Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:31, диссертация

Описание работы

В работе представлен анализ развития и регулирования текстильной промышленности на мировом товарном рынке и в основных экономиках мира, анализ развития и регулирования текстильной промышленности в Республике Беларусь (регрессионный анализ по состоянию на 2011 год), а также предложения по развитию интеграции текстильной промышленности Республики Беларусь в мировой товарный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности на мировом товарном рынке 9
1.1 Понятие мирового товарного рынка и позиционирование на нем отраслей ………………...…...………………………………………………………….9
1.2 Динамика и современные тенденции развития текстильной промышленности на мировом товарном рынке 16
1.3 Регулирование в сфере текстильной промышленности 21
2 Анализ развития и регулирования текстильной промышленности в Республике Беларусь 25
2.1 Анализ развития и регулирования внутреннего рынка текстильной промышленности Республики Беларусь 25
2.2 Характеристика экспортной деятельности в Республике Беларусь в сфере текстильной промышленности. 38
2.3 Развитие импортной деятельности Республики Беларусь в сфере текстильной промышленности. 44
3 Предложения по развитию интеграции текстильной промышленности Республики Беларусь в мировой товарный рынок 52
3.1 Решение проблем, возникших на внутреннем рынке текстильной промышленности Республики Беларусь. 52
3.2 Решение проблем, возникших во внешнеэкономической деятельности текстильной промышленности Республики Беларусь. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
Международная стандартная отраслевая классификация видов экономической деятельности, Раздел С, Подраздел 13 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Регрессионный анализ модели динамики тренда объема промышленного производства 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регрессионный анализ модели динамики тренда среднесписочной численности работников 77

Работа содержит 1 файл

Диссертация.doc

— 936.00 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2 Динамика и современные тенденции  развития текстильной промышленности  на мировом товарном рынке

Мировая  текстильная  промышленность  характеризуется постоянным экономическим ростом,  связанным с увеличением населения Земли, повышением  его благосостояния  и  покупательной  способности. Соответственно  и  мировой  рынок  продукции  текстильной  промышленности развивается динамично.  За  последние пятнадцать  лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза.

Определяющее влияние на процессы, происходящие на мировом товарном рынке, и развитие его структуры оказывают те же факторы, которые влияют на международную торговлю как общемировой процесс – это:

  1. Глобализация и интернационализация мирового хозяйства;
  2. Формирование новой структуры потребностей с использованием научно-технического прогресса;
  3. Внешнеторговая политика государств;
  4. Политические процессы в мире;
  5. Деятельность интеграционных группировок и международных торговых организаций.

Глобальный финансово-экономический  кризис, разразившийся в IV квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности и внешнеторговых обменов, привел к различным тенденциям в мировой текстильной промышленности:

  1. В целом 2011 год оказался положительным для мировой текстильной промышленности, особенно после спада спроса и производства в 2008 году в связи с мировым финансовым кризисом.
  2. В 2010-2011 году произошло резкое увеличение цен на хлопок и другие волокна. В июле 2010 года цена на сырой хлопок была 84,15 центов за фунт, а 22.02.2011 цена достигла 226,5 центов за фунт, прирост цены на сырье составил 135 % [9].
  3. В связи с мировым финансовым кризисом увеличилась государственная поддержка предприятий текстильного производства в развивающихся странах.
  4. Произошло смещение центра производства продукции текстильной промышленности из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточная и Средняя Азия, и Южная Америка.
  5. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске технически сложного и специального текстиля; крашение и заключительная отделка тканей, произведенных в других странах; а также на производство наиболее модной продукции высокого класса.
  6. С начала 2009 года торговля продукцией текстильной промышленности полностью либерализована, поэтому нет каких-либо ограничений в экспорте Европейского союза текстиля и одежды, а также импорту продукции из Китая [10].
  7. Общий объем мирового рынка продукции текстильной промышленности оценивается в более чем $450млрд. [11].

Согласно данным Европейского совета по текстилю и одежде (The European Apparel and Textile Confederation) основными экспортерами продукции текстильной промышленности в мире являются следующие страны, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение долей стран в мировом экспорте текстильной продукции за 2011 год

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [9].

