Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы. Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Работа содержит 1 файл

теория спроса и предложения.docx

— 885.85 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная  экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы. Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Людям свойственны  как биологические, так и социально  обусловленные потребности. Чтобы  удовлетворить эти потребности (в  пище, одежде, жилье и бесконечном  множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся  ресурсы: рабочую силу и предпринимательские  способности, капитал, здания и сооружения, природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства. Ограниченность ресурсов не позволяет иметь все, что хотелось бы человеку. Потребности человека превышают его возможности, так как все имеющиеся ресурсы в каждой стране, да и в мире в целом, ограничены.

Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое  может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В  их числе можно назвать: прогноз  влияния меняющихся мировых экономических  условий на рыночную цену и эффективность  производства; оценка влияния правительственных  мер по контролю цен, минимальная  заработная плата и экономические  стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

Общие представления  о спросе и предложении стали  частью повседневного языка и  опыта. Например, если у продавца большая  партия автомобилей, то он снижает цену. В этом случае, очевидно, что цена упала вследствие того, что предложение данного товара увеличилось. С другой стороны, цены на курортах летом выше, чем зимой. Это связано с тем, что летом спрос выше, чем зимой.

Сказанным объясняется то внимание, которое  теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.

В экономической  науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ЗАКОН СПРОСА

Важнейшими  элементами рыночного механизма  являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение  товара, определяют его цену.

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.

Цена  определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение  и спрос на товар и устанавливают  цену. Так как цена устанавливается  на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение  и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной  ценой.

Цены  формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса  между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны  спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между  собой принципа цены.

Что такое  спрос?

Спрос – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность  приобрести товар. Если отсутствует  одна из этих характеристик, отсутствует  и спрос. Например, у некоего потребителя  есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает  такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому  спрос на автомобиль со стороны данного  потребителя отсутствует.

Действие  закона спроса ограничено в следующих  случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
  • для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
  • при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок – на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости  от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рисунке графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса – это движение по кривой спроса (рис. 1).

Рис. 1. График спроса

 

Если  цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет  с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако  цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание  и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны  воздействием всех других факторов, кроме  цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону усиления, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым  факторам относятся:

  • изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше тонн ров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на низкокачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;
  • изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
  • изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель – свинину и т.п.;
  • изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой (рис. 2).

 

Рис. 2. Влияние неценовых факторов на спрос

 

На графике  влияние неценовых факторов на спрос  может быть изображено как сдвиг  кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).

ПОНЯТИЕ И ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение, точно также как и спрос, это  обобщающий термин. Он характеризует  поведение фактических и потенциальных  продавцов товара.

Объем и  структура предложения характеризует  экономическую ситуацию на рынке  со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями  производства, а также той долей  товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции  потребляется в производстве.

В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили  на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На рисунке  графически изображена зависимость  между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения  называют изменением величины предложения (рис.3).

 

Рис. 3. График предложения

 

Как видно  из приведенного графика, если цена костюма  повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Помимо  цены на предложение оказывают воздействие  и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

  • изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен па сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
  • изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;
  • природные катастрофы, войны (рис. 4.).

 

Рис. 4. Влияние неценовых факторов на предложение

 

На графике  влияние неценовых факторов на предложение  может быть изображено как сдвиг  кривой предложении вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения) В данном случае говорят об изменении предложения.

Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы:

1. В рыночной  экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов  продавцов и покупателей на  рынках:

  • фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
  • цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
  • наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если  на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то:

  • фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
  • начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

В этом смысле рыночная экономика оказалась более  эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение  диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная  структура производства и другие известные атрибуты плановой системы).

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рисунке представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают (рис. 5).

Равновесие  означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

 

Рис. 5. Равновесие на рынке

 

Что произойдет, если цена повысится и станет равна  P1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q 1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q 2. Продукция в объеме Q 2 - Q 1, представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже развесной, т.е. будет равна  Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара и объеме Q 1 - Q 2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р.

На рынке  действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

Информация о работе Теория спроса и предложения