Теории государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуются экономическая и социальная политика государства. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная

Содержание

Введение
1. Сущность государственного регулирования экономики.
2. Цели и средства государственного регулирования экономики
3. Теории государственного регулирования.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная ТЭУ.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношение подчинения конкретных целей генеральной, но и отношение  соподчинения и взаимосвязи между  самими конкретными целями, то есть конкретные цели внутри дерева могут  быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей на дереве целей государственного регулирования  экономики нестабильно. Оно постоянно  изменяется в зависимости от хозяйственной  ситуации, экономических задач, выступающих  на первый план. В условиях кризиса  первичной целью является выход  из него, в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные  цели отступают и подчиняются  первичной. Поэтому при рассматривании главенствования целей необходимо учитывать все особенности сложившейся ситуации.

         Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связанные  с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и  включают меры запрета, разрешения и  принуждения. Вот несколько примеров. Французские власти запретили строить  новые промышленные предприятия  в пределах парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы(это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новые промышленные сооружения.

Правительство одного государства  разрешило использовать бывшую военно-морскую  базу в качестве пассажирского и  торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения можно отнести  и то, что государственные органы всех развитых стран обязывают промышленные предприятия обязывают организовывать у себя производственное обучение молодёжи, создавать определённые бытовые  удобства для работников, устанавливать  очистные сооружения.

Административные средства регулирования  в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды  и создание материально-бытовых  условий для относительно слабо  защищенных социальных слоёв населения. Однако в критических ситуациях  их роль сильно возрастает, например, вовремя  войны, критического положения в  экономике. Самыми крупномасштабными  государственными административными  акциями по регулированию экономики  в Западной Германии и Японии были денежные реформы и и разрушение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирование экономики подразделяются на средства денежно-кредитной и  бюджетной политики. Самостоятельным  комплексным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования  экономики - это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор  инструментов ГРЭ. О государственном  секторе и экономическом программировании речь пойдёт ниже.

Основные средства денежно-кредитной  политики - это:

a) Регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

b) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке;

c) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство  стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке  в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов  в финансировании капиталовложений и, особенно, в связи с уменьшением  роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабла.

Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет - это доходы и расходы  центрального правительства и местных  властей.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании  экономики - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных  расходов, а с другой, это инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления  средств, а в создании тонкого  механизма воздействия на хозяйственное  поведение физических и юридических  лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственный сектор. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономике, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным или местным государственным  органам. ГС существовал во многих странах  задолго до развития капитализма. Он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. по мере становления системы государственного регулирования экономики государство  строило, выкупало у частных собственников  хозяйственные объекты, главным  образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики  страны, но не всегда выгодно с точки  зрения частного капитала.

Существование в условиях рыночного  хозяйства сектора, который в  своей деятельности руководствуется  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных фирм, позволяет  использовать ГС для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного хозяйства. Монопольная  прибыль, а зачастую прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а  убытки покрываются из бюджета. Поэтому  ГС стал поставщиком дешевых услуг  электроэнергии, сырья, снижая, таким  образом, издержки в частном секторе.

 

3. Теории государственного  регулирования.

В истории развития мировой цивилизации  были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм.  
         Меркантилисты. Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.  
Сторонники меркантилизма (Томас Мэн, Антуан де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Меркантилизм - первая экономическая школа (15-17 ст.), которая рассматривала золото и серебро ( позднее - излишек продуктов, обмениваемых на внутреннем рынке) как источники богатства; соответственно меркантилисты призывали к развитию международной торговли.

Физиократы - экономическая школа (основатель Ф. Кенэ, 18 в.), представители которой считали, что источник богатства - это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль. Классическая теория невмешательства в экономику. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил (принцип "невидимой руки") создает гармоничное устройство".  В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.  Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Классическая теория регулирования (саморегулирования) - представители  А. Смит и Д. Рикардо (вторая половина 18 - нач. 19 ст.). Основным регулятором экономических процессов выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночное равновесие (между спросом и предложением), вмешательство государства в экономику минимально.  
          Кейнсианская концепция. Она получила распространение в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест. Модель государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. Кейнсианство - направление развития экономической теории, основателем которого считают англ. экономиста Д.М. Кейнса (1883 - 1946). Эта теория обосновывает объективную необходимость и практическое значение государственного регулирования экономики.  Заслуга Кейнса в том, что он доказал необходимость роли государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности, а следовательно уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки); расширения гос. закупок; повышения уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики, организация государственного планирования, расширения государственных социальных программ и т.д.  
           Марксизм - экономическая школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности. Теории неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направления (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория "экономики предложения" и т.д.) признают необходимость государственного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, но сводят его до минимума и отдают предпочтение непрямым (косвенным) методам государственного влияния.  
           Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли (Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен). Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение.  Монетаризм - экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику, отдает предпочтение непрямым методам, а точнее - регулированию денежного обращения.  Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.  Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Теория "экономики предложения" - неолиберальная экономическая теория, которая в отличие от кейнсианства пропагандирует стимулирование предложения, а также рост эффективности производства на основе снижения затрат производства, уменьшения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьшения социальных выплат и т.д.  Согласно неоклассической теории государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения. Сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.  
Теория рациональных ожиданий - неоклассическая теория, утверждающая, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны. Это обусловлено тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), получая и анализируя информацию, понимают возможные последствия экономической политики государства и ведут себя рационально: принимают оптимальные для себя решения, т.е. решения, которые максимально увеличивают их благосостояние.  
          Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар). Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.  "Неоклассический синтез" - экономическая школа, объединившая в себе достоинства неокейнсианства и неолиберализма, и стала теоретической основой смешанной системы регулирования экономики. Социально-институциональное направление - близкое к неоклассическому синтезу направление. Основная идея этого направления состоит в том, что экономические отношения в обществе формируются не только под действием экономических, но и социально-психологических, политических и др. факторов (институтов). Под институтами подразумеваются профсоюзы, корпорации, государство, а также морально-этические, психологические явления (обычаи, нормы поведения, национальные традиции, религия, менталитет и т.д.)  В настоящее время в мировой практике сложились три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой переходного периода.  Один из них представлен концепцией невмешательства государства в экономические процессы. Своими корнями он уходит в теорию классиков политической экономии.  Второй подход можно назвать "ограниченной интервенцией государства в экономику". Он предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.  Третий подход предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.  На протяжении текущего столетия роль государства в экономике неуклонно возрастает. Об этом, в частности, свидетельствует роль государственного сектора в экономике большинства стран мира.  Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком  случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства  состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере  влияния на рыночную экономику.

 

Список литературы

1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист - 861с.

2. Курс экономической теории: Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной  экономики : учеб. пособие для студентов вузов/рук. авт. коллектива и науч. редак. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Дело и Сервис», 2007.-1040с.

          3. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб, 2006. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

4. Экономика: учеб./ А.И. Архипов [и др.]; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 840с.

Информация о работе Теории государственного регулирования