Теория стоимости А. Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:32, доклад

Описание работы

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 23.34 Кб (Скачать)

Адам  Смит

Краткая биография

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в  городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли.

 Крупные научные  работы «Теория моральных чувств»  (1759 г.),  «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)

Теория  стоимости

 Адам Смит рассматривал  человеческое общество как меновой  союз, своими корнями уходящий в свойства человеческой природы. Решающим признаком человеческой природы он считал склонность «к торговле, обмену одного предмета на другой».

 Если рост богатства  ограничен размерами рынка, значит  само богатство – не просто  совокупность физических предметов.  Продукт, чтобы стать богатством  должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью. Именно меновая стоимость –  центральное понятие классической  политической экономии.

 Экономические  ценности это блага, которые  обладают достоинствами для участников  хозяйственной жизни, получают  их положительную оценку, т.е.  прежде всего чего-то стоят  на рынке, имеют стоимость. 

 Классическая  школа политической экономии  видела свою задачу в том,  чтобы выявить объективную основу  цены товаров. Эту основу «классики  связывали с затратами труда  и других факторов производства, т.е. выводили из причин, не  зависящих, как они полагали, от  отношения человека к вещи, его  оценок вещи.

 В своих теориях  меновой стоимости представители  классической школы опирались  на ряд общих принципов: 

1.     Отправной  точкой служил рассмотренный  выше взгляд на труд как  на источник богатства (трудовая  теория стоимости), с той лишь  разницей, что значение этого  принципа и логическая последовательность, с которой он проводился, у  разных авторов и в разных  разделах теории стоимости были  неодинаковыми; 

2.     Меновая  стоимость как главный предмет  анализа противопоставлялась потребительной  стоимости как выражению полезности  предмета. Смит определял меновую  стоимость как «возможность приобретения  других предметов, которую дает  обладание данным предметом»;

3.     При  оценке величины меновой стоимости  в расчет принималась ее «естественная  норма в противовес фактическим  ценам, колеблющимся вокруг этой  нормы под влиянием спроса  и предложения; предполагалось, что  в отличие от рыночных цен  естественные цены формируются  независимо от соотношения спроса и предложения, на основе объективных условий производства;

4.     В  развитие предшествующего принципа  Д. Рикардо и Дж. Ст. Милль ввели уточнение, согласно которому независимость естественных цен от спроса и предложения имеет силу только в отношении воспроизводимых товаров, т.е. товаров, предложение которых может неограниченно увеличиваться. К этой категории они относили преобладающую часть рыночных благ.

 Таким образом,  мир классической политической  экономии – это, прежде всего  мир равновесных «естественных  цен», отражающих объективные условия  производства и независящих от  спроса и предложения. Соответственно, классическая теория меновой  стоимости -–это теория, описывающая свойства естественных цен.

 Существенным  разделом экономической теории  А. Смита является его учение  о товаре. «Смит с большей четкостью,  чем кто-либо до него, определил  и разграничил понятия потребительной  и меновой стоимости, Отвергнув  догму физиократов и опираясь  на свое учение о разделении  труда, он признавал равнозначность  всех видов производительного  труда с точки зрения создания  стоимости. Он понял, что в  основе меновой стоимости лежит  труд как любая производственная  деятельность человека. «Слово «стоимость»,- писал Смит, - имеет два различных  значения: иногда оно обозначает  полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения  других предметов, которую дает  обладание данным предметом. Первую  можно назвать потребительной  стоимостью, вторую меновой. 

 Концепция Смита  о естественной и рыночной  цене товаров заключалась в  том, что под естественной ценой  он, в сущности, понимал денежное  выражение меновой стоимости  и считал, что в длительной  тенденции фактические рыночные  цены стремятся к ней как  к некоему центру колебаний.  При уравновешивании спроса и  предложения в условиях свободной  конкуренции рыночные цены совпадают  с естественными. Она «как бы представляет собой центральную цену

 Он положил  также начало анализу факторов, способных вызывать длительные  отклонения цен от стоимости.  Это, в частности, открывало  возможности исследования спроса  и предложения как факторов  ценообразования, а также роль  разного рода монополий в этой  области. 

 Смит определил  и разграничил потребительную  и меновую стоимости товара. Он  признал равнозначность всех  видов производительного труда  как создателя и конечного  мерила стоимости, показал закономерность  того, что стоимость непременно  должна выражаться в меновой  стоимости товара в его количественном  соотношении с другими товарами, а при достаточном развитом  товарном производстве – в  деньгах. 

 Смит стремился  найти ответ на двуединый, как  ему казалось вопрос: «…каково  действительное мерило… меновой  стоимости или в чем состоит  действительная цена всех товаров».

 В условиях  разделения труда богатство и  бедность человека определяются, как считал Смит, не тем, что  он может получить в обмен  на собственный труд, продукт  или доход. Именно поэтому богатство  – совокупность меновых стоимостей. В поисках мерила меновых стоимостей  Смит столкнулся с двумя разными  задачами, которые ему не удалось  четко разграничить:

 Задачей измерения:  как соизмерять меновые стоимости  в разные периоды времени; 

 Задачей объяснения: почему меновые пропорции устанавливаются  так, а не иначе; что лежит  в их основе.

 Соизмеримость  меновых стоимостей. В условиях  рыночного обмена задача соизмерения  меновых стоимостей решается  в некотором смысле самим рынком. Уже простой обмен двух товаров  устанавливает между ними количественное  соотношение: единица одного товара  приравнивается к определенному  количеству другого. Совокупность  таких соотношений между всеми  товарами составляет систему  относительных цен, которая делает  все товары взаимно соизмеримыми.

 У Смита идея относительных цен вводится косвенным образом – через понятие располагаемого труда «стоимость всякого товара для лица, которое… имеет ввиду… обменять его на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение». К этому следует добавить, что для Смита необязательно , чтобы это был труд самого покупателя.

 Получив общую  меру в труде, все товары  становятся соизмеримыми. Это и  означает, что речь идет о системе  меновых пропорций, или относительных  цен. В такой системе единица  труда взаимозаменяема с единицами  любого другого товара, и считать  труд лучшим мерилом меновой  стоимости, чем любой другой  товар, нет никаких оснований. 

 Соизмерение богатства  во времени. Действительные и  номинальные цены эквивалентны, но с оговоркой: «…в определенное  время и в определенном месте  деньги представляют собой точное мелило действительной меновой стоимости товаров, но только в определенное время и в определенном месте.

 Если же это  условие не выполнено, то «  в виду колебаний стоимости  золота и серебра одна и  та же номинальная цена может  иметь весьма различные стоимости.  Тем самым Смит подошел к  пониманию того, что относительные  цены – это «одновременные»  цены. Если учесть, что с течением  времени может меняться не  только стоимость денег, но  и стоимость любого товара, а  значит и вся и система относительных  цен, можно сделать вывод, что  ценовые пропорции, относящиеся  к разным периодам времени,  несоизмеримы.

 Смиту было  необходимо мерило – неизменный  во времени стандарт стоимости,  не зависящий от преходящих  обменных пропорций. Он вновь  обратился к труду - теперь  в центре внимания оказались  другие его качества. Он пишет,  что во все времена и во  всех местах одинаковые количества  труда имели всегда одинаковую  ценность для рабочего. При обычном  состоянии своего здоровья, силы  и способностей, при обычной степени  искусства и ловкости, он всегда  должен пожертвовать той же  самой долей своего досуга, своей  свободы и спокойствия. Цена, которую  он уплачивает, всегда остается  неизменной, каково бы ни было  количество товаров, которое он  получает в обмен за свой  труд». 

 Труд выступает  в данном случае как затрата  человеческих усилий и в этом  качестве имеет собственную меру, независимую от стоимости других  товаров. Правда, это было чисто  теоретическое решение: оно отвлекалось  от реальной неоднородности труда  и потому для практического  соизмерения стоимостных величин  было мало пригодным. Для практических целей Смит допускал использование косвенных методов, основанных на принципе относительных цен. Речь шла о том, чтобы найти меновую пропорцию, наиболее тесно привязанную к уровню трудовых затрат как к эталону стоимости. Гипотеза Смита состояла в том, что для продолжительных периодов времени такой пропорцией должна служить «хлебная заработная плата; для коротких периодов времени – денежная заработная плата».

 Для того времени  гипотеза была вполне разумной, так как, во-первых, хлеб оставался  основным продуктом питания, а  оплата труда тяготела к прожиточному  минимуму и, во-вторых, сохранялась  привязка цен к стоимости денежных  металлов, что препятствовало резким  изменениям общего уровня цен. 

 Смит был непоследователен  в своей теории стоимости. Помимо  основного определения стоимости  заключенным в товаре количеством  труда он ввел второе понятие,  где стоимость определяется количеством  труда, который можно купить  за данный товар. Смит не  понимал двойственной природы  товара в виде реального объективного  единства противоположностей потребительной  стоимости и стоимости. 

 Смит считал, что  при развитом состоянии общества  ценовые пропорции не совпадают  с пропорциями прямых затрат  труда на производство товаров  и что такие затраты не могут  служить основой цены. Главным  вопросом для решения проблемы  был вопрос о капитале.

 У представителей  классической политической экономии  были разные ответы на этот  вопрос.

 А. Смит исходил  из следующих позиций: 

-меновые стоимости  создаются производительным трудом, в том числе при развитом  состоянии общества;

-естественная цена  товара – распределительная категория;  она формируется как сумма  доходов основных факторов производства : заработной платы, прибыли и ренты; естественные нормы этих доходов складываются на соответствующих факторных рынках, независимо друг от друга;

-затраты капитала  не являются самостоятельной  частью естественной цены товара;

-изменение естественных  норм факторов производства влечет  соответствующие изменения естественной  цены товара (например, повышение  естественной заработной платы  должно вызывать рост цен товаров).

 Позиция Смита  логична, если предположить, что  в естественной цене всех товаров  прибыль составляет одну и  ту же долю. Только в этом  случае цены могут быть пропорциональны  затратам и труда и капитала  одновременно.

 В классической  экономической теории существовали  еще две альтернативных концепции  стоимости: трудовая теория стоимости  Д. Рикардо, стремившегося более последовательно реализовать первый трудовой, подход; и теория факторов производства Ж.-Б. Сэя, сделавшего ставку целиком на второй факторный подход.

Информация о работе Теория стоимости А. Смита