Теоретические основы методологии управления предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.79 Кб (Скачать)

1.Теоретические  основы методологии  управления предприятия в рыночных условиях хозяйствования 

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.

     Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства. Здесь производят, транспортируют и  реализуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного продукта. Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют материальные и социальные условия для жизни и развития общества.

     В условиях рыночной экономики, товарного  характера общественного производства предприятия выступают в качестве товаропроизводителей. Производимая ими  продукция выступает как товар, то есть приобретает товарную форму.

     Рыночная  среда, в которой действуют предприятия, обусловливает необходимость денежной оценки всех их материальных компонентов  и соизмерения с результатами. Рыночные принципы деятельности –  рациональность, экономичность и эффективность, - находят на уровне предприятия первичную сферу своего осуществления.

     Важнейшей и характерной чертой предприятия  в условиях рыночной экономики является его экономическая самостоятельность. Если предприятие имеет свой расчётный  счёт в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счёт средств другого предприятия или государства, то речь идёт только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и её результат, стабильное финансовое положение, - дают предприятию экономическую самостоятельность.

     Однако  началом для становления экономической  самостоятельности служит его выделение  в виде самостоятельной хозяйственной  единицы или юридического лица. Чем  обладает предприятие как юридическое  лицо?

     Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов  и расходов, счёт в банке, право  выведения договорных отношений.

     Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:

     1. Организованное единство. Это определённым  образом организованный коллектив  со своей внутренней структурой  и порядком управления, закреплённым  в учредительных документах.

     2. Обособленное имущество. Предприятие  имеет собственное имущество,  состоящее из основных и оборотных  средств, самостоятельно приобретает  имущество, учитывает его, использует, реализует, описывает, платит  налог за имущество. 

     3. Имущественная ответственность.  Предприятие самостоятельно несёт  ответственность по своим обязательствам  так, как предписывает закон.

     4. Выступление в гражданском обороте  от собственного имени. Предприятие,  как и человек, должно быть  узнаваемым и отличаемым от  других предприятий. Для этих целей предприятию дают имя (наименование) под которым оно несёт определённые обязанности, выступает в суде в ролях истца и ответчика.

     Итак, для того, что бы отнести организацию  к предприятию, необходимо наличие  у неё следующих признаков:

     1) самостоятельное ведение хозяйственной  деятельности;

     2) обладание правами юридического  лица;

     3) наличие трудового коллектива;

     4) использование имущества для  производства и реализации продукции,  выполнения работ, оказания услуг; 

     5) имущественная ответственность;

     6) отсутствие в составе других  юридических лиц.

     Индивидуального предпринимателя нельзя признать предприятием не только в силу отсутствия признаков  юридического лица, но и вследствие отсутствия трудового коллектива. Юридическими лицами не могут быть филиалы и  структурные подразделения предприятия. Филиалы предприятия не несут  самостоятельной ответственности  – по долгам их отвечает предприятие.

     Сегодня понятия “фирма” и “предприятие”  часто используются как синонимы. Однако нужны уточнения. Предприятие  может считаться “фирмой”, если оно выступает как реальный хозяйствующий  субъект, как юридическое лицо. Дело в том, что сама “фирма” может  состоять из нескольких предприятий, которые  являются её структурными элементами, отдельными производствами (филиалами). Их хозяйственная самостоятельность  ограничена, они не являются юридическими лицами.

     Цель  производственной деятельности предприятий  носит двойственный характер. Получить от реализации произведённой продукции  прибыль, сделать её как можно  большей, - такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятий. Но получить прибыль можно лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели – полнее и наилучшим образом удовлетворить запросы потребителей.

     Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются “коммерческими”. Конкретные цели и задачи, ради которых  создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании (“Устав предприятия”, “Учредительский договор”). 

2 ФАКТОРЫ,  ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 

     Управление  предприятием любого вида деятельности в новых для России условиях рыночной экономики поставило перед управляющим-менеджером ряд сложнейших проблем, с которыми ранее ему сталкиваться не приходилось  в силу ограниченности его прав и  ответственности при принятии решений  в рамках плановой экономики.

     Эффективность использования ресурсов производства капитала, труда и, главное, управленческих способностей, представляет собой важнейшую  задачу управления предприятием и остается актуальной во все времена и при  всех формах экономических систем. Особенно актуальна она в современных  экономических условиях России.

     Анализ  финансового и хозяйственного положения  более чем 50 российских предприятий  за последние 3 года позволяет сделать  вывод, что даже в условиях глубочайшей  стагнации производства, искусство  разумного управления своими ресурсами  и быстрая адаптация к условиям и законам рынка дают возможность  предприятиям не только "держаться  на плаву", но и предпринимать  попытки развития своей деятельности. Так, для 30% безусловных "фаворитов" и около 30% предприятий, ба лансирующих на грани выживаемости, вторым, после рыночной конъюнктуры, фактором успеха является хорошо продуманная и эффективно действующая система обеспечения управленческой информацией и высокий профессионализм менеджера.

