Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:17, лекция
Актуальность оценки.
Особенности потенциала предприятия как объекта оценки.
Цели оценки потенциала предприятия.
Виды стоимости, которые определяются при оценке.
Факторы, которые влияют на величину оценочной стоимости.
Существует ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основные причины могут быть в расхождении:
-в оценке будущей прибыльности;
- в представлении про степень риска;
- в налоговой ситуации;
- в соединении с другими объектами, которые принадлежат собственнику или которые контролируются им.
3. Страховая стоимость – стоимость собственности, обусловленная положением страхового контракта или полиса.
4. Налогооблагаемая стоимость – стоимость, которая рассчитывается на базе показателей, которые отражены в нормативных документах, которые относятся к сфере налогообложения собственности.
5.Утилизационная стоимость – стоимость объекта собственности (кроме земельного участка), которая определяется как общая стоимость материалов, которые содержатся в нём, без дополнительного ремонта.
В зависимости от характера аналога различают стоимость восстановления и стоимость замещения.
Стоимость восстановления – это стоимость объекта собственности, которая создаётся по этому самому плану и с тех самых материалов, которые оценены, но по ныне действующим ценам.
Стоимость замещения – это стоимость близкого аналога объекта, который оценивается.
Стоимость восстановления и стоимость замещения широко используется в сфере страхования.
В бухгалтерском учёте различают балансовую стоимость и остаточную стоимость.
Остаточная стоимость – первичная за минусом износа.
Балансовая стоимость - затраты на строительство или покупку объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первичной и восстановленной.
Первичная стоимость отображается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановленная стоимость – стоимость восстановления ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценке основных фондов.
В зависимости
от перспектив развития предприятия
различают стоимость
Стоимость действующего предприятия - это стоимость предприятия, которое сформировалось, как одно целое, а не какой–нибудь его составной части.
Стоимость отдельных активов или компонентов действующего предприятия определяются на основании их взноса в данный бизнес и рассматривается как их потребительская стоимость для конкретного предприятия и его собственника.
Если объект
собственности не вносит вклад в
прибыльность предприятия, то данный объект
стоит рассматривать как
Ликвидационная стоимость, или стоимость вынужденной продажи,- денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга.
При её определении
необходимо учитывать все затраты,
связанные с ликвидацией
Залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования.
Эффективная стоимость - стоимость активов, которая равняется большей из двух величин, - потребительской стоимости активов для данного собственника или стоимости их реализации.
Любой вид стоимости, который рассчитан оценщиком, является не историческим фактом, а оценкой конкретного объекта в данный момент соответственно для выбранной цели.
Экономическое понятие стоимости отражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе и бизнеса, является его полезность.
Кроме понятия «стоимость» в теории и практике оценки используют понятие «цена» и «затраты» (себестоимость).
Цена - это показатель, который означает денежную сумму, необходимую, предвидимую или оплаченную за какой-то товар или услугу.
Она есть историческим фактом, т.е. относится к определённому моменту и месту. Цена может отличаться от стоимости.
Себестоимость – это денежная сумма, необходимая для создания или производства товара или услуги.
Себестоимость включает совокупность затрат. После завершения процесса создания или акта купли-продажи себестоимость становится историческим фактом. Цена, заплаченная потребителем за товар и услугу, становится для него затратами на приобретение.
Себестоимость влияет на рыночную стоимость, но однозначно её не определяет.
5.Факторы, которые влияют на величину оценочной стоимости.
При определении стоимости оценщик берёт во внимание разные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся:
1.Спрос. Спрос определяется преимуществами потребителей, зависящий от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какой срок, с какими рисками это связанно, какие возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
2.Доход (прибыль). Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением потоков доходов и затрат.
3.Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов.
Одно дело, если собственник получает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое, если инвестирование и возвращение капитала отделены большим промежутком времени.
4.Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.
5.Контроль. Одним из самых важных факторов, что влияют на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник.
6.Ликвидность. Одним из важнейших факторов, которые влияют при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является ликвидность этой собственности. Рынок готовый выплатить премию за активы, которые могут быть быстро переведены в деньги с минимальным риском потери части стоимости.
Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.
7.Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любое ограничение, которое имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
8. Спрос на предприятие рядом с полезностью зависит также от платёжеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможность привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Отношение инвестора к уровню прибыльности и степени риска зависит даже от его возраста. Более молодые способны идти на больший риск ради более высоких прибылей в будущем.
9. Важным фактором, который влияет на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций.
Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также и социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения в первую очередь определяются затратами создания аналогичных предприятий в обществе. Количество выставленных на продажу объектов тоже влияет на доход.
10. Перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивым.
11. На оценку стоимости любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы платить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которую может получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отрасли, в которой предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в случае превышения спроса над предложением наиболее близкой к максимальной границе цены на сырьевые предприятия. В это-же время при превышении спроса над предложением возможно появление новых предприятий. В перспективе цены на эти предприятия могут немного упасть.
Если предложение превышает спрос, то цены диктует производитель. Минимальная цена, за который он может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.
Итак, основными факторами, которые определяют оценочную стоимость, является:
- спрос;
- настоящая и будущая прибыль бизнеса, который оценивается;
- затраты на
создание аналогичных
- соотношение
спроса и предложения на
- риск получения доходов;
- степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.
Информация о работе Теоретические основы оценки потенциала предприятия