Теоретические основы процессов разгосударствления и приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:49, доклад

Описание работы

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпами и масштабами, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической рыночной трансформации, которой в целом следовало большинство постсоциалистических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т.е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвестиций, дотаций, льгот, гарантий и т.п.).

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОЦЕССОВ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ 

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы  к проведению этих реформ, их темпами  и масштабами, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно  различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической  рыночной трансформации, которой в  целом следовало большинство  постсоциалистических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т.е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвестиций, дотаций, льгот, гарантий и т.п.). В связи с этим ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий. Однако не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, особенно в рамках крупных предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике[1,стр.578].

    1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ

  Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

      Под разгосударствлением экономики в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования, причем государство сохраняет за собой функцию регулирования[2]. 

      Целями  разгосударствления являются:

      Преодоление монополии государства, создание и  развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

  1. Устранение существующего отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;
  2. Преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;
  3. Демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием[2].
 

    Разгосударствление  экономики осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности;
  2. Путем разгосударствления собственности[3, стр.37].

Сущность  первого направления состоит  в передаче органами государственного управления основных управленческих функций  хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается путем предоставления предприятиям широких экономических  прав и полномочий по оплате труда, ценообразованию, оптимизации государственного заказа, развитию горизонтальных связей, становлению арендных отношений, управлению имуществом и т.д. При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических  отношений - отношения собственности. Сохранение монополии государственной  собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную  самостоятельность. Поэтому радикальным  направлением разгосударствления экономики  является разгосударствление собственности.

Разгосударствление  собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий[3, стр.38].

Кроме вышеперечисленных можно выделить ряд дополнительных направлений, которые более детально описывают процесс разгосударствления:

    1. сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
    2. уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;
    3. коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;
    4. ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю;
    5. переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков[2].
 

Основными способами разгосударствления у большинства авторов являются: 

1) либерализация  рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование  создания и расширение сферы  деятельности смешанных предприятий  (государственно-частных);

4) денационализация.

Итак, либерализация  рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о  диверсификации производства и  продаж, в результате чего растет  число многопрофильных фирм, чья  продукция может поступать на  самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. В свою очередь, либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной  собственности.

  Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение нерыночной среды вокруг них. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

  Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

  И последний способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам[2].

   Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

 

1.2 ПРИВАТИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И  МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация  в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения  граждан собственностью за счет тех  или иных форм перераспределения  общественного имущества – с  другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или частных юридических лиц. На базе государственных предприятий в результате их приватизации могут возникнуть частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах – от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций[1, стр.580].

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), в фирме, базирующиеся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий[1, стр.580].

Таким образом приватизация – это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству[3, стр.38].

Приватизация  может осуществляться тремя способами: путем безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам (чековая или ваучерная приватизация); путем продажи объектов, принадлежащих государству; путем сочетания двух предыдущих способов[3,стр.38].

Процесс приватизации предполагает наличие  объектов и субъектов этих отношений.

Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия; государственные учреждения; государственные организации; структурные единицы государственных предприятий и объединений; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие государству и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане; негосударственные юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов; члены трудовых коллективов предприятия; иностранные инвесторы; лица без гражданства[3,стр.38].

  Главные цели приватизации можно  определить следующим  образом: 

  
  • формирование  широкого слоя частных собственников,
  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации,
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации,
  • содействие стабилизации экономики,
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства,
  • привлечение иностранных инвестиций,
  • создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации[4, стр.164].
 

      Все разнообразие возможных методов приватизации может быть сведено к следующим:

    • прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг;
    • льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компании;
    • массовая ваучерная приватизация;
    • реприватизация.

      Оценивая  то, насколько результативны перечисленные  методы, следует отметить, что во всех странах использовались те или  иные комбинации этих методов и небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации[1,стр.582].

      Приватизация  методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет важное преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

      Предметом продажи может стать лишь привлекательное  для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. В основном упор делался на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов, что связывалось с возможностью получения доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний.

Информация о работе Теоретические основы процессов разгосударствления и приватизации