Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:31, диссертация

Описание работы

В работе представлен анализ развития и регулирования текстильной промышленности на мировом товарном рынке и в основных экономиках мира, анализ развития и регулирования текстильной промышленности в Республике Беларусь (регрессионный анализ по состоянию на 2011 год), а также предложения по развитию интеграции текстильной промышленности Республики Беларусь в мировой товарный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности на мировом товарном рынке 9
1.1 Понятие мирового товарного рынка и позиционирование на нем отраслей ………………...…...………………………………………………………….9
1.2 Динамика и современные тенденции развития текстильной промышленности на мировом товарном рынке 16
1.3 Регулирование в сфере текстильной промышленности 21
2 Анализ развития и регулирования текстильной промышленности в Республике Беларусь 25
2.1 Анализ развития и регулирования внутреннего рынка текстильной промышленности Республики Беларусь 25
2.2 Характеристика экспортной деятельности в Республике Беларусь в сфере текстильной промышленности. 38
2.3 Развитие импортной деятельности Республики Беларусь в сфере текстильной промышленности. 44
3 Предложения по развитию интеграции текстильной промышленности Республики Беларусь в мировой товарный рынок 52
3.1 Решение проблем, возникших на внутреннем рынке текстильной промышленности Республики Беларусь. 52
3.2 Решение проблем, возникших во внешнеэкономической деятельности текстильной промышленности Республики Беларусь. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
Международная стандартная отраслевая классификация видов экономической деятельности, Раздел С, Подраздел 13 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Регрессионный анализ модели динамики тренда объема промышленного производства 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регрессионный анализ модели динамики тренда среднесписочной численности работников 77

Работа содержит 1 файл

Диссертация.doc

— 936.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы  развития и регулирования текстильной  промышленности на мировом товарном  рынке

1.1 Понятие мирового  товарного рынка и позиционирование  на нем отраслей

1.2 Динамика и современные  тенденции развития текстильной  промышленности на мировом товарном  рынке

1.3 Регулирование в  сфере текстильной промышленности

2 Анализ развития и  регулирования текстильной промышленности  в Республике Беларусь

2.1 Общие сведения о  состоянии текстильной промышленности  Республики Беларусь

2.2 Характеристика экспортной  деятельности в Республике Беларусь  в сфере текстильной промышленности

2.3 Развитие импортной  деятельности Республики Беларусь  в сфере текстильной промышленности

3 Предложения по развитию  интеграции текстильной промышленности  Республики Беларусь в мировой  товарный рынок

3.1 Решение проблем,  возникших на внутреннем рынке  текстильной промышленности Республики  Беларусь

3.2 Решение проблем,  возникших во внешнеэкономической  деятельности текстильной промышленности  Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ А

РЕФЕРАТ

Магистерская  диссертация: 86 с., 9 рис., 12 табл., 57 источников, 9 прил.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МИРОВОЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭКСПОРТ ТЕКСТИЛЯ, ИМПОРТ ТЕКСТИЛЯ

Объект исследования – текстильная промышленность.

Предмет исследования – развитие и регулирование текстильной промышленности Республики Беларусь.

Цель работы: обоснование предложений по развитию внутренней и внешнеторговой деятельности текстильной промышленности Республики Беларусь.

Методы исследования: экономический анализ, статистический анализ внешнеэкономической деятельности, метод сравнительного анализа, общенаучные методы (анализ, синтез), эконометрический анализ.

Исследования  и разработки: изучены направления развития деятельности текстильной промышленности, проведен эконометрический анализ показателей внутренней и внешнеторговой деятельности, разработаны предложения по ее совершенствованию.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

 

 

 

 

 

 

SUMMARY

 

Master degree work: 86 pages, 9 figures, 12 charts, 57 resources, 9 annexes.

