Теории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Работа содержит 1 файл

экон.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

     Таким образом, базис, по К.  Марксу, - это первичная экономическая  структура общества, представляющая  собой совокупность исторически  определенных производственных  отношений. Надстройка - это совокупность  идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие  им организации и учреждения (государство,  партии, церковь и др.). К надстроечным  идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные,  философские воззрения. Базис  носит исторически изменяющийся  характер, что обусловлено развитием  производительных сил. Коренные  качественные изменения в экономическом  строе общества (т.е. в базисе) вызывают изменения и в надстройке. Однако изменения в ней, по  К. Марксу, происходят не автоматически  вслед за изменениями в базисе, а лишь через опосредующие  звенья. Например, философия определенным  образом связана с базисом  через политику, право, мораль. Надстройка  обладает относительной самостоятельностью  в своем развитии. Она может  несколько отставать от базиса  или опережать его в своем  развитии. Надстройка выполняет  в обществе важные социальные  функции. Она выражает и закрепляет  экономические отношения собственности  данного общества, прежде всего  с помощью определенных правовых  и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют  элементы надстройки, выполняющие  разрушительные функции по отношению  к породившему их базису, и  способствующие возникновению нового  базиса. Таким образом, надстройка  оказывает активное воздействие  на базис. Разработка концепции  «базиса и надстройки» в версии  К. Маркса, с одной стороны,  являла собой одну из первых  попыток анализа социума как  сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения так называемого «основного вопроса философии» в марксовой версии применительно к обществу.

     Обращаясь к сути рассматриваемой концепции  К. Маркса, следует заметить, что  идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, производительные силы зависят одновременно от технической  оснащенности и от организации совместного  труда, которая в свою очередь  зависит от законов собственности, последние принадлежат к юридической  сфере. Право - это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения «базиса и надстройки». Но, несмотря на это с тех пор  для марксиста экономический  подход означает, что организация  производства играет решающую роль, предопределяя  социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте  между рабочими и капиталистами  и всеобщем подчинении одного класса другому.

     Таким образом, Маркс пришел к выводу, что совокупность производственных отношений, как способ производства материальной жизни общества, составляет экономическую структуру общества. При этом им было выявлено, что отношения собственности выражают суть производственных отношений, что производственные отношения развиваются внутри отношений собственности

     «В  общественном производстве своей жизни,- пишет Маркс,- люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

     На  известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими  производственными отношениями, или  – что является только юридическим  выражением этого – с отношениями  собственности, внутри которых они  до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения  превращаются в их оковы. Тогда наступает  эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или  менее быстро происходит переворот  во всей громадной надстройке.  
 
 
 
 

Список литературы

  1. Булатов А.С. Экономика. – Москва: Юрист. 2001
  2. Костюк B.H. История экономических учений.- Москва: Центр. 2001
  3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник/ Я.С. Ядгаров.- М.:ИНФРА-М, 2003.- 480с.
  4. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 784 с.

Информация о работе Теории экономических учений