Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.
За рубежом обычно для удовлетворения различных информационных потребностей создают управленческую информационную систему (managment information system — MIS). Эта система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления компанией. При этом подсистема управленческого учета является наиболее важной, т. к. она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы (центры ответственности).
Таким образом, систему управления предприятием можно представить как синтез информационной системы, выполняющей функции сбора, обработки и представления информации о внутренней (рис. 2) и внешней (рис. 1) средах, и организационной структуры. Совмещение этих двух сис тем порождает функциональную систему управления предприятием. Си стема управления, синтезированная на базе информационной, достаточно легко формализуется, поддается математической оптимизации и являет ся хорошей базой автоматизации процессов планирования, контроля и учета хозяйственной деятельности – залога эффективности принятия управленческих решений.
В
связи с переходом
-целей
предприятия и его структурных
образований (производственных
-конкретных
задач подразделений,
-политики
предприятия по важнейшим
а)обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
б)развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
в)финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
г)развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
д)кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
е)политику ценообразования.
-оптимального
(рационального) сочетания
Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы. Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом. Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:
-глобальная
политика и инструменты ее
реализации в области
-организация
условий устойчивого
Существуют различные способы и формы использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.
Конкретные
механизмы (модели) коммерческого расчета
для обеспечения эффективного управления
функционированием и развитием
промышленного предприятия
Необходимость
разработки специфических методов
и инструментов взаимодействия и
расчета между подразделениями
предприятия вызвана
Подразделения
(производственные отделения и филиалы),
не имеющие юридической
Внутрифирменный
расчет реализуется на промышленных
предприятиях, имеющих децентрализованную
структуру управления и разные хозяйственные
отношения между
Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.
Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия. В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства. Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.
Таким образом, ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.