Теоретические основы методологии управления предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.79 Кб (Скачать)

     За  рубежом обычно для удовлетворения различных информационных потребностей создают управленческую информационную систему (managment information system — MIS). Эта система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления компанией. При этом подсистема управленческого учета является наиболее важной, т. к. она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы (центры ответственности).

     Таким образом, систему управления предприятием можно представить как синтез информационной системы, выполняющей  функции сбора, обработки и представления  информации о внутренней (рис. 2) и  внешней (рис. 1) средах, и организационной  структуры. Совмещение этих двух сис тем порождает функциональную систему управления предприятием. Си стема управления, синтезированная на базе информационной, достаточно легко формализуется, поддается математической оптимизации и являет ся хорошей базой автоматизации процессов планирования, контроля и учета хозяйственной деятельности – залога эффективности принятия управленческих решений.

     В связи с переходом отечественной  экономики к рынку изучение и  внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования. Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:

-целей  предприятия и его структурных  образований (производственных отделений,  филиалов, дочерних компаний)

-конкретных  задач подразделений, направленных  на достижение их целей и  целей предприятия в целом.

-политики  предприятия по важнейшим направлениям  деятельности, включая:

а)обеспечение эффективности (рентабельности) производства;

б)развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;

в)финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;

г)развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;

д)кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);

е)политику ценообразования.

-оптимального (рационального) сочетания централизованных  и децентрализованных методов  управления промышленным предприятием, его производственными отделениями  и другими структурными образованиями.

     Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы. Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом. Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

-глобальная  политика и инструменты ее  реализации в области ценообразования  и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек  на всех его этапах), обеспечивающие  конкурентную позицию предприятия  на рынке и получение устойчивой  прибыли,

-организация  условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной  деятельности и развития предприятия. 

     Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических  рычагов и методов) коммерческого  расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей  диктуется поставленной задачей.

Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием  промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых  на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость  их рассмотрения при централизованном управлении.

     Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия  в рамках внутрифирменного расчета  во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

     Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и  ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям  рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через  центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные  счета (субсчета). Эти счета автоматически  консолидируются со счетами материнской  компании), то есть их прибыли учитываются  и облагаются налогом как составная  часть прибыли предприятия).В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

     Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные  отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров  прибыли).

     Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и  качество поставляемой продукции, и  сроки поставок. Хозяйственные отношения  между отдельными подразделениями  строятся на основе условно-расчетных  трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт  выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

     Отношения в рамках внутрифирменного расчета  отражают потребность в обеспечении  минимальных затрат на всех промежуточных  стадиях производства конечного  продукта в рамках предприятия. В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства. Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

     Таким образом, ключевым элементом механизма  управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для  создания экономических условий  эффективной реализации предпринимательской  деятельности, обеспечивающих получение  устойчивой выгоды от осуществления  этой деятельности.

Информация о работе Теоретические основы методологии управления предприятия в рыночных условиях хозяйствования