     Вхождение российской экономики в рыночные отношения связано не только с  организацией рынков товаров, капитала, рабочей силы и т. п., но и с формированием  единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный экономический  рост. Деловой мир заинтересован  в получении полезной информации для принятия оперативных хозяйственных  решений, бизнес - планирования, разработки финансовой рыночной стратегии.

     В условиях конкурентного свободного рынка предприятие оказалось  перед лицом множества внешних  и внутренних факторов, влияющих на эффективность его хозяйственной  деятельности и конкурентное положение  на рынке.

     Внешние факторы, образующие некую среду  функционирования (рис. 1) зачастую не зависят  от воли собственника и менеджера: уровень  инфляции в стране, государственное  законодательство, политическое положение, процентные ставки банков и т. д. Однако анализ, прогнозирование и учет этих факторов при принятии управленческого  решения безусловно важны и необходимы. Методы оценки конкурентного положения предприятия и выработки стратегии его поведения в условиях рынка достаточно разработаны и систематизированы классическими принципа ми маркетинга и стратегического менеджмента. 

     

 

     Внутренние управленческие факторы (рис. 2) составляют управленческую инфраструктуру предприятия, формирование и систематизация которой зависит от менеджера и определяет правильность и эффективность принятия управленческого решения.

     Как видно из рис. 2, управленческая инфраструктура предприятия может быть условно разделена на материальную (техноструктура, финансы, персонал, планирование и т. д.) и нематериальную (менеджмент, стратегия, политика и гибкость, культура производства и управления и информация). Условность такого разделения оправдана удобством анализа и информационного обеспечения управленческой системы, хотя и не является единственно возможным подходом. 

     

 

     Традиционная  система управления, сложившаяся  на российских предприятиях вследствие ограниченности плановой экономики, реализует  попытку учета факторов внешней  и внутренней среды без структуриза ции последних и приводит к результатам, не поддающимся достоверному анализу (рис. 3). 

     

 

      Недостатки такого способа обработки  управленческой информации очевидны:

     1. Учет инфляции и других внешних  факторов возможен лишь статистически  за достаточно долгий (месяц и  более) срок и не может быть  использован для быстрого реагирования  на некоторые изменения;

     2. Внутренние и внешние факторы  не могут быть разделены путем  менеджмента или учета, в силу  чего ответственность за учет  этих факто ров неоправданно  ложится на персонал; при таких  обстоятельствах не возможно измерить и оценить индивидуальную работу менеджера;

     3. Различные организационные структуры  и отделы не несут пря мой  ответственности за свой вклад  в результаты деятельности предприятия:  если один из отделов проваливает  работу, то издержки от этого  провала не рассчитываются раздельно,  как произведенные именно этим  отделом; то же самое и в  противном случае, когда работа  отдела очень эффективна.

     4. Информация, полученная в разных  отделах, может быть абсолютно  несвязной и недостоверной.

     Следует заметить, что методы синергетического подхода, которые могли бы в данном случае быть полезны, в экономике  разработаны слабо и более  приемлемы на макроуровне, нежели в рамках отдельного пред приятия, в силу достаточно жесткой организации последнего.

     Наиболее  разумным при формировании управленческой среды представляется выделение  внутренней "жестко" организованной и, следовательно, поддающейся формализации системы предприятия и, от дельно, аналитической, направленной на учет влияния  внешних факторов на отдельные элементы и звенья первой (рис. 4).

 

     

 

     Целевая функция внутренней организационной  системы — эффективная организация  — менеджмент — бухучет —  снабжение (центр ответственности) — производство (центр ответственности) — коммерческая деятельность —  новые виды продукции. Эти цели конкретизируются как в оперативном (до 1 года), так и в стратегическом плане (3—5 лет и более). База данных, обеспечивающая эффективность принятия управленческого решения, формируется информационной системой, учитывающей, по возможности, все внутренние факторы предприятия (рис. 2). Влияние внешних (менее предсказуемых) факторов учитывается как возможные изменения отдельных внутренних.

     Рассматривая  структуру раздельного учета  внешних и внутренних факторов, можно  сделать вывод, что данная трактовка  совпадает с со временной западной системой учета, которая подразделяется на две основные подсистемы: внешнюю — финансовый учет (Financial accounting) и внутреннюю — управленческий учет (Management accounting) . Финансовый учет аккумулирует данные о деятельности организации и является источником внешних отчетов. Управленческий учет получает и анализирует финансовые и нефинансовые данные о внешних и внутренних факторах, влияющих на деятельность организации, и является источником информации для принятия управленческих решений (управленческой информации).

Информация о работе Теоретические основы методологии управления предприятия в рыночных условиях хозяйствования