Теоретические основы рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение регулирования рынков труда Российской Федерации.
Задачи следующие:
- дать определение рынка труда,
- рассмотреть его специфику и особенности, классификацию, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические основы рынка труда.................................................................5
1.1 Сущность и теории рынка труда.....................................................................5
1.2 Классификация рынков труда.........................................................................7
1.3 Специфика рынка труда...................................................................................7
2. Государственное регулирование рынка труда.................................................8
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования..............8
2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда..........9
2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда...............11
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Работа содержит 1 файл

Полуэктова - копия.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается в организации общественных работ, в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, в развитии системы производственного обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, в организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать  «точки роста» в экономике, проводить  соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.

2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

Государственное регулирование  рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  • трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по      профподготовке (биржи труда);
  • стимулирование образования гибкого рынка труда;
  • социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости - активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в  условиях рынка осуществляется через  механизм перераспределения доходов  на основе введения «черты бедности»  в России, как и в других странах, на уровне «прожиточного минимума».

Значительная и посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются1:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

7) выплата пособий.

В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности3.


3 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., Положение о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

 

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации, им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Государственное регулирование проблем  занятости и безработицы в  Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда).

Рынок труда представляет собой  с социальной стороны систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка  труда. Они осуществляются через  систему трудоустройства - широкую  сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

Менять ситуацию на рынке труда  в нужную сторону, т.е. регулировать его можно, воздействуя на отдельные  факторы. Несоответствие спроса и предложения  рабочей силы может быть вызвано  несоответствием:

  • Профессионально–квалификационного состава рабочих требованиями к их профессиональному уровню, который предъявляется на вакантном рабочем месте.
  • Характеристик рабочих мест (условия труда и содержание, заработная плата и т.д.) и возросших запросов незанятой части экономически активного населения.
  • Территориального размещения свободных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения.

Есть два типа регулирования  рынка труда:

1. Пассивное регулирование – когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая перемещение, т.е. мероприятия, касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство.

2. Активное регулирование – направленно на предупреждение безработицы, т.е. мероприятия, имеют упреждающий характер.

Ведущая роль в регулировании рынка  труда принадлежит федеральной службе занятости, совместно с местными органами служба занятости заботится о выработке региональной программы занятости.

Регулирующая функция государства  осуществляется через:

  • Пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, условия труда, формы трудоустройства и т.д.;
  • Установление минимальной заработной платы;
  • Организация системы подготовки и переподготовки населения;
  • Социальная защита малоимущих слоев населения;
  • Контроль над управлением безработицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том  числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большаковой А.К. Экономика.  Учебник. –  М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 800 с. 
  2. Волгин Н.А., Одегов Ю. Г. Экономика труда. Социально трудовые отношения. Учебник. М.: ЭКЗАМЕН, 2006.  – 736 с.
  3. Котляр А. Н. О понятии рынка труда. Вопросы экономики. М.: ЭКЗАМЕН, 1998. – 33-41 с.
  4. Кузнецовой Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. Челябинск, 1994. – 91 с.
  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. М.: Норма, 2008. – 576 с.

 

 


Информация о работе Теоретические основы рынка труда