Теоретические основы исследования вопроса конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне. Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий и производимых ими товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы исследования вопроса оценки конкурентоспособности 3
1.1Конкуренция как механизм рыночной экономики 3
1.2Понятие конкурентоспособности 8
1.3Основные подходы к оценке конкурентоспособности………………………………………………………………9
2.Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия 12
2.1Общие сведения о предприятии 12
2.2Оценка конкурентоспособности предприятия 13
3.Формирование направлений по повышению конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы исследования вопроса оценки конкурентоспособности.doc

— 128.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1.Теоретические основы исследования вопроса оценки конкурентоспособности              3

1.1Конкуренция как механизм рыночной экономики              3

    1.2Понятие конкурентоспособности              8

     1.3Основные подходы к оценке конкурентоспособности………………………………………………………………9

2.Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия              12

    2.1Общие сведения о предприятии              12

    2.2Оценка конкурентоспособности предприятия              13

3.Формирование направлений по повышению конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………………………………….17

    


Введение.

Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Целью является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне. Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий и производимых ими товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы исследования вопроса оценки конкурентоспособности

1.1. Конкуренция  - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1.      Как степень состязательности на рынке;

2.      Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3.      Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

   По степени интенсивности конкуренция может быть:

      привлекательной - когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

      умеренной - когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

      ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, либо вытесняет объект из данного сегмента;

      ожесточенной для субъекту конкуренции, когда объект (конкурент) уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

              Формы конкуренции:                   

1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2) функциональная -  конкуренция между товарами (объектами) заменителями.

    Методы конкуренции:

1) на основе повышения качества товара (неценовая)

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная)

 Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:

- местном (в группе,  отделе, организации и т.п.)

- региональном (районе, городе, области и т.п.)

- национальном (в стране);

- межнациональным ( в нескольких странах);

- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран)

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1.      отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2.      отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3.      однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4.      свободные цены;

5.      отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1.      демпинговые цены

2.      создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3.      ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4.      использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5.      распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6.      замалчивание важной для потребителя информации

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

        единственный продавец;

        отсутствие близких продуктов-заменителей;

        диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1.      товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

2.      на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

3.      продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

4.      на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

1.2.      Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы

        товары,

        предприятия (как производители товаров),

        отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),

        регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

        Национальная конкурентоспособность

        Конкурентоспособность товара

        Конкурентоспособность предприятия

Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

        потребители,

        производители,

        инвесторы,

        государство.

   

1.3.       Основные подходы к оценке конкурентных позиций предприятия

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие предприятию максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности.

Модель оценки конкурентоспособности организаций должна удовлетворять следующим принципам.

1. Принцип квалиметричности. Измерение и оценка конкурентоспособности организации заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности и интегрирования их в один комплексный показатель, выраженный натуральным числом. Наиболее значимые показатели конкурентоспособности должны охватывать все стороны функционирования предприятия, таким образом, повышается объективность оценки. Полученный интегральный показатель конкурентоспособности организации должен удовлетворять квалиметрическим требованиям, разработанным Азгