Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы. Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Работа содержит 1 файл

теория спроса и предложения.docx

— 885.85 Кб (Скачать)

1. Цена  на рынке стремится к такому  уровню, при котором спрос равен  предложению.

2. Если  под воздействием неценовых факторов  произойдет изменение в спросе  или предложении, то установится  новая равновесная цена, соответствующая  новому состоянию спроса и  предложения.

Как действует  рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике отразится как  сдвиг кривой спроса вправо (из положения  D в положение D 1). В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2 , Q2) Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту (рис. 6).

Рис. 6. Спрос, предложение, цена

Рыночный  механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены  пола и потолка могут быть установлены  государством, регулирующим ценообразование  на рынке. Например, государство при  осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером  цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

Можно указать  на многочисленные случаи завышения  цен, на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишек проданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств бюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление, завышенной цены не дало бы ни какого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в странах переходной экономики в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены  потолка занижены по сравнению с  равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются  в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы при остановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения кар точной системы или других систем нормированного распределения.

Многие  экономисты – сторонники нелиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченном свободы рыночных отношений, возражают против применении цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

Приверженцы других направлений экономической  науки, ни сколько не умаляя роли рынка  и его законов, предлагают не дожи даться автоматического регулирования  спроса и предложения Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

Так или  иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может  существенно отклониться от этого  уровня (если только она не владеет  значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при  расчете возможной прибыли и  основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

 

 

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми и они руководствуются, совершая покупки, – важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

Эластичность - это способность спроса реагировать на изменение на рынке различных факторов (цены, доходов и т.д.).

Спрос, в  свою очередь, зависит от качества продукции, цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских  вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен  прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.

Для фирмы  при планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно  ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих  продукты-заменители и продающих  их по более низким ценам, также может  привести к снижению спроса на изделия  фирмы. В то же время с ростом доходов  населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта  предлагаемой продукции.

 Однако  нас интересует не только направление,  но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса  при повышении (понижении) цены  продукции на 1, 10, 100 единиц? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению от сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать  падение цены продукции, доходов  потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Спрос на товары по-разному реагирует на изменения  их цен, доходов потребителей и цен  других товаров. Коэффициент ценовой эластичности (ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собою отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.

В зависимости  от величины данного коэффициента различают  спрос

  • неэластичный (ер < 1),
  • единичной эластичности (ер = 1) и
  • эластичный (ер > 1).

В случае абсолютной неэластичности (ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ер = оо) она параллельна (выше) оси абсцисс.

Рис. 7. Крайние случаи эластичности:

а – спрос  абсолютно эластичен; б – спрос абсолютно неэластичен

 

Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса е p равен:

                                                                                (Рис.7.1)    

 Q – Изменение величины спроса, %; Р – изменение цены, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

Эластичность  линейной функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены. Спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких.

Ценовая эластичность спроса влияет на объем  общей выручки от продажи данного  количества товара. Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и  цена реализуемого товара. При эластичном спросе направления изменений упомянутых величин противоположны. Если спрос  отличается единичной эластичностью, выручка остается прежней.

Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т. е. чем менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов на его приобретение в бюджете потребителя. На эластичность влияет также длительность исследуемого периода времени. Чем  продолжительнее этот период, тем  выше ценовая эластичность спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (еi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина еi является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться:

  • к предметам первой необходимости (О < еi < 1),
  • второй необходимости (еi = 1) и
  • к предметам роскоши (еi > 1).

Коэффициент перекрестной эластичности (еху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (у). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть

  • взаимозаменяемыми (еху > 0),
  • взаимодополняемыми (еху < 0) и
  • нейтральными (еху = 0).

Эластичность  предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.

Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в  виду эластичность спроса на продукцию, так как от этого зависит выручка  фирмы.

Другим  примером практического использования  теории эластичности является государственная  налоговая политика. При введении косвенных налогов государство  преследует цель увеличить объем  налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно  или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар. Ниже приведены  коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:

    1. Хлеб ............................... 0,15%
    2. Говядина..........................0,64%
    3. Баранина..........................2,65%
    4. Яйца.................................0,32%
    5. Электричество в домах...0,13%
    6. Табачные изделия ..........0,46%
    7. Газеты и журналы ..........0,42%
    8. Одежда и обувь...............0,20%

Приведенные данные характерны для экономики  США. Для России показатели ценовой  эластичности рыночного спроса будут  несколько иными в зависимости  от наличия товаров-заменителей  и других обстоятельств, о которых  говорилось выше.

Информация о работе Теория спроса и предложения