Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.
1.Теоретические
основы методологии управления
предприятия в рыночных условиях хозяйствования
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Одни предприятия производят товары, необходимые для жизни человека – предметы потребления (пищу, одежду, обувь и т.д.), а другие – создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, приборы, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырьё или готовую продукцию до мест потребления,- транспортные предприятия. Есть предприятия для оказания производственных услуг. Эти предприятия хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, в услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной и за предоставление которых он готов платить.
Предприятие
– это первичное и основное
звено общественного
В
условиях рыночной экономики, товарного
характера общественного
Рыночная
среда, в которой действуют
Важнейшей
и характерной чертой предприятия
в условиях рыночной экономики является
его экономическая
Однако
началом для становления
Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счёт в банке, право выведения договорных отношений.
Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:
1.
Организованное единство. Это определённым
образом организованный
2.
Обособленное имущество.
3.
Имущественная ответственность.
4.
Выступление в гражданском
Итак, для того, что бы отнести организацию к предприятию, необходимо наличие у неё следующих признаков:
1)
самостоятельное ведение
2)
обладание правами
3) наличие трудового коллектива;
4)
использование имущества для
производства и реализации
5) имущественная ответственность;
6) отсутствие в составе других юридических лиц.
Индивидуального
предпринимателя нельзя признать предприятием
не только в силу отсутствия признаков
юридического лица, но и вследствие
отсутствия трудового коллектива. Юридическими
лицами не могут быть филиалы и
структурные подразделения
Сегодня
понятия “фирма” и “
Цель
производственной деятельности предприятий
носит двойственный характер. Получить
от реализации произведённой продукции
прибыль, сделать её как можно
большей, - такова непосредственная цель
и побудительный мотив
Предприятия,
основной целью которых является
получение прибыли, называются “коммерческими”.
Конкретные цели и задачи, ради которых
создаются и действуют
2 ФАКТОРЫ,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА
Управление
предприятием любого вида деятельности
в новых для России условиях рыночной
экономики поставило перед
Эффективность использования ресурсов производства капитала, труда и, главное, управленческих способностей, представляет собой важнейшую задачу управления предприятием и остается актуальной во все времена и при всех формах экономических систем. Особенно актуальна она в современных экономических условиях России.
Анализ финансового и хозяйственного положения более чем 50 российских предприятий за последние 3 года позволяет сделать вывод, что даже в условиях глубочайшей стагнации производства, искусство разумного управления своими ресурсами и быстрая адаптация к условиям и законам рынка дают возможность предприятиям не только "держаться на плаву", но и предпринимать попытки развития своей деятельности. Так, для 30% безусловных "фаворитов" и около 30% предприятий, ба лансирующих на грани выживаемости, вторым, после рыночной конъюнктуры, фактором успеха является хорошо продуманная и эффективно действующая система обеспечения управленческой информацией и высокий профессионализм менеджера.
Вхождение
российской экономики в рыночные
отношения связано не только с
организацией рынков товаров, капитала,
рабочей силы и т. п., но и с формированием
единого информационного
В
условиях конкурентного свободного
рынка предприятие оказалось
перед лицом множества внешних
и внутренних факторов, влияющих на
эффективность его
Внешние
факторы, образующие некую среду
функционирования (рис. 1) зачастую не зависят
от воли собственника и менеджера: уровень
инфляции в стране, государственное
законодательство, политическое положение,
процентные ставки банков и т. д. Однако
анализ, прогнозирование и учет этих
факторов при принятии управленческого
решения безусловно важны и необходимы.
Методы оценки конкурентного положения
предприятия и выработки стратегии его
поведения в условиях рынка достаточно
разработаны и систематизированы классическими
принципа ми маркетинга и стратегического
менеджмента.
Внутренние управленческие факторы (рис. 2) составляют управленческую инфраструктуру предприятия, формирование и систематизация которой зависит от менеджера и определяет правильность и эффективность принятия управленческого решения.
Как
видно из рис. 2, управленческая инфраструктура
предприятия может быть условно разделена
на материальную (техноструктура, финансы,
персонал, планирование и т. д.) и нематериальную
(менеджмент, стратегия, политика и гибкость,
культура производства и управления и
информация). Условность такого разделения
оправдана удобством анализа и информационного
обеспечения управленческой системы,
хотя и не является единственно возможным
подходом.
Традиционная
система управления, сложившаяся
на российских предприятиях вследствие
ограниченности плановой экономики, реализует
попытку учета факторов внешней
и внутренней среды без структуриза
ции последних и приводит к результатам,
не поддающимся достоверному анализу
(рис. 3).
Недостатки такого способа обработки управленческой информации очевидны:
1.
Учет инфляции и других
2. Внутренние и внешние факторы не могут быть разделены путем менеджмента или учета, в силу чего ответственность за учет этих факто ров неоправданно ложится на персонал; при таких обстоятельствах не возможно измерить и оценить индивидуальную работу менеджера;
3.
Различные организационные
4. Информация, полученная в разных отделах, может быть абсолютно несвязной и недостоверной.
Следует заметить, что методы синергетического подхода, которые могли бы в данном случае быть полезны, в экономике разработаны слабо и более приемлемы на макроуровне, нежели в рамках отдельного пред приятия, в силу достаточно жесткой организации последнего.
Наиболее разумным при формировании управленческой среды представляется выделение внутренней "жестко" организованной и, следовательно, поддающейся формализации системы предприятия и, от дельно, аналитической, направленной на учет влияния внешних факторов на отдельные элементы и звенья первой (рис. 4).
Целевая
функция внутренней организационной
системы — эффективная
Рассматривая структуру раздельного учета внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что данная трактовка совпадает с со временной западной системой учета, которая подразделяется на две основные подсистемы: внешнюю — финансовый учет (Financial accounting) и внутреннюю — управленческий учет (Management accounting) . Финансовый учет аккумулирует данные о деятельности организации и является источником внешних отчетов. Управленческий учет получает и анализирует финансовые и нефинансовые данные о внешних и внутренних факторах, влияющих на деятельность организации, и является источником информации для принятия управленческих решений (управленческой информации).