Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:45, реферат
С возникновением классической политической экономии, экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества.
Оглавление
Введение 3
Предмет и метод изучения А.Смита 4
Теория стоимости 6
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Сахалинский Государственный Университет
Юридический институт
Теория стоимости Адама Смита
Выполнил:
студентка 2 курса 22 группы
Крокус Г. А.
Проверил:
Кружский А. С.
Южно – Сахалинск, 2011г.
Оглавление
Введение 3
Предмет и метод изучения А.Смита 4
Теория стоимости 6
Заключение11
Список используемой
литературы12
Введение
С возникновением классической политической экономии, экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества.
Особое
место в истории экономической
мысли по праву принадлежит Адаму
Смиту. Исторически сложилось так,
что почти повсеместно
Экономическую науку едва ли можно постичь, не ознакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. И хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал « первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».
Именно
его знаменитая книга «Исследование
о природе и причинах богатства
народов», вышедшая в свет в 1776 г., принесла
новой науке широкое
Предмет и метод изучения А. Смита
Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли.
Крупная
научная работа «Теория моральных
чувств», изданная им в 1759 г., принесла
ему широкую известность. Но в
дальнейшем научный интерес А. Смита
смещается к экономической
Одним
из важных моментов творчества А. Смита
является важный вклад в развитие
методологии научных
Основной метод исследования в политической экономии - метод логической абстракции. Выделив в экономике ряд основных категорий, и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Адам Смит пытался построить свою систему, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость.
Вместе
с тем методология Смита
По мнению Маркса, стремясь привести экономические знания в систему, Смит должен был не только абстрактно анализировать внутренние связи, но и описать буржуазное общество, подобрать номенклатуру определений и понятий.
Эта двойственность Смита, его непоследовательность в проведении основных научных принципов имела большое значение для дальнейшего развития политической экономии.
Смит имел глубокое представление о предмете политической экономии как науки, сохраняющее свое значение до настоящего времени. Политическая экономия имеет две стороны. Прежде всего, это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли людей, законы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ в данном обществе.
Формулируя
во введении тематику двух первых книг
своего исследования, Смит, по существу,
излагает это понимание политической
экономии. Он будет рассматривать
в них причины роста
Это
позитивный, аналитический подход к
экономической структуре
С другой стороны, по мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновывать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их…». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил. Это нормативный практический подход.
Как
правило, оба метода тесно взаимосвязаны
и в любой экономической
Теория стоимости
Адам Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, своими корнями уходящие в свойства человеческой природы. Решающим признаком человеческой природы он считал склонность «к торговле, обмену одного предмета на другой».
Если рост богатства ограничен размерами рынка, значит само богатство - не просто совокупность физических предметов. Продукт, чтобы стать богатством должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью. Именно меновая стоимость - центральное понятие классической политической экономии.
Экономические ценности это блага, которые обладают достоинствами для участников хозяйственной жизни, получают их положительную оценку, т.е. прежде всего чего-то стоят на рынке, имеют стоимость.
Классическая школа политической экономии видела свою задачу в том, чтобы выявить объективную основу цены товаров. Эту основу «классики связывали с затратами труда и других факторов производства, т.е. выводили из причин, не зависящих, как они полагали, от отношения человека к вещи, его оценок вещи.
В
своих теориях меновой
Таким
образом, мир классической политической
экономии - это, прежде всего мир
равновесных «естественных цен»
Существенным разделом экономической теории А. Смита является его учение о товаре.
Концепция Смита о естественной и рыночной цене товаров заключалась в том, что под естественной ценой он, в сущности, понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.
Смит
определил и разграничил
В условиях разделения труда богатство и бедность человека определяются, как считал Смит, не тем, что он может получить в обмен на собственный труд, продукт или доход. Именно поэтому богатство - совокупность меновых стоимостей. В поисках мерила меновых стоимостей Смит столкнулся с двумя разными задачами, которые ему не удалось четко разграничить:
Получив общую меру в труде, все товары становятся соизмеримыми. Это и означает, что речь идет о системе меновых пропорций, или относительных цен. В такой системе единица труда взаимозаменяема с единицами любого другого товара, и считать труд лучшим мерилом меновой стоимости, чем любой другой товар, нет никаких оснований.
Соизмерение богатства во времени. Действительные и номинальные цены эквивалентны, но с оговоркой: «…в определенное время и в определенном месте деньги представляют собой точное мелило действительной меновой стоимости товаров, но только в определенное время и в определенном месте.
Смиту было необходимо мерило - неизменный во времени стандарт стоимости, не зависящий от преходящих обменных пропорций. Он вновь обратился к труду - теперь в центре внимания оказались другие его качества. Он пишет, что во все времена и во всех местах одинаковые количества труда имели всегда одинаковую ценность для рабочего. При обычном состоянии своего здоровья, силы и способностей, при обычной степени искусства и ловкости, он всегда должен пожертвовать той же самой долей своего досуга, своей свободы и спокойствия. Цена, которую он уплачивает, всегда остается неизменной, каково бы ни было количество товаров, которое он получает в обмен за свой труд».