Теория экономики предложения: проблемы регулирования сектора фирм в рамках экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Суть концепции сторонников экономики предложения - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой.

Содержание

Введение:
Экономика предложения как направление экономической теории.
Теория и практика стимулирования совокупного предложения. Кривая Лаффера.
Проблемы и тенденции регулирования совокупного предложения в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 104.30 Кб (Скачать)

       В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический (рис.1).

       

       Рис 1.  Кривая совокупного предложения

       Кейнсианский (горизонтальный) отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; номинальные величины относительно жесткие; реальные величины более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

       Причинами относительной жесткости номинальных  величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, с оглядкой на конкурентов) и т.д.

       Разумность  и реальность предположений об относительной  жесткости цен на коротких временных  интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти  неиспользуемые  ресурсы,  как трудовые,  так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот,  этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства  сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит,  что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

       Промежуточный (восходящий) отрезок соответствует  ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы  расширить совокупный объем производства, нужно увеличить расходы на факторы  производства, что приведет к повышению  цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.  Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

       Кривая  AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y* - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.

       Классический (вертикальный) отрезок описывает  поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения  строится исходя из следующих условий: объем выпуска равен потенциальному объему и зависит от количества и  качества факторов производства (труда  и капитала) и технологии; экономика  функционирует в условиях полной занятости; цены и номинальная заработная плата — гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. При расширении производства в условиях полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за  ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого увеличиваются издержки на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Таким образом, номинальный ВНП растет, а реальный ВНП остается на том же уровне.

       Анализ  кривой совокупного предложения  показал, что реальный объем  ВНП  увеличивается,  когда экономика  движется слева направо, проходя  кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).

       К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки: 

       
  • изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
  • изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
  • изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.

       При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем  производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.2).

                       

       Рис. 2 Увеличение совокупного предложения  

       На  промежуточном и  классическом  отрезках  кривая  AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП. 
 
 
 

2.2 Эффект Лаффера

     Долгосрочным  последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Этот вывод известный в мировой экономической науке как эффект Лаффера. Его графическая интерпретация приведена на рис. 3 (X — уровень налоговых ставок в процентах, Ха — их оптимальный размер, Y — среднегодовой объем государственных доходов в результате налогообложения, Ya — его максимальная величина). Предположим, что реально существующие налоговые ставки уровне Хь, а налоговые поступления в государственный бюджет — Yb (точка В кривой Лаффера).

     

     Рис 3. Кривая Лаффера

     Согласно  концепции американского экономиста А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок вызовет лишь кратковременное сокращение объема государственных доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, которые подлежат налогообложению. Этот процесс (движение от В к А) возможный при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций. В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит, ослабится эффект вытеснения, состоится торможения инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики полагает максимум государственных доходов в результате налогообложения.

     Эффект  Лаффера занимает в теории предложения исключительно важное место. Именно через него проходит в сущности единственная линия связи между концепцией налогового регулирования, находящейся в центре этой теории, и принципом равновесия государственного бюджета, который, вспомним, лежит в основе концепций инфляции и экономического роста. « Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту государственных доходов, - подчеркивает американский экономист С.Руссо, - играет решающую роль в теории предложения».

     Теория  предложения, как видим, представила немало оригинальных разработок проблем налогообложения. Этого, однако, нельзя сказать о денежной политике, в оценке которой представители теории предложения в целом солидаризируются с идеями монетаризма.

       Если  отвлечься от специфических особенностей обоих течений неоконсерватизма, то можно выявить единство позиции  в отношении системы государственного регулирования экономики. Сторонники обоих течений сходятся в том, что эта система должна иметь  долгосрочный характер и ориентироваться  не на антициклическое управление совокупным спросом, а на стимулирование предложения товаров, капитала, и факторов производства. Так для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения сбережений и кредитных ресурсов посредством налоговой реформы. Важнейшим методом сдерживания инфляции считает монетаристская денежная политика, нацеленная на стабильность темпа роста предложения денег. Решение проблемы безработицы связывается с различными мерами государства по восстановлению свободы действий рыночного механизма, который должен оказать положительное воздействие на предложение труда.

       Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, нередко выделяют:

       1) меры по стимулированию текущего  объема производства;

       2) меры, направленные на долгосрочное  повышение темпов роста производства.

       К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования  факторов производства, повышению эффективности  распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции, и т.д.

       Ко  второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также  совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока  иностранных инвестиций и другие структурные преобразования. 
 
 

Информация о работе Теория экономики предложения: проблемы регулирования сектора фирм в рамках экономической политики