Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:16, реферат
Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации.
Введение ……………………………………………………………………....3 - 4
I. Понятие международной торговли……………………………….…..….5 - 7
II.Теории международной торговли
II.1 Классическая теория международной торговли…………………..….8
II.2 Теория сравнительных преимуществ………………………….….9 - 10
II.3 Меркантилиститская теория международной торговли…... 10 - 11
II.4 Теория абсолютных преимуществ………………..……11 - 13
II.5 Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона…………………13-15
II.6 Теория международной торговли Леонтьева………………..15 - 16
II. 7 Неотехнологическая теория внешней торговли……...……..16 - 18
II.8 Теория Фирмы……………………………………………...…….....18
II.9 Теория международной конкуренто-способности нации ….19
Заключение………………………………………………………………..20 - 21
Литература………………………………………………………………...........22
В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что им-портируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.
Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.
Основными переменными при неотехнологическом подходе - это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы. Неотехнологическая школа связывает преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших.
II.8 Теория Фирмы
Теория связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. Преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма - экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необ-ходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производ-ственных и сбытовых контактов, совместным решением научно- - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.
II.9 Теория международной конкуренто-способности нации
Теория разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке оп-ределяется четырьмя основными условиями: количеством и ка-чеством различных факторов производства, спросом на внут-реннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.
Портер считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpани-чивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ус-коренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.
1. технологии
и их продукты, рождение которых
обусловлено внутренними
2. наличие смежных
и обслуживающих· отраслей
3.
стратегия фирмы и наличие конкуренции
на внутреннем рынке
заставляют фирмы постоянно совершенствовать
свое производство· и искать новых покупателей.
Любая фирма ориентирована на завоевание
прочных позиций на рынке, поэтому она
должна постоянно искать новые пути к
снижению издержек производства и совершенствования
продукции.
Заключение
Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
1. Теория Д.
Рикардо о сравнительных
2. Обмен сходными,
близкими по своим
3. Фирмы и
корпорации, активно использующие
технологические нововведения, создают
новые источники специализации,
Теории международной
торговли как классические, так и современные,
хотя и не могут дать ответа на весь комплекс
вопросов, возникающих в процессе развития
внешнеторговых отношений, но показывают
условия возникновения тех преимуществ,
благодаря которым отдельные страны и
компании завоевывают прочные позиции
на мировом рынке.
Литература
1. А.С. Булатов, «Мировая экономика», М., «Экономистъ» 2005г.;
2. И.П. Николаева «Мировая экономика», М., 2003г.;
3. Е.Ф. Авдушин
«Международные экономические
4. О.Д. Давыдов
«Внешняя торговля-время
5. С.И. Долгова, И.И. Кретова «Предприятие на внешних рынках», 1997г.;
6. А.С. Булатов «Экономика внешних связей России», М., 1999г.;
7. И.И. Дюмулен
«Всемирная торговая
8. М. Пебро
«Международные экономические,
9. Д. Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения». Соч. Т.1. М., 1955г.
10. П. Х . Линдерт
«Экономика мирохозяйственных
11. «Современные
теории внешнеэкономических