Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:49, доклад
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпами и масштабами, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической рыночной трансформации, которой в целом следовало большинство постсоциалистических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т.е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвестиций, дотаций, льгот, гарантий и т.п.).
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССОВ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ
Реформы
отношений собственности
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.
Под
разгосударствлением
экономики в большинстве стран понимается
передача от государства физическим и
юридическим лицам частично или полностью
функций прямого хозяйственного управления
собственностью. При этом происходит замена
вертикальных связей между органами государственного
управления и предприятиями на горизонтальные,
т.е. связи между самими предприятиями.
Разгосударствление предполагает изменение
роли и функций государства в экономике,
в частности переход от административных
к преимущественно экономическим методам
регулирования, причем государство сохраняет
за собой функцию регулирования[2].
Целями разгосударствления являются:
Преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;
Разгосударствление экономики осуществляется по двум основным направлениям:
Сущность
первого направления состоит
в передаче органами государственного
управления основных управленческих функций
хозяйствующим субъектам, в результате
чего расширяется их самостоятельность.
Это обеспечивается путем предоставления
предприятиям широких экономических
прав и полномочий по оплате труда,
ценообразованию, оптимизации государственного
заказа, развитию горизонтальных связей,
становлению арендных отношений, управлению
имуществом и т.д. При всей важности
этого направления
Разгосударствление собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий[3, стр.38].
Кроме вышеперечисленных можно выделить ряд дополнительных направлений, которые более детально описывают процесс разгосударствления:
Основными
способами разгосударствления
у большинства авторов
являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование
создания и расширение сферы
деятельности смешанных
4) денационализация.
Итак, либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:
1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;
2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. В свою очередь, либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение нерыночной среды вокруг них. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И последний способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам[2].
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
1.2 ПРИВАТИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества – с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или частных юридических лиц. На базе государственных предприятий в результате их приватизации могут возникнуть частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах – от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций[1, стр.580].
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), в фирме, базирующиеся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий[1, стр.580].
Таким образом приватизация – это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству[3, стр.38].
Приватизация может осуществляться тремя способами: путем безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам (чековая или ваучерная приватизация); путем продажи объектов, принадлежащих государству; путем сочетания двух предыдущих способов[3,стр.38].
Процесс приватизации предполагает наличие объектов и субъектов этих отношений.
Объектами
приватизации являются: государственное
и общественное жилье; государственные
предприятия; государственные учреждения;
государственные организации; структурные
единицы государственных предприятий
и объединений; государственное имущество,
сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие
государству и административно-
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане; негосударственные юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов; члены трудовых коллективов предприятия; иностранные инвесторы; лица без гражданства[3,стр.38].
Главные
цели приватизации можно
определить следующим
образом:
Все разнообразие возможных методов приватизации может быть сведено к следующим:
Оценивая
то, насколько результативны
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет важное преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. В основном упор делался на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов, что связывалось с возможностью получения доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний.
Информация о работе Теоретические основы процессов разгосударствления и приватизации