Адам
Смит
Краткая
биография
Адам Смит
родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в
городке Кирколде, в семье таможенного
чиновника. С детства, проявив способности
к учению, в 14 лет поступил в Глазговский
университет. В числе лучших студентов
был удостоен стипендии для завершения
своего образования в Оксфордском университете.
Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением
заняться самообразованием и чтением
публичных лекций по английской литературе
и политической экономии. Уже тогда, судя
по его лекциям, он придерживался принципов
экономического либерализма, особенно
принципа свободы торговли.
Крупные научные
работы «Теория моральных чувств»
(1759 г.), «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (1776)
Теория
стоимости
Адам Смит рассматривал
человеческое общество как меновой
союз, своими корнями уходящий в свойства
человеческой природы. Решающим признаком
человеческой природы он считал склонность
«к торговле, обмену одного предмета на
другой».
Если рост богатства
ограничен размерами рынка, значит
само богатство – не просто
совокупность физических предметов.
Продукт, чтобы стать богатством
должен быть пригодным к обмену,
т.е. обладать меновой стоимостью.
Именно меновая стоимость –
центральное понятие классической
политической экономии.
Экономические
ценности это блага, которые
обладают достоинствами для участников
хозяйственной жизни, получают
их положительную оценку, т.е.
прежде всего чего-то стоят
на рынке, имеют стоимость.
Классическая
школа политической экономии
видела свою задачу в том,
чтобы выявить объективную основу
цены товаров. Эту основу «классики
связывали с затратами труда
и других факторов производства,
т.е. выводили из причин, не
зависящих, как они полагали, от
отношения человека к вещи, его
оценок вещи.
В своих теориях
меновой стоимости представители
классической школы опирались
на ряд общих принципов:
1. Отправной
точкой служил рассмотренный
выше взгляд на труд как
на источник богатства (трудовая
теория стоимости), с той лишь
разницей, что значение этого
принципа и логическая последовательность,
с которой он проводился, у
разных авторов и в разных
разделах теории стоимости были
неодинаковыми;
2. Меновая
стоимость как главный предмет
анализа противопоставлялась потребительной
стоимости как выражению полезности
предмета. Смит определял меновую
стоимость как «возможность приобретения
других предметов, которую дает
обладание данным предметом»;
3. При
оценке величины меновой стоимости
в расчет принималась ее «естественная
норма в противовес фактическим
ценам, колеблющимся вокруг этой
нормы под влиянием спроса
и предложения; предполагалось, что
в отличие от рыночных цен
естественные цены формируются
независимо от соотношения спроса и предложения,
на основе объективных условий производства;
4. В
развитие предшествующего принципа
Д. Рикардо и Дж. Ст. Милль ввели уточнение,
согласно которому независимость естественных
цен от спроса и предложения имеет силу
только в отношении воспроизводимых товаров,
т.е. товаров, предложение которых может
неограниченно увеличиваться. К этой категории
они относили преобладающую часть рыночных
благ.
Таким образом,
мир классической политической
экономии – это, прежде всего
мир равновесных «естественных
цен», отражающих объективные условия
производства и независящих от
спроса и предложения. Соответственно,
классическая теория меновой
стоимости -–это теория, описывающая свойства
естественных цен.
Существенным
разделом экономической теории
А. Смита является его учение
о товаре. «Смит с большей четкостью,
чем кто-либо до него, определил
и разграничил понятия потребительной
и меновой стоимости, Отвергнув
догму физиократов и опираясь
на свое учение о разделении
труда, он признавал равнозначность
всех видов производительного
труда с точки зрения создания
стоимости. Он понял, что в
основе меновой стоимости лежит
труд как любая производственная
деятельность человека. «Слово «стоимость»,-
писал Смит, - имеет два различных
значения: иногда оно обозначает
полезность какого-либо предмета,
а иногда возможность приобретения
других предметов, которую дает
обладание данным предметом. Первую
можно назвать потребительной
стоимостью, вторую меновой.
Концепция Смита
о естественной и рыночной
цене товаров заключалась в
том, что под естественной ценой
он, в сущности, понимал денежное
выражение меновой стоимости
и считал, что в длительной
тенденции фактические рыночные
цены стремятся к ней как
к некоему центру колебаний.
При уравновешивании спроса и
предложения в условиях свободной
конкуренции рыночные цены совпадают
с естественными. Она «как бы представляет
собой центральную цену
Он положил
также начало анализу факторов,
способных вызывать длительные
отклонения цен от стоимости.
Это, в частности, открывало
возможности исследования спроса
и предложения как факторов
ценообразования, а также роль
разного рода монополий в этой
области.
Смит определил
и разграничил потребительную
и меновую стоимости товара. Он
признал равнозначность всех
видов производительного труда
как создателя и конечного
мерила стоимости, показал закономерность
того, что стоимость непременно
должна выражаться в меновой
стоимости товара в его количественном
соотношении с другими товарами,
а при достаточном развитом
товарном производстве – в
деньгах.
Смит стремился
найти ответ на двуединый, как
ему казалось вопрос: «…каково
действительное мерило… меновой
стоимости или в чем состоит
действительная цена всех товаров».
В условиях
разделения труда богатство и
бедность человека определяются,
как считал Смит, не тем, что
он может получить в обмен
на собственный труд, продукт
или доход. Именно поэтому богатство
– совокупность меновых стоимостей.