 

Согласно представленному выше рисунку Китай является основным экспортером продукции текстильной промышленности – 31 % в общем мировом экспорте. В связи с этим необходимо рассмотреть и проанализировать основные тенденции развития текстильной промышленности Китая, а они следующие:

  1. За последние годы произошел рост стоимости рабочей силы в текстильной промышленности.
  2. В 2011 году увеличилась налоговая нагрузка на производителей продукции текстильной промышленности, вследствие чего произошло снижение прибыльности отрасли [12].
  3. Вследствие уже упомянутых тенденций развития, фирмы увеличили расходы на маркетинг и брендинг для повышения своей конкурентоспособности [13].
  4. Сдерживающими факторами роста текстильной промышленности Китая являются усиление конкуренции на данном рынке и повышение цен на сырье на мировом рынке. Особенно негативно не отрасли сказалось повышение цены на хлопок.
  5. Также снижением спроса на китайский текстиль послужило то, что в США, Европе и других развитых странах в 2008-2009 гг. возник долговой кризис, который привел к высокому уровню безработицы, ухудшению структуры занятости и низкому потребительскому доверию, а также снижению доходов населения [14].
  6. Для преодоления проблем в текстильной промышленности был взят курс на освоение новых рынков. Целью являются около 30 рынков, которые имеют крупные запасы ресурсов и огромное население.
  7. Краткосрочной задачей текстильной промышленности Китая является увеличение удельной внешней торговли с рынками, кроме ЕС, США, Японии, Гонконга и других стран на 5 %.
  8. Также для преодоления негативных тенденций развития текстильной промышленности будет продолжаться усиление международной сети продаж [15].

Как известно, текстильная промышленность для Китая – достаточно важная отрасль, поскольку всегда была наиболее прибыльна за счет низкой себестоимости  производимых товаров. Китайский текстиль экспортируется во многие страны мира и пользуется большим спросом, поэтому для сохранения такого преимущества правительство Китая предпринимает серьезные шаги для преодоления негативных тенденций в данной отрасли производства.

Второе место по экспорту текстильной  продукции занимает Европейский союз. Динамика основных показателей производства текстильной продукции представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Динамика основных показателей производства текстильной продукции в Европейском союзе, 2008-2011 гг.

Показатель

Ед. измерения

2008

2009

2010

2011

Товарооборот

Млрд. евро

201,2

167,0

171,8

178,9

Инвестиции

Млрд. евро

5,6

4,9

5,1

5,3

Компании

Шт.

141404

128330

127039

145978

Рабочие

Тыс. человек

2347

2037

1876

1834

Экспорт

Млрд. евро

-

30,04

34,1

38,7

Импорт

Млрд. евро

-

74,9

83,9

93,1


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9], [16], [17], [18].

 

Можно отметить, что в 2009 году снизились  все представленные показатели. Данное снижение произошло в связи с  мировым финансовым кризисом, который  ухудшил положение текстильной  промышленности на мировом рынке.

Также достаточно наглядна будет таблица, описывающая индекс промышленного  производства как в целом по Европейскому союзу, так и по отдельным странам. Информация представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Индекс промышленного производства текстиля (2005 г.=100%)

Страна

2009

2008

2007

2006

ЕС (27 стран)

78,45

97,45

103,50

101,40

Болгария

95,39

123,25

136,25

114,49

Чешская Республика

78,92

92,15

115,16

107,33

Дания

81,28

102,85

107,25

100,71

Германия

79,07

103,51

106,65

101,55

Эстония

79,74

93,72

101,52

99,70

Ирландия

67,99

91,10

95,29

93,69

Греция

56,59

84,59

98,49

92,20

Испания

68,48

84,82

96,49

100,11

Франция

74,41

91,71

101,74

102,21

Италия

77,70

97,14

103,95

102,49

Латвия

76,91

111,13

120,26

113,47

Литва

73,24

95,23

118,99

110,86

Венгрия

59,56

75,00

78,22

96,46

Мальта

-

66,52

164,71

154,56

Нидерланды

86,15

99,50

108,65

104,34

Австрия

79,96

96,25

104,19

99,31

Польша

110,60

105,49

120,37

109,13

Португалия

78,28

93,67

103,14

102,27

Румыния

147,67

142,58

117,45

114,92

Финляндия

86,85

111,41

117,26

105,28

Великобритания

75,81

101,04

85,02

89,38

Норвегия

84,45

104,10

115,05

104,46

Хорватия

192,80

144,76

172,04

138,13

Турция

110,52

116,92

113,58

113,80


Примечание – Источник: [10].

 

Анализ табличных данных показывает, что в результате экономического кризиса 2008–2009 гг. отмечено снижение объемов производства в большинстве стран Евросоюза за этот период, причем снижение индекса промышленного производства по всему Европейскому союзу значительно, и только не многие страны в период кризиса увеличили объем производства продукции текстильной промышленности.

