Теоретические основы оценки потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:17, лекция

Описание работы

Актуальность оценки.
Особенности потенциала предприятия как объекта оценки.
Цели оценки потенциала предприятия.
Виды стоимости, которые определяются при оценке.
Факторы, которые влияют на величину оценочной стоимости.

Работа содержит 1 файл

lektsia_6.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

ТЕМА  4

Теоретические основы оценки потенциала предприятия

                                                      Лекция 6

Теоретические основы оценки потенциала предприятия

Цель: Изучить теоретические  основы оценки потенциала предприятия

План

  1. Актуальность оценки.
  2. Особенности потенциала предприятия как объекта оценки.
  3. Цели оценки потенциала предприятия.
  4. Виды стоимости,  которые  определяются при оценке.
  5. Факторы, которые влияют на величину оценочной стоимости.

(конспект)

  1. Актуальность оценки.

      Потребность в определении рыночной стоимости потенциала предприятия  не  исчерпываются операциями купли – продажи.

  Актуальность  проведения оценки предприятия   обусловлено  рядом новых процессов,  а именно:

- процессы приватизации;

-возникновение  фондового рынка;

- развитие системы страхования;

- переход коммерческих  банков к выдаче кредитов под  залог имущества (ипотечное кредитование);

- при многочисленных  и сложных вариантах реализации  стоимости имущественных прав  – акционировании, привлечение новых  пайщиков и выпуску дополнительных акций, начислении налогов,  использование прав наследования.

Эти процессы формирую потребность в новой услуге –  оценки стоимости потенциала предприятия, определении рыночной стоимости  его капитала.

Капитал предприятия  – товар уникальный и сложный по своей структуре. Его природу в значительной мере определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учётом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития.

Определению рыночной стоимости способствует;

- подготовка к борьбе  за выживание на конкурентном  рынке;

- даёт реалистичное  представление   про  потенциальные возможности  предприятия;

- служит основанием для  формирования его стратегии;

- определяет альтернативные  подходы и определяет, какой из  них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а также и более высокую рыночную стоимость.

2.Особенности  потенциала предприятия как объекта  оценки.

Предприятие представляет собой организационно – экономическую  форму существования  бизнеса.

Предприятие является объектом гражданского права  и рассматривается как имущественный комплекс, который используется  для осуществления предпринимательской деятельности.

 Предприятие, как имущественный  комплекс, включает все виды имущества,  предназначенного  для его деятельности: земельные участки, дома и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.

Оценка  потенциала предприятия означает:

  1. Определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой;
  2. Необходимо отобразить два свойства предприятия как товара, т.е. его полезность, и затраты, необходимые для этой полезности.

Поскольку представление  про полезность зависит от конкретных интересов покупателя, т.к.  специалисту по оценке придётся определять разные виды стоимости (восстановительную, ликвидационную, инвестиционную и др).

  Принципиальное значение  имеет тот факт, что качественная  рыночная оценка не ограничивается  расчётом лишь одних затрат, связанных с производством товара, она обязательно берёт во внимание экономический имидж – место предприятия на рынке, фактор времени, риски,  уровень  конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиции  экономической концепции фирмы.

  Эта концепция в  противовес бухгалтерской модели позволяет определить рыночную стоимость предприятия, поскольку она учитывает такие факторы, как время, риск, нематериальные активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности объекта, которые оцениваются.

Согласно, такого взгляда на оценку рыночная цена любого объекта, что создаёт доход или поток наличности, определяется, исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, которая отражает необходимую инвестору норму прибыли для приравненных по риску инвестиций. 

При балансовой или бухгалтерской  оценке активы предприятия равняются  пассивам плюс чистый собственный капитал:

  А= П+СК.

При рыночной оценке добавляется ещё один элемент  – неучтённые активы, и тогда  формула имеет такой вид:

А*+НА*=П*+СК*,

(* - означает  рыночную оценку).

Неучтённые  активы включают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии,  хорошие отношения с клиентами, и др., включая ценность деловой репутации предприятия (гудвил).  

Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала в этом случае выглядит  так:

СК*= (А*+НА*) –  П*=(А*-П*)+НА*.

С помощью  этого  уравнения легко объяснить, почему предприятия с негативным балансовым собственным капиталом всё ещё  принимается рынком как что-то ценное (например, неплатёжеспособные депозитные институты, кредитные организации, которые находятся на грани банкротства). Причина в том, что негативный балансовый собственный капитал компенсируется ценностью нематериальных активов.

Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная), или экономическая, цена не совпадает, то должен существовать  скрытый,  или забалансовый  капитал. 

Скрытый  капитал  имеет два источника:  

  1. Разница между рыночной и балансовой  оценкой активов (А*-А);
  2. Неучёт  забалансовых  позиций (НА*), которые отвечают общепринятым принципам и положениям бухгалтерского учёта, которые не подлежат внесению в баланс.

Таким образом, бухгалтерская модель не позволяет  сделать реальную оценку предприятия. Оценка, произведённая на базе экономической концепции, даёт реалистичное представление про то, как предприятие будет работать в будущем.

Это важно для  всех:  собственников,  руководителей,  потребителей, поставщиков,  банкиров,  сотрудников  страховых и налоговых  служб, инвесторов.  

При этом объектом оценки может быть:

-предприятие  в целом;

-недвижимость  предприятия;

- машинный парк;

- нематериальные  активы;

- другие элементы  в зависимости от целей и  потребностей собственника.

