Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

1. Потребление, потребность и полезность

2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности

3. Теория потребительского выбора

4. Общая модель поведения потребителя

5. Эффект дохода и эффект замещения

6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины

7. Кривые безразличия

8. Производственные возможности и Парето-эффективность

9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность.

Работа содержит 1 файл

Теория потребительского поведения лекция.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Кривая производственных возможностей имеет несколько уровней, каждый из которых представлен новым  видом комбинации благ в их денежном выражении. Посредством технологических  нововведений, освоения продуктов НТП, открытия качественно иных способов добычи природных ресурсов достаточно реален прогресс в экономике, что ознаменовано переходом на новый, более высокий уровень кривой трансформации. В связи с этим важно понятие альтернативных издержек: это непроизведенные товары, т. е. те, которые на ранней стадии производства были отброшены в качестве варианта специализации. 

Итальянский экономист  Вильфредо Парето (1848–1923) раскрыл  смысл выражения «эффективное распределение ресурсов»: ресурсы и факторы производства оказываются оптимально и рационально распределенными только тогда, когда никто не может улучшить свое положение без того, чтобы в результате оно для кого-то не ухудшилось. Однако несмотря на все теоретические преимущества данного закона, он тем не менее на практике далеко не идеален. Это связано с тем, что мы не имеем возможности заранее предугадать все возможные ситуации поведения потребителя. 

9. Функции полезности. Количественная и  порядковая полезность 

Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский. 

Количественный  подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ: 
 

С одной стороны  данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины – посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления. 

Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют  использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все  вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль – это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность. 

Кроме того, как  можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается  по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному. 

Порядковый  подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

U=f (X,Y),

где X и Y – сравнимые  товары. 

На базе этого, основными принципами данного подхода  являются следующие: 

1) выбор потребителя  зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов; 

2) потребитель  способен упорядочить все возможные  комбинации благ; 

3) потребительское  предпочтение носит транзитивный  характер. Например, если полезность  товара А больше полезности  товара В, а В – больше  С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена; 

4) потребитель  всегда предпочитает больший  набор благ меньшему.

Информация о работе Теория потребительского поведения