Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, реферат
Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.
Теории международной торговли
Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.
А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.
Целесообразно рассмотреть этот тезис на примере, демонстрирующем использование абсолютных преимуществ в практике международного обмена.
Так, допустим, что производители в относительно отсталой («PC») и промышленно развитой («ПРС») стране выпускают только два товара, которые условно назовем оборудованием и сырьем. В ПРС для производства единицы оборудования требуется 1, а на производство единицы сырья — 3 рабочих дня; в PC на производство единицы оборудования требуется 4, а единицы сырья — 2 рабочих дня [см. схему].
Товар / страны
ПРС
РС
Единица оборудования
1 рабочий день
4 рабочих дня
Единица сырья
3 рабочих дня
2 рабочих дня
Далее, если ПРС имеет абсолютное преимущество в производстве оборудования, поскольку на создание его единицы здесь надо затратить всего 1 рабочий день по сравнению с 4 днями в PC, то производители в PC имеют абсолютное преимущество в производстве сырья, поскольку они тратят на добычу его единицы 2 рабочих дня по сравнению с ПРС, где затратят 3 рабочих дня.
Допустим, что производителям сырья в PC надо где-то купить себе оборудование, а производителям оборудования в ПРС - купить сырье. Понятно, что в данной ситуации существует два варианта: приобретать товары внутри страны или за рубежом.
При этом производитель оборудования в ПРС, покупая сырье на внутреннем рынке, сможет обменять единицу своего оборудования (на производство которого затрачен 1 день) на 1/3 единицы сырья. Если же он импортирует то же сырье из PC, то за ту же единицу оборудования он сможет получить больше - уже 1/2 единицы сырья. Далее, производитель сырья из PC, покупая оборудование внутри своей страны, получит за единицу своего сырья 2/4, то есть 1/2 единицы отечественного оборудования, а покупая его на внешнем рынке, в данном случае - в ПРС - значительно больше, уже 2/1, то есть 2 единицы оборудования.
Таким образом, производителям сырья в PC выгоднее приобрести оборудование в ПРС, а изготовителям оборудования в ПРС также выгоднее обменять свою продукцию на сырье из PC. В обоих случаях импортировать необходимые товары целесообразнее, чем производить обмен на внутреннем рынке своей страны.
Д. Рикардо в работе «Начала
политической экономии и налогового
обложения» (1817 г.) доказал, что принцип
абсолютного преимущества является
лишь частным случаем общего правила,
и обосновал теорию сравнительного
преимущества. При анализе направлений
развития внешней торговли следует
учитывать два обстоятельства. Во-первых,
что экономические ресурсы - природные,
трудовые и др. - распределены между
странами неравномерно. Во-вторых, эффективное
производство различных товаров
требует различных технологий или
комбинаций ресурсов. При этом важно
подчеркнуть, что экономическая
эффективность, с которой страны
способны производить различные
товары, может изменяться и
Рассмотрим пример, иллюстрирующий теорию Д. Рикардо. Для этого случая следует несколько изменить исходные условия предыдущего примера. Так, можно допустить, что в ПРС для производства единицы продовольствия требуется 2, а для производства единицы оборудования - 1 рабочий день. В PC на производство единицы сырья нужно 4, а единицы оборудования - 3 рабочих дня.
При этом становится очевидно, ПРС имеет абсолютное преимущество в производстве как сырья, так и оборудования, поскольку на производство единицы сырья им требуется затратить 2 рабочих дня, а единицы оборудования - 1 рабочий день. В PC затраты составят соответственно 4 и 3 рабочих дня [см. схему].
Товар / страны
ПРС
РС
Единица оборудования
1 рабочий день
3 рабочих дня
Единица сырья
2 рабочих дня
4 рабочих дня
Из приведенной схемы
ясно, что в ПРС должны производить
и экспортировать в PC и сырье,
и оборудование, а у последней
практически нет реальных шансов
на участие в международном
Но в данном случае важнее
иные соотношения: относительная цена
единицы сырья в ПРС, выраженная
через стоимость единицы
Относительная цена единицы
оборудования в PC, выраженная через
стоимость единицы сырья, составляет
3/4 единицы сырья, а в ПРС - меньше
- 1/2. Это означает, что если в PC производящее
сырье предприятие захочет
Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Впоследствии Джон Стюарт Милль в своем труде «Основания политической экономии» (1848 г.) дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен.
Согласно Миллю, цена обмена
устанавливается по закону спроса и
предложения на таком уровне, что
совокупность экспорта каждой страны
позволяет оплачивать
Свой вклад в развитие теории классиков зарубежной политэкономии внес Готфрид Хаберлер, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.
Следует иметь в виду, что
современные представления о
том, чем определяются направления
и структура международных
В середине XX столетия (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера - Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста (русского происхождения) В. Леонтьева под названием «Парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера — Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил существовавшим ранее представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера - Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределения, различий между странами в существующей зарплате и прочие понятия.
Следует отметить и широкое
распространение в западных исследованиях
проблем международной торговли
и теории внешнеторгового
Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности, при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла.
В своей доктрине Р. Верной, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс обосновывают схему, по которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт. Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупносерийному производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования. Это, кстати, объясняет относительно больший удельный вес в экспорте высокоразвитых стран, в частности США, трудоемких товаров, что обусловило упомянутый «парадокс» Леонтьева. На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты начинают снижать цены. На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда. Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений. Это можно проиллюстрировать на производстве телевизионной техники, компьютеров, продукции радиоэлектроники и т. п. Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Крупнейшие компании развитых стран начинают производство и продвижение на рынок новых более совершенных товаров. (Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно четко объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями: но она менее применима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров.) Эта теория как бы закрепляет международные технологические преимущества высокоразвитых стран. В последних трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются нововведения, не только ориентированные на обеспеченного потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земли, сырья и топлива).
Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.
Свою версию этого выдвинул
американский экономист М. Портер. На
основе изучения практики компаний
10 ведущих индустриальных стран, на
которые приходится почти половина
мирового экспорта, он выдвинул концепцию
«международной
Серьезным стимулом является
достаточная конкуренция на внутреннем
рынке. Искусственное доминирование
с помощью государственной
В последнее время большинство исследователей, принимая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся приспособить свои концепции к практике.
Так, английский ученый-экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп», полагая, что та или иная организация работников, в частности профсоюзы, создают препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может находиться в соответствии с фактическими затратами труда, рабочим временем. Структура торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как уровень заработной платы из-за наличия «конкурирующих групп» отличается от одной отрасли к другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения.
В свое время известный исследователь, экономист-международник А. Маршалл выделял роль предложения.
Так, международный спрос
на товары данной страны значительно
расширяется, если в целом страна
предложит свои товары на условиях,
более благоприятных для