В поисках мерила меновых стоимостей
Смит столкнулся с двумя разными
задачами, которые ему не удалось
четко разграничить:
Задачей измерения:
как соизмерять меновые стоимости
в разные периоды времени;
Задачей объяснения:
почему меновые пропорции устанавливаются
так, а не иначе; что лежит
в их основе.
Соизмеримость
меновых стоимостей. В условиях
рыночного обмена задача соизмерения
меновых стоимостей решается
в некотором смысле самим рынком.
Уже простой обмен двух товаров
устанавливает между ними количественное
соотношение: единица одного товара
приравнивается к определенному
количеству другого. Совокупность
таких соотношений между всеми
товарами составляет систему
относительных цен, которая делает
все товары взаимно соизмеримыми.
У Смита идея относительных
цен вводится косвенным образом – через
понятие располагаемого труда «стоимость
всякого товара для лица, которое… имеет
ввиду… обменять его на другие предметы,
равна количеству труда, которое он может
купить на него или получить в свое распоряжение».
К этому следует добавить, что для Смита
необязательно , чтобы это был труд самого
покупателя.
Получив общую
меру в труде, все товары
становятся соизмеримыми. Это и
означает, что речь идет о системе
меновых пропорций, или относительных
цен. В такой системе единица
труда взаимозаменяема с единицами
любого другого товара, и считать
труд лучшим мерилом меновой
стоимости, чем любой другой
товар, нет никаких оснований.
Соизмерение богатства
во времени. Действительные и
номинальные цены эквивалентны,
но с оговоркой: «…в определенное
время и в определенном месте
деньги представляют собой точное мелило
действительной меновой стоимости товаров,
но только в определенное время и в определенном
месте.
Если же это
условие не выполнено, то «
в виду колебаний стоимости
золота и серебра одна и
та же номинальная цена может
иметь весьма различные стоимости.
Тем самым Смит подошел к
пониманию того, что относительные
цены – это «одновременные»
цены. Если учесть, что с течением
времени может меняться не
только стоимость денег, но
и стоимость любого товара, а
значит и вся и система относительных
цен, можно сделать вывод, что
ценовые пропорции, относящиеся
к разным периодам времени,
несоизмеримы.
Смиту было
необходимо мерило – неизменный
во времени стандарт стоимости,
не зависящий от преходящих
обменных пропорций. Он вновь
обратился к труду - теперь
в центре внимания оказались
другие его качества. Он пишет,
что во все времена и во
всех местах одинаковые количества
труда имели всегда одинаковую
ценность для рабочего. При обычном
состоянии своего здоровья, силы
и способностей, при обычной степени
искусства и ловкости, он всегда
должен пожертвовать той же
самой долей своего досуга, своей
свободы и спокойствия. Цена, которую
он уплачивает, всегда остается
неизменной, каково бы ни было
количество товаров, которое он
получает в обмен за свой
труд».
Труд выступает
в данном случае как затрата
человеческих усилий и в этом
качестве имеет собственную меру,
независимую от стоимости других
товаров. Правда, это было чисто
теоретическое решение: оно отвлекалось
от реальной неоднородности труда
и потому для практического
соизмерения стоимостных величин
было мало пригодным. Для практических
целей Смит допускал использование косвенных
методов, основанных на принципе относительных
цен. Речь шла о том, чтобы найти меновую
пропорцию, наиболее тесно привязанную
к уровню трудовых затрат как к эталону
стоимости. Гипотеза Смита состояла в
том, что для продолжительных периодов
времени такой пропорцией должна служить
«хлебная заработная плата; для коротких
периодов времени – денежная заработная
плата».
Для того времени
гипотеза была вполне разумной,
так как, во-первых, хлеб оставался
основным продуктом питания, а
оплата труда тяготела к прожиточному
минимуму и, во-вторых, сохранялась
привязка цен к стоимости денежных
металлов, что препятствовало резким
изменениям общего уровня цен.
Смит был непоследователен
в своей теории стоимости. Помимо
основного определения стоимости
заключенным в товаре количеством
труда он ввел второе понятие,
где стоимость определяется количеством
труда, который можно купить
за данный товар. Смит не
понимал двойственной природы
товара в виде реального объективного
единства противоположностей потребительной
стоимости и стоимости.
Смит считал, что
при развитом состоянии общества
ценовые пропорции не совпадают
с пропорциями прямых затрат
труда на производство товаров
и что такие затраты не могут
служить основой цены. Главным
вопросом для решения проблемы
был вопрос о капитале.
У представителей
классической политической экономии
были разные ответы на этот
вопрос.
А. Смит исходил
из следующих позиций:
-меновые стоимости
создаются производительным трудом,
в том числе при развитом
состоянии общества;
-естественная цена
товара – распределительная категория;
она формируется как сумма
доходов основных факторов производства
: заработной платы, прибыли и ренты; естественные
нормы этих доходов складываются на соответствующих
факторных рынках, независимо друг от
друга;
-затраты капитала
не являются самостоятельной
частью естественной цены товара;
-изменение естественных
норм факторов производства влечет
соответствующие изменения естественной
цены товара (например, повышение
естественной заработной платы
должно вызывать рост цен товаров).
Позиция Смита
логична, если предположить, что
в естественной цене всех товаров
прибыль составляет одну и
ту же долю. Только в этом
случае цены могут быть пропорциональны
затратам и труда и капитала
одновременно.
В классической
экономической теории существовали
еще две альтернативных концепции
стоимости: трудовая теория стоимости
Д. Рикардо, стремившегося более последовательно
реализовать первый трудовой, подход;
и теория факторов производства Ж.-Б. Сэя,
сделавшего ставку целиком на второй факторный
подход.