3.Цели  оценки потенциала предприятия.

Цель оценки – определение какой-нибудь оценочной стоимости, которая необходима клиентам для принятия решения.

Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические  интересы, определяют цель оценки.

Оценку проводят с целью:

-повышение эффективности текущего руководства предприятием;

-определение  стоимости ценных бумаг в случае  купли-продажи акций предприятия  на фондовом рынке.  Для   принятия обоснованного  инвестиционного  решения необходимо оценить собственность  предприятия и часть этой собственности, которая приходится на пакет акций, которые покупаются, и возможные будущие доходы от бизнеса;

-определение   стоимости предприятия в случае  его купли-продаже целиком или  частями. Когда собственник предприятия  решает продать свой бизнес, возникает необходимость определения рыночной стоимости предприятия или части его активов.  Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, который устанавливает части совладельцев в случае разрыва договора или смерти одного из партнёров;

-реструктуризации предприятия: ликвидация, слияние,  поглощения или выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга допускает проведение его рыночной оценки, потому, что необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертации, величину премии, которая выплачивается акционерам предприятия, которая поглощается;

-разработки  плана  развития предприятия.  В процессе стратегического планирования  важно определить будущие доходы  предприятия, степень его стойкости  и ценность имиджа;

-определение  кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитования.  В данном случае оценка необходима в силу того, что что величина стоимости активов по бухгалтерской отчётности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

-страхование,  в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в случае ущерба;

-налогообложения.  При определении налога необходимо  провести объективную оценку  предприятия;

-принятие обоснованных  управленческих  решений. Инфляция  искажает финансовую отчётность  предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реальность финансовой отчётности, которая  является базой при принятии финансовых решений;

-выполнение инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать общую стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если объектом любого соглашения является элемент  имущества предприятия,  то объектом оценки является отдельный объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Оценка  стоимости развития имущества предприятия  производится в случае:

  1. Продажа части недвижимости: чтобы избавится земельных участков, зданий,  сооружений которые  не используются; рассчитаться по кредитам в случае некредитоспособности; рассчитаться с партнёрами при нанесении им убытка по решению суда и т.д.
  2. Получение кредита под залог части недвижимости;
  3. Страхование  недвижимого имущества и определении в связи с этим стоимости имущества, подлежащего страхованию;
  4. Передачи недвижимости в аренду;
  5. Определение налоговой базы для начисление налога на имущество;
  6. Оформление части недвижимости в качестве взноса в уставной капитал другого создаваемого предприятия;
  7. Оценке при разработке бизнес-плана по реализации какого-нибудь инвестиционного проекта;
  8. Оценка недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

Оценка  стоимости оборудования  необходима в следующих случаях:

1)продажи нескольких  единиц оборудования, приборов и оснащения: чтобы избавиться от ненужного, устаревшего оборудования; рассчитаться с кредиторами при неплатёжеспособности; замена оборудование на более современное;

2)оформление  залога  под часть движимого имущества;

3) страхование движимого имущества;

4) передачи машины  и оборудование в аренду;

5) организация  лизинга машин и оборудования;

6) определение  налоговой базы для основных  средств при  начислении налога  на имущество;

7) оформление  машин и оборудования  как взнос   в уставный фонд другого предприятия;

8) оценка стоимости  машин и оборудования при реализации  инвестиционного проекта;

Оценка  стоимости фирменного знака  или  других или других способов индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) осуществляется:

1) при их покупке другой фирмы;

2) при  передачи  франшизы  новым компаньонам;

3) при определении убытка, нанесённого деловой репутации  предприятия незаконными действиями  другими предприятиями;

4)при использовании их  как взнос  в уставный  капитал;

5) при определении стоимости нематериальных активов,  гудвела   для общей оценке стоимости предприятия.

  1. Виды стоимости,  которые  определяются при оценке.

Стоимость –  денежный эквивалент, который покупатель готов  обменять на какой-либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат.

Различают рыночную стоимость и нормативную стоимость.

Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается расчётная величина, при которой предполагается  переход имущества из рук в руки на дату оценки ив результате коммерческого договора между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что  каждая сторона действует компетентно, расчётливо и без принуждения.

Рыночная  стоимость – это наиболее вероятная цена при совершении договора между типовым покупателем и продавцом.

Рыночная стоимость  рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату. Поэтому  при изменении ситуации на рынке  стоимость будет меняться.

В некоторых  случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной. Например в случае оценки объектов недвижимости, сума затрат на снос их превышает стоимость земельного участка.

Нормативная стоимость – это стоимость объекта собственности , которая рассчитывается на основании методик и нормативов, утверждённых соответствующими органами  (Госкомимуществом,  Госкомстатом). При этом используются единые шкалы нормативов.

Как правило, стоимость  рассчитанная  нормативно, не совпадает  с величиной  рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются соответственно к базе рыночной стоимости.

С точки  зрения оценки различают рыночную,  инвестиционную, страховую, налоговою, утилизационную стоимости.

  1. При оценке собственности как объекта продажи на открытом рынке используется рыночная стоимость.
  2. При  обосновании инвестиционных проектов рассчитывают инвестиционную стоимость. Инвестиционная стоимость – стоимость собственности для конкретного инвестора при определённых целях инвестирования.

Информация о работе Теоретические основы оценки потенциала предприятия