Основными партнерами ЕС в текстильной  промышленности за 2011 год являются:

  1. Покупатели:
  • США – 1944 млн. евро;
  • Турция – 1679 млн. евро;
  • Китай – 1579 млн. евро;
  • Швейцария – 1386 млн. евро;
  • Тунис – 1355 млн. евро.
  1. Поставщики:
  • Китай – 7678 млн. евро;
  • Турция – 3947 млн. евро;
  • Индия – 2701 млн. евро;
  • Пакистан – 1967 млн. евро;
  • США – 1040 млн. евро.

Европейский союз в 2011 году экспортировал следующую продукцию:

  1. Другие виды продукции – 30 %;
  2. Ткань – 30 %;
  3. Нити и пряжа – 11 %;
  4. Трикотаж – 7 %;
  5. Ковры – 5 %;
  6. Текстиль для дома – 4 %;
  7. Искусственные волокна – 4 %;
  8. Натуральные волокна – 4 %.

Основные виды продукции, которые  Европейский союз импортировал в 2011 году:

  1. Ткань – 21 %;
  2. Другие виды текстиля – 20 %;
  3. Текстиль для дома – 20 %;
  4. Нити и пряжа – 16 %;
  5. Натуральные волокна – 9 %;
  6. Искусственные волокна – 5 %;
  7. Ковры – 5 %;
  8. Трикотаж – 4 % [9].

Тенденциями развития текстильной промышленности ЕС являются:

  1. Снижение спроса на продукцию текстильной промышленности не только в Европейском союзе, но и во всем мире;
  2. На европейском рынке происходит создание стратегических альянсов для сохранения рынков сбыта с основными производителями текстиля и одежды, предоставляющими свои «ноу-хау» и торговые марки [10].

Третье место в мировом экспорте продукции текстильной промышленности занимает Индия. Во-первых, стоит отметить, что текстильная промышленность – одна из важнейших отраслей Индии. Доля текстильной промышленности во всей промышленности страны составляет 14 %, и 4 % от ВВП Индии за 2011 год, приносит 17 % от всей экспортной выручки страны. В данной отрасли занято около 35 миллионов рабочих – это второе место после сельскохозяйственной отрасли.

Тенденции развития текстильной промышленности Индии следующие:

  1. Значительный спад производства текстильной промышленности Индии вследствие снижения спроса на продукцию и повышения цен на сырье.
  2. За апрель-ноябрь 2011 года производство искусственных волокон и нити и пряжи снизилось на 2 и 7 % соответственно. Также за данный период произошло снижение производства хлопковых нитей на 13 %. Однако производство смешанной и 100 % хлопчатобумажной пряжи за данный период увеличилось на 5 % [19].

Динамика развития внешнеторговой деятельности текстильной промышленности Индии представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 – Динамика развития текстильной промышленности Индии, 2007-2011 гг.

Показатель

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Экспорт, млрд. $

22,15

21,22

22,41

26,82

Импорт, млрд. $

  3,33

 3,5

  3,36

  4,09


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19], [20], [21], [22].

 

Так же, как и в других странах, 2008 и 2009 года были отмечены снижением  экспорта продукции текстильной  промышленности в связи с мировым  финансовым кризисом, в результате которого произошло снижение покупательского спроса и снижение доходов населения. Однако в следующем году экспорт вырос и далее продолжил увеличиваться.

 

 

 

    1. Регулирование в сфере текстильной промышленности

В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.

Насыщение рынков товарами повседневного  спроса, демографически обусловленное  повышение среднего возраста населения  и рабочей силы, структурные проблемы системы социального обеспечения, снижение значения материальных ресурсов в сравнении с человеческим капиталом обострят международную конкуренцию в сфере производства.

Текстильные материалы и  технологии всегда были и остаются объектами, стимулирующими развитие инноваций. Если вначале они касались только традиционной области - одежды и изделий для домашнего обихода, то сегодня технические новшества представлены уже почти во всех сферах повседневной жизни. Очень часто текстиль выступает здесь уже не в своей обычной форме, а используется в новом качестве в сочетании с различными другими материалами. Именно благодаря этому появляются новые межотраслевые возможности перехода на качественно новый уровень эффективного использования ресурсов и создания продукции, которая, благодаря совершенно новым подходам, может удовлетворять потребностям и соответствовать привычкам покупателей [23].

Информация о работе Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности Республики Беларусь