 

WORLD ECONOMY, WORLD COMMODITY MARKET, FOREIGN TRADE, TEXTILE INDUSTRY, WORLD TRADE ORGANIZATION,  REGULATION OF TEXTILE INDUSTRY, TEXTILE EXPORT, TEXTILE IMPORT

 

Object of research – textile industry.

Subject of research – development and regulation of textile industry.

Goal of the research: explanation of the proposals for the development of the integration of the textile industry of the Republic of Belarus in the world commodity market.

Methods of doing research: economic analysis, statistical analysis of foreign economic activity, comparative analysis, generally specific (analysis, synthesis), econometric analysis.

Findings: it was examined the directions of development of textile industry, performed an econometric analysis of indicators of domestic and foreign trade, and developed some proposals for its improvement.

 

 

 

I hereby certify analytical and calculated data given here objectively reflect the state of the process researched. All the theoretical and methodological concepts and ideas that have been borrowed from published and other types of sources are precisely referred to in respective citations and quotations.

 

 

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование рынка – самое  распространенное и необходимое  направление в современных исследованиях. Без данных, полученных в ходе исследования товарного рынка, невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять необходимую для принятия управленческих решений информацию. Управленческие решения в свою очередь связаны с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием коммерческой деятельности, детальным изучением инфраструктуры товарного рынка [1, c.20].

Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится около 5,7 % мирового валового  продукта, более 14 % занятых в промышленных производствах. Отрасль характеризуется постоянным экономическим ростом, обусловленным увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Легкая промышленность объединяет несколько подотраслей: текстильная, швейная, галантерейная, кожевенная, меховая, обувная.

Текстильная промышленность - едва ли не старейшая отрасль мирового промышленного производства. В течение многих столетий она являлась его главной, определяющей отраслью. И ныне она остается ведущей отраслью легкой промышленности, о масштабах и значении которой говорит следующий показатель: ежегодно в мире производится 115-120 млрд. м различного вида тканей. Примерно 70 % из этого количества приходится на страны "первой десятки".

В результате активизации торговли между странами и вовлечения в международный товарооборот все новых государств и территорий мировой рынок продолжает изменяться и усложняться. Насыщение рынков товарами повседневного спроса, демографически обусловленное повышением среднего возраста населения и рабочей силы, структурные проблемы системы социального обеспечения, снижение значения материальных ресурсов в сравнении с человеческим капиталом обостряют и будут обострять международную конкуренцию в сфере текстильного производства.

Учитывая все вышесказанное, выбранная  тема достаточно актуальна в современных условиях развития Республики Беларусь и интеграции ее текстильной промышленности в мировой товарный рынок. Необходимость повышения конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, поиск новых рынков сбыта продукции, увеличение объемов экспорта сегодняшним торговым партнерам, улучшение имиджа страны – все это заставляет искать пути модернизации текстильной промышленности не только с технической ее стороны, но также и в качественном плане. Однако, для того, чтобы активно и успешно продавать белорусскую продукцию текстильной промышленности на экспорт, необходимо проанализировать и выявить существующие проблемы на внутреннем рынке страны, и только тогда, когда проблемы внутреннего рынка будут решены, республика сможет выгодно воспользоваться имеющимся потенциалом в текстильной промышленности.

Данная диссертация состоит  из трех глав, каждая из которых подразделяется еще на несколько параграфов.

Объектом исследования данной работы является текстильная промышленность.

Целью диссертации является обоснование предложений по развитию внутренней и внешнеторговой деятельности текстильной промышленности Республики Беларусь.

Предметом исследования данной работы является развитие и регулирование текстильной промышленности Республики Беларусь.

Перед исследователем ставятся следующие задачи для изучения:

  1. Изучение теоретических основ развития и регулирования текстильной промышленности на мировом рынке и в Республике Беларусь;
  2. Анализ развития текстильной промышленности Республики Беларусь как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  3. Разработка предложений по развитию текстильной промышленности Республики Беларусь.

