Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

Работа содержит 1 файл

Теории международной торговли.docx

— 25.46 Кб (Скачать)

Теории международной  торговли

 

Как известно, основы теории международной торговли были сформулирова­ны  в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися  английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

А. Смит в своей книге  «Исследование о природе и  причинах богатства наро­дов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного  преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной  торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от то­го, являются ли они экспортерами или импортерами.

Целесообразно рассмотреть  этот тезис на примере, демонстрирующем  ис­пользование абсолютных преимуществ  в практике международного обмена.

Так, допустим, что производители  в относительно отсталой («PC») и промышленно  развитой («ПРС») стране выпускают только два товара, которые услов­но назовем  оборудованием и сырьем. В ПРС  для производства единицы обору­дования  требуется 1, а на производство единицы  сырья — 3 рабочих дня; в PC на производство единицы оборудования требуется 4, а  единицы сырья — 2 рабочих дня [см. схему].

 

Товар / страны

ПРС

РС

Единица оборудования

1 рабочий день

4 рабочих дня

Единица сырья

3 рабочих дня

2 рабочих дня

 

Далее, если ПРС имеет абсолютное преимущество в производстве оборудова­ния, поскольку на создание его единицы  здесь надо затратить всего 1 рабочий  день по сравнению с 4 днями в PC, то производители в PC имеют абсолютное преимущество в производстве сырья, поскольку они тратят на добычу его  едини­цы 2 рабочих дня по сравнению  с ПРС, где затратят 3 рабочих дня.

Допустим, что производителям сырья в PC надо где-то купить себе оборудо­вание, а производителям оборудования в  ПРС - купить сырье. Понятно, что в  данной ситуации существует два варианта: приобретать товары внутри страны или  за рубежом.

При этом производитель оборудования в ПРС, покупая сырье на внутреннем рынке, сможет обменять единицу своего оборудования (на производство которо­го  затрачен 1 день) на 1/3 единицы сырья. Если же он импортирует то же сырье из PC, то за ту же единицу оборудования он сможет получить больше - уже 1/2 единицы сырья. Далее, производитель сырья из PC, покупая оборудование внутри своей страны, получит за единицу своего сырья 2/4, то есть 1/2 единицы отечественного оборудования, а покупая его на внешнем рынке, в данном слу­чае - в ПРС - значительно больше, уже 2/1, то есть 2 единицы оборудования.

Таким образом, производителям сырья в PC выгоднее приобрести оборудова­ние  в ПРС, а изготовителям оборудования в ПРС также выгоднее обменять свою продукцию на сырье из PC. В  обоих случаях импортировать  необходимые товары целесообразнее, чем производить обмен на внутреннем рынке своей страны.

Д. Рикардо в работе «Начала  политической экономии и налогового обложе­ния» (1817 г.) доказал, что принцип  абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преиму­щества. При анализе направлений  развития внешней торговли следует  учиты­вать два обстоятельства. Во-первых, что экономические ресурсы - природные, трудовые и др. - распределены между  странами неравномерно. Во-вторых, эф­фективное производство различных товаров  требует различных технологий или  комбинаций ресурсов. При этом важно  подчеркнуть, что экономическая  эффек­тивность, с которой страны способны производить различные  товары, может из­меняться и действительно  изменяется со временем.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий теорию Д. Рикардо. Для этого случая следует несколько изменить исходные условия предыдущего примера. Так, мож­но допустить, что в ПРС для  производства единицы продовольствия требуется 2, а для производства единицы  оборудования - 1 рабочий день. В PC на производ­ство единицы сырья  нужно 4, а единицы оборудования - 3 рабочих дня.

При этом становится очевидно, ПРС имеет абсолютное преимущество в про­изводстве как сырья, так  и оборудования, поскольку на производство единицы сырья им требуется затратить 2 рабочих дня, а единицы оборудования - 1 рабо­чий день. В PC затраты составят соответственно 4 и 3 рабочих дня [см. схему].

