Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений
является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов
всего объемам международных экономических отношений.
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической
политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой
экономической мысли.
Введение 2
Понятие международной торговли 3
Классическая теория международной торговли 4
Теория Хекшера – Олина 8
Неотехнологические теории 9
Теория снижающихся издержек 9
Теория «технологического разрыва» 10
Теория «цикла жизни продукта» 10
Теория Портера 13
Заключение 16
привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное
состояние международного разделения труда в современный период. В
соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий
стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается
особым характером спроса и технологий.
На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться
первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он
предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого
значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с
высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров,
производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не
обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа
высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии
будет незначительным.
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро
расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск
больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар
за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а
затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче
технологии.
На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен.
Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет
использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки
производства, цены
и достичь максимального
страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на
внутренний рынок страны, где появился товар.
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает
сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как
это было на стадии зрелости.
Такова общая
схема прохождения новым
данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что
можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют
производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других
стадиях зрелости.
Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной
перестройки системы международного разделения труда на основе развития
электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На
многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский
регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного
деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих
гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного
прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными
государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.
Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера
делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со
всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в
международном разделении труда решающим образом зависят от открытости
национальных хозяйств.
Стадии | Производство | Спрос |
1 | Начало производства
(только для внутреннего рынка) |
Невелик |
2 (стадия
роста) |
- Серийный выпуск- Экспорт зарубеж- Передача технологии производства зарубеж |
Продукт становится общепри-знанным |
3 (стадия
зрелости) |
- Производственная
технология полностью - Зарубежные компании проникают на внутр. рынок страны, где появился товар |
Спрос на внутреннем рынке насыщен |
4 | Производство начинает сокращаться | Продукт
стареет |
4. Теория Портера:
теория конкурентных
преимуществ
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно
национальная
неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна
занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности
постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные
компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой
они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное
совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так
быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это
не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли
- непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества
страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и
совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким
образом, оказывается, что процесс создания и поддержания
конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в
их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и
даже в истории - все это в той или иной степени влияет на
конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря
на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность
определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий
набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает
в себя четыре компонента:
· Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например,
квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для
успешной конкуренции в данной отрасли.
· Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию
или услуги, предлагаемые данной отраслью.
· Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в
стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на
международном рынке.
· Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране
условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер
конкуренции на внутреннем рынке.
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на
обстановку в стране:
· Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может
контролировать.
· Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора
конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать
влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может
быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко
сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями
являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем
рынке, стимулирование производства инноваций.
В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению
конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие
правительства на факторные
· акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной
рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
· грамотные политические решения в отношении рынков факторов и
валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка
энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных
договоров).
2) Воздействие правительства на условия спроса:
· государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе,
внутренней конкуренции, производства инноваций);
·
регламентация изделий и
технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка
некачественной продукции);
· воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей
(политика правительства в отношении государственной собственности);
· стимулирование раннего или усложненного спроса (использование
лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
· предоставление полной и качественной информации покупателям;
· введение технических стандартов (для обеспечения совместимости
различных типов устройств);
· зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема
взаимодействия колония - метрополия)
3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
· политика правительства в отношении СМИ;
· образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-
интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов
технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой
продукции);
· региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:
· интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
· воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
·
регламентация соперничества
протекционизм и т. д.)
· образование новых фирм
· торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять
протекционизмом)
· привлечение зарубежных инвестиций