В первой главе будет представлена теоретическая информация о позиционировании отраслей на мировом товарном рынке, а также представлены несколько классификаций товаров на мировом рынке. Далее будут описаны современные тенденции развития текстильной промышленности, как на мировом рынке, так и на рынках основных экспортеров продукции текстильной промышленности. И, наконец, в третьем параграфе первой главы будет представлена теоретическая информация по регулированию в сфере текстильной промышленности. Для написания первой главы были использованы следующие источники: статья Шелег Н.С. «Проблемы становления инфраструктуры товарного рынка: теоретические аспекты» в Белорусском экономическом журнале, книга Шелег Н.С «Инфраструктура товарного рынка»; статистические документы, такие как Международная стандартная классификация всех видов экономической деятельности (4-е издание) и Годовые отчеты Европейского союза, подготовленные Европейской Конфедерацией по текстилю и одежде. Также были использованы новости и материалы сайтов: Китайского Национального совета по текстилю и одежде, Министерства текстильной промышленности Индии, Всемирной торговой организации.

Во второй главе представлена информация по развитию и регулированию текстильной промышленности в Республике Беларусь. Глава разделена на 3 параграфа, описывающие состояние внутреннего рынка текстильной промышленности, экспортную и импортную деятельность в сфере текстильной промышленности Республики Беларусь. Для написания данной главы будет применен эконометрический метод для моделирования тренда временных рядов и моделирования их взаимосвязи. При написании данной главы будут использованы следующие источники: Статистические ежегодники Республики Беларусь, статистические сборники «Внешняя торговля Республики Беларусь», Комплексная программа развития легкой промышленности Республики Беларусь на 2011-2015 гг., данные сайтов Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана и сайта концерна «Беллегпром». Для построения эконометрических моделей и их анализа была использована книга Кремера Н.Ш. и Путко Б.А. «Эконометрика».

И, наконец, в третьей главе, разделенной на два параграфа, обозначены существующие проблемы в текстильной промышленности Республики Беларусь и представлены возможные пути их решения.

 

1 Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности на мировом товарном рынке

    1. Понятие мирового товарного рынка и позиционирование на нем отраслей

Прежде чем приступать к анализу текстильной промышленности, необходимо дать характеристику мирового товарного рынка и определить местоположение текстильной отрасли  на нем.

Под мировым рынком понимается сфера обмена между государственно-обособленными национальными экономиками. Мировой рынок сформировался в основном как товарный, а после образования мирового хозяйства стал расширяться и принял более развитые формы: наряду с товарным возникают рынки капиталов, рабочей силы, валют, услуг. Объем и направления товарных потоков мирового рынка отражают характер международного разделения труда.

Мировой рынок имеет  достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В  качестве основных элементов структуры  мирового рынка можно выделить:

  • международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья;
  • международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций, международный рынок облигаций;
  • международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов;
  • международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ;
  • международный рынок валюты.

Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся:

  1. мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
  2. движение товарных потоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;
  3. существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами;
  4. использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности [2, с.437-438].

Мировой товарный рынок – это сфера товарно-денежных отношений между странами или хозяйствующими субъектами этих стран. Исторически мировой товарный рынок возникает раньше, чем мировое хозяйство.

Мировой  рынок как система  со сложившейся структурной организацией, товарной специализацией отдельных  стран, центрами мировой торговли и  другими определяющими его чертами  начал формироваться уже в XVII в [3, c.25].

Товарный рынок имеет следующие основные признаки:

  1. наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения;
  2. массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров;
  3. самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей;
  4. воплощение конечного результата взаимоотношений партнеров в акте купли-продажи товаров [4].

Товарный рынок – рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Рынок товаров делится  на рынки следующих товаров:

  • потребительских и инвестиционных товаров;
  • сырьевых товаров и готовых изделий.

Рынок потребительских товаров характеризуется, прежде всего, массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

Информация о работе Теоретические основы развития и регулирования текстильной промышленности Республики Беларусь