 

Товар / страны

ПРС

РС

Единица оборудования

1 рабочий день

3 рабочих дня

Единица сырья

2 рабочих дня

4 рабочих дня

 

Из приведенной схемы  ясно, что в ПРС должны производить  и экспортиро­вать в PC и сырье, и оборудование, а у последней  практически нет реальных шансов на участие в международном обмене. В ПРС работник за 1 рабочий день может произвести эквивалент 1 единицы  оборудования и 1/2 единицы сырья, тогда  как работник в PC окажется в худшем положении: он за день работы смо­жет  произвести только 1/4 единицы сырья  и 1/3 единицы оборудования.

Но в данном случае важнее иные соотношения: относительная цена единицы сырья в ПРС, выраженная через стоимость единицы оборудования, составляет 2/1 единицы оборудования, а в PC ее величина меньше — 4/3 единицы  оборудо­вания. Понятно, что если производитель  оборудования в ПРС захочет купить сырье, то на внутреннем рынке ему  придется отдать за единицу сырья 2 едини­цы своего оборудования, а при  покупке этого же сырья в PC —  только 4/3 едини­цы оборудования; его  выигрыш в результате такого обмена составит 2/3 едини­цы сырья. Поэтому  ПРС с выгодой будет импортировать  сырье из PC, где оно относительно дешевле.

Относительная цена единицы  оборудования в PC, выраженная через  стои­мость единицы сырья, составляет 3/4 единицы сырья, а в ПРС - меньше - 1/2. Это означает, что если в PC производящее сырье предприятие захочет купить оборудование, то на внутреннем рынке  ему придется отдать за единицу оборудо­вания 3/4 единицы своего сырья, а при  покупке того же оборудования в ПРС  — только 1/2 единицы сырья. Выигрыш  этого добывающего предприятия  в резуль­тате торговли составит 1/4 единицы оборудования. Поэтому PC будет импорти­ровать оборудование из ПРС, так как оно там относительно дешевле. Следует от­метить, что  для работников в ПРС и PC внешнеторговый обмен ведет к  увеличению потребления  и сырья, и оборудования. Обе страны остаются в несо­мненном выигрыше от своей внешнеторговой деятельности.

Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, ко­торыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Д. Рикардо  до­казал, что международный обмен  возможен и желателен в интересах  всех стран. Он определил ту ценовую  зону, внутри которой обмен выгоден  для каждого.

Впоследствии Джон Стюарт Милль в своем труде «Основания политической экономии» (1848 г.) дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен.

Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и  предложе­ния на таком уровне, что  совокупность экспорта каждой страны позволяет опла­чивать совокупность ее импорта. Этот закон международной  стоимости, или «тео­рия международной  стоимости», - важная заслуга Милля. Теория международной стоимости  показывает, что существует цена, которая  оптимизирует обмен товаров между  странами. Эта рыночная цена зависит  от спроса и предложения.

Свой вклад в развитие теории классиков зарубежной политэкономии  внес Готфрид Хаберлер, который конкретизировал  ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Следует иметь в виду, что  современные представления о  том, чем определяют­ся направления  и структура международных торговых потоков, базируются на ра­ботах шведских ученых-экономистов. Так, Эли Хекшер и Бертиль Олин дали объ­яснение  сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в  отношении определенных продуктов, на уровне обеспеченности факторами  про­изводства. Э. Хекшер и Б. Олин выдвинули  теорему «выравнивания цен на факто­ры производства». Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

В середине XX столетия (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали  доказательство теоремы Хекшера - Олина, пред­ставив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентично­сти техники, совершенной  конкуренции и полной мобильности  товаров между­народный обмен выравнивает  цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как  средство, позволяющее сократить  разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американ­ского экономиста (русского происхождения) В. Леонтьева под  названием «Па­радокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя  теорему Хекше­ра — Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика  в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые  требовали отно­сительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению  с импортом был более трудоемок  и менее капиталоемок. Этот вы­вод противоречил существовавшим ранее  представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда характеризовалась избытком капита­ла  и в соответствии с теоремой Хекшера - Олина можно было ожидать, что  США экспортируют, а не импортируют  высококапиталоемкие товары. Получив  широ­кий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Она  стала включать понятие технического про­гресса и неравномерности его  распределения, различий между странами в суще­ствующей зарплате и прочие понятия.

