Теоретические основы процессов разгосударствления и приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:49, доклад

Описание работы

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпами и масштабами, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической рыночной трансформации, которой в целом следовало большинство постсоциалистических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т.е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвестиций, дотаций, льгот, гарантий и т.п.).

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

      Приватизация  методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный  климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

      Передача  или льготная продажа  государственных  активов работникам приватизируемых  компаний. Данный метод приватизации предполагает передачу либо же продажу собственности с предоставлением некоторых льгот, например в России осуществлялась первичная передача в собственность трудовых коллективов ¾ приватизированных компаний. Ценность этих активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода до пустых свидетельств собственнических  прав на убытки и долги предприятия. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

      Массовая  приватизация путем  выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан.

        Преимуществами данного метода  являются: 

    • независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации;
    • быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвращает или приостанавливает спонтанное расхищение менеджментом и коррумпированным чиновничеством подлежащего приватизации госимущества.

      Недостатками  данного метода являются:

      • полученные по ваучерным схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги;
      • ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

      Данный  метод является не самым лучшим для  формирования рынков капиталов. Для  осуществления приватизации этим методом  требуется частичная реструктуризация предприятия, миновав этот этап многие финансовые и инвестиционные институты оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.

      Особым  методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, что означает возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация – возврат стоимость конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами. Уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций[1,стр. 582-585].

      Можно выделить следующие  формы приватизации:

Платная приватизация предусматривает полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.

Бесплатная  приватизация означает выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная  приватизация предполагает скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, в составе капитала предприятия,  в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная  приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-In: предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства[6, стр.323]. 

      В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

    1. сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;
    2. право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
    3. дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные — преобразованы в акционерные общества;
    4. предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;
    5. обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;
    6. контроль за ходом приватизации со стороны государства[5].
 

Приватизация  – это фундаментальное изменение  в отношениях собственности, которое  преследует прежде всего экономические цели: формирование основ рыночной экономики в целом, перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности, проведение реструктуризации предприятий и повышение их эффективности. Но приватизация затрагивает фундаментальные этические и правовые проблемы, политические отношения. Поэтому стратегия приватизации должна была учитывать интересы и силу влияния различных групп общества, их отношение к различным методам приватизации.

Реформа отношений собственности – один из главных элементов рыночной трансформации  экономики. Преодоление тотального огосударствления, осуществляется главным  образом путем разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением  понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью, а под приватизацией - продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или частных юридических лиц. Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.


Информация о работе Теоретические основы процессов разгосударствления и приватизации