Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:07, реферат

Описание работы

С середины 60-х годов экономисты западных стран (Р. Вернон, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс) активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов её жизни на рынке.11

Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.12

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

Содержание

Теория жизненного цикла продукта Ч.Киндельберга, Р.Вернона иЛ.Уэльса. 2
Теория эффекта масштаба П.Крюгмана и К.Ланкастера. 2-3
Теория международной конкурентоспособности нации М.Портера. 3-4
Теория фирмы Э.Линдера. 4
Теория специфических факторов. 4-6

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ        

  « Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» 
 
 

Факультет Информационных технологий, математики и физики 
 
 

Кафедра информатики 
 
 

Направление 080700 «Бизнес-информатика» 

Дисциплина  « Мировая экономика» 

 Реферат  на тему:

 «Теории  международной торговли» 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила: Марченко Ангелина

                                                                                                     Группа БИ-23

                                                                         Проверил: Железцова Т.В

                                       
 
 

                            
 
 
 

Комсомольск-на-Амуре

2011 г.

Содержание: 

     Теория жизненного цикла продукта Ч.Киндельберга, Р.Вернона  иЛ.Уэльса.    2
     Теория эффекта  масштаба П.Крюгмана и К.Ланкастера.   2-3
     Теория международной  конкурентоспособности нации М.Портера.    3-4
     Теория фирмы Э.Линдера.    4
     Теория специфических  факторов.    4-6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория жизненного цикла продукта Ч.Киндельберга, Р.Вернона  иЛ.Уэльса. 

       С середины 60-х годов экономисты  западных стран (Р. Вернон, Ч.  Киндельбергер, Л. Уэльс) активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов её жизни на рынке.11 

       Суть теории жизненного цикла  продукта такова: развитие мировой  торговли готовыми изделиями зависит от этапов жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.12 

       Цикл жизни продукта охватывает  четыре стадии – внедрение,  рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок. 

       На стадии роста  спрос на  продукт растет и его производство  расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт. 

       Для стадии зрелости характерно  крупносерийное производство, в  конкурентной борьбе преобладающим  становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных производственных процессах. 

       По мере того как жизненный  цикл продукта переходит в  стадию упадка, спрос, особенно  в развитых странах, сокращается,  производство и рынки сбыта  концентрируются преимущественно  в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером. 

       Теория жизненного цикла продукта  достаточно реалистично отражает  эволюцию многих отраслей, однако  не является универсальным объяснением  тенденций развития международной  торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.13 

       Теория жизненного цикла товара  утверждает, что многие готовые  изделия будут сначала производится  в странах, где эти товары  были изучены и разработаны,  а затем перемещаются из страны  в страну в зависимости от этапа жизненного цикла товара. 
 
 

Теория эффекта  масштаба П.Крюгмана и К.Ланкастера.

      

В начале 80-х  гг. П. Крюгман, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и  некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. 

       Суть теории эффекта масштаба  заключается в том, что при  определенной технологии и организации  производства долговременные средние  издержки сокращаются по мере  увеличения объема выпускаемой  продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. 

       Согласно этой теории многие  страны (в частности, промышленно  развитые) обеспечены основными  факторами производства в сходных  пропорциях, и в этих условиях  им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам. 

       Теория эффекта масштабности  производства также не является  универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.20 Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.21 

       Таким образом, можно отметить, что в рамках современных подходов  к объяснению внешнеторговых  потоков учитываются возможности  новой, непрерывно развивающейся техники и технологии. Крупносерийные специализированные производства обеспечивают более радикальное снижение издержек на единицу выпуска, так как увеличивается объем выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, связанная с массовым производством. 

Теория международной  конкурентоспособности нации М.Портера.

    

  Во 2-ой половине XX века в мировой торговле произошли серьёзные изменения в условиях конкуренции, её товарной и географической структурах. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Прежде преимущество мировой торговли было связано с обстоятельствами, унаследованными страной от предыдущих этапов развития национальной экономики. Теперь же резко возросло значение «рукотворных» факторов конкурентоспособности, т.е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочих позиций на конкретных товарных рынках В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». 

       Теория М. Портера фокусирует  внимание на тех конкретных  свойствах отдельных наций, которые являются предпосылками успеха национальной промышленности в международной конкуренции на характеристиках экономической среды, политики правительств. 

       М. Портер создал оригинальную  теорию конкурентного преимущества  страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего  4 главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Детерминанты конкурентного преимущества – характеристики наиболее значимых источников конкурентного преимущества компаний обрабатывающих отраслей промышленности.

Фактор условия (наличие в стране основных факторов производства);

Условия внутреннего  спроса, вызывающих эффект масштаба (спрос  определяется для развития фирмы, спрос на конкретные товары и услуги, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества, за счет эффекта масштаба);

Наличие смежных  и поддерживающих отраслей (состояние  и уровень обслуживающих и  близких отраслей и производств, обеспечение соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками);

Стратегии структуры  фирмы и её место во внутриотраслевой конкуренции. 

       Перечисленные детерминанты образуют  национальный «ромб», представляющий  собой систему, компоненты которого взаимно усиливают друг друга. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.15

    В эту схему также включается случайные события и действия Правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны. 

       Для разных стран характерно  разное сочетание этих факторов, в соответствии с которыми  Портер выделяет 4 стадии жизни цикла страны:

Стадия факторов производства (factor – driven economy) - страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют  за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами  производства, более дешевой рабочей  силой;

Стадия инвестиций (investment – driven economy) – конкурентоспособность  экономики базируется на инвестиционной активности государства и национальных фирм. Рост инвестиций приводит к созданию новых факторов и развитию современной  инфраструктуры;

Стадия нововведений (innovation – driven economy) – Повышение разнообразного потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышения уровня образования;

Стадия богатства (prosperity – driven economy) – спад производства, движимой силой экономики служит уже достигнутое изобилие.16 

       Таким образом, теория конкуренции  связывает включение страны и  отдельной фирмы в мировую  торговлю с условиями конкуренции,  преимущества в конкурентоспособности  своих товаров, поступающих на  внешний рынок. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Концепции независимости взаимозависимости и зависимости, помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран. 

Теория фирмы  Э.Линдера.

     

 Все рассмотренные  ранее теории международной торговли  объединяет то, что в них источник  сравнительных преимуществ связан  с характеристиками производства. Экспортная специализация страны  обуславливается присущими ей  минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития. 

Информация о работе Теории международной торговли