Следует отметить и широкое  распространение в западных исследованиях  проблем международной торговли и теории внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией  эффект, оказываемый внешней торговлей (в част­ности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занято­сти, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для  каждой страны вполне определенными  количественными зависимостями  и может быть вычислен и выражен  в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально  экспортные заказы непосредственно  увеличат вы­пуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем  придут в движение вторичные потребительские  расходы.

Сторонники концепции  жизненного цикла товара считают, что  на основе этапов такого цикла могут  быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности, при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тези­су теории жизненного цикла  товара, продукт с момента появления  на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение  товаров происходит в зависимости  от определен­ного этапа жизненного цикла.

В своей доктрине Р. Верной, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс обосновывают схе­му, по которой на этапе внедрения  после выявления потребности  в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налажи­вается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт. Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход  к крупносе­рийному производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов  оборудования. Это, кстати, объясняет  отно­сительно больший удельный вес в экспорте высокоразвитых стран, в частности США, трудоемких товаров, что обусловило упомянутый «парадокс» Леонтьева. На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, рас­ширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявля­ется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпо­сылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты на­чинают снижать цены. На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресур­сы труда. Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений. Это можно проиллюстрировать на производстве телевизионной техники, ком­пьютеров, продукции радиоэлектроники и т. п. Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Крупнейшие компании развитых стран начинают производство и продвижение на рынок новых более совершенных товаров. (Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно четко объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями: но она менее применима в случае элитар­ных, особо дорогостоящих товаров.) Эта теория как бы закрепляет международ­ные технологические преимущества высокоразвитых стран. В последних трак­товках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются нововведения, не только ориентированные на обеспеченного потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов ес­тественных ресурсов (земли, сырья и топлива).

Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики  и интересов фирм, участвующих  в между­народном товарообороте. Это  связано с тем, как отдельные  фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой  торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.

Свою версию этого выдвинул американский экономист М. Портер. На осно­ве изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию  «меж­дународной конкурентоспособности  наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех  ос­новных компонентов: (1) факторных  условий; (2) условий спроса; (3) состояни­ем  обслуживающих и близких отраслей; (4) стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рын­ке. Искусственное доминирование  с помощью государственной поддержки - не­гативное решение, приводящее к  растрате и неэффективному использованию  ре­сурсов. Теоретические посылки  М. Портера послужили основой  для выработки рекомендаций на государственном  уровне по повышению конкурентоспособнос­ти внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.

В последнее время большинство  исследователей, принимая исходные поло­жения классической теории и некоторые  основные дополнения к ним, стремят­ся приспособить свои концепции к практике.

Так, английский ученый-экономист  Керне развивает гипотезу «конкурирую­щих  групп», полагая, что та или иная организация работников, в частности  проф­союзы, создают препятствия  для перехода рабочих в другие отрасли и производст­ва, что  особенно касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может  находиться в соответствии с фактическими затратами труда, рабочим вре­менем. Структура торговли при этом будет  отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как  уровень заработной платы из-за нали­чия «конкурирующих групп» отличается от одной отрасли к другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения.

В свое время известный  исследователь, экономист-международник  А. Мар­шалл выделял роль предложения.

Так, международный спрос  на товары данной страны значительно  расширяет­ся, если в целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для покупателей, и - наоборот, когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой. Сосредоточив внимание на предложении, А. Маршалл  заключал, что бога­тые страны могут  быть пионерами в производстве новых  товаров, выгадывают от широких и  хорошо налаженных внешнеторговых связей, могут лучше приспосаб­ливать выпуск того или иного товара к емкости  различных рынков, чем страны бедные, и в результате будут получать большую выгоду от внешней торговли.

Информация о работе Теории международной торговли