать исходя из собственных
интересов, не обязательно совпадающих
с интересами нанявшей его фирмы. Проблема
становится особенно острой, когда люди
работают сообща ("командой") и личный
вклад каждого определить очень трудно. Вымогательство (
Трансакционные издержки, возникающие по ходу взаимодействия экономических агентов, противопоставляются трансформационным (производственным) издержкам, связанным с физическим преобразованием ресурсов. Значение трансакционных издержек, как показали Дж.Уоллис иД.Норт, возрастает в процессе экономического развития. Согласно их расчетам, доля в ВВП США трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством -- с 3,6% в 1970 до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6% до 54,9%. Расширение трансакционного сектора экономики, по их мнению, служит одним из главных признаков, отделяющих процветающие экономики от стагнирующих.
Одно из наиболее
интересных и плодотворных приложений
трансакционного подхода
В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т. п. Трансакционная теория фирмы представляет собой попытку преодолеть подобные упрощенные представления. В "Теории фирмы" Р.Коузу впервые удалось поставить и частично разрешить вопрос, который традиционно даже не ставился: почему существует фирма, если есть рынок? Если децентрализованный рынок способен, как утверждала неоклассическая теория, обеспечить оптимальное размещение ресурсов, то вкрапления таких административных структур как фирмы бесполезно. Откуда же посреди рыночной стихии берутся "островки сознательного контроля"?
Коуз помещал
проблему в сравнительно-
Но тогда возникал обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся экономика может быть организована наподобие единой фирмы? Ответ Коуза состоял в том, что административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров фирмы (потеря управляемости, бюрократизация и т. п.). Поэтому ее границы будут проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рынка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической организации.
Работа Р.Коуза открыла совершенно новую область экономических исследований. На заложенной им теоретической основе выросло целое семейство концепций, развивающих идеи трансакционного подхода и направленных на более полное и глубокое осмысление феномена фирмы.
Важным шагом
в дальнейшей разработке трансакционной
теории стала работа А.Алчиана и
Г.Демсеца. Сущность фирмы они выводили
из преимуществ кооперации, когда
совместно используя какой-либо
ресурс в составе целой "команды",
можно достигать лучших результатов,
чем действуя поодиночке. Однако производство
единой "командой" затрудняет оценку
вклада каждого участника в общий
результат, порождая стимулы к "отлыниванию".
По утверждению Алчиана и Демсеца,
контроль за отклоняющимся поведением
эффективнее проводить в рамках
фирмы, когда один из участников (собственник)
берет на себя функции надзора
за остальными. Но поскольку возможности
центрального агента по предотвращению
"отлынивания" также ограничены,
с определенного момента
Развивая этот подход, У.Меклинг и М.Дженсен определили фирму как "сеть контрактов". (С этой точки зрения понятие фирмы сводится к общей подписи, фигурирующей на заключенных ею контрактах.) Проблема фирмы трактовалась ими как проблема выбора оптимальной контрактной формы, обеспечивающей максимальную экономию агентских издержек, то есть издержек, сопровождающих отношения между принципалами (руководителями) и агентами (исполнителями).
В концепции Й.Барцеля определяющее значение получили издержки измерения. В ней отмечается, что при производстве многих товаров и услуг оценка изменений, присходящих с ними на промежуточных стадиях, оказывается затруднена. Зачастую измерение обходится дешевле, когда оно ведется не прямо -- по выпуску, а косвенно -- по затратам. С точки зрения Барцеля фирма представляет собой объединение нескольких последовательных стадий производственного цикла, на которых оценка по затратам является менее дорогостоящим способом измерения. Напротив, рыночные сделки концентрируются в точках, где покупатель сравнительно легко может удостовериться в количестве и качестве приобретаемой продукции. Чем меньше поддается продукт манипуляциям, тем проще оценка происходящих с ним изменений и тем чаще по ходу изготовления он станет переходить от одной фирмы к другой. Там, где предельные издержки измерения по затратам оказываются равны предельным издержкам измерения по выпуску, и пролегают границы фирмы.
Огромный
вклад в трансакционную теорию фирмы
был внесен О.Уильямсоном. Его книгу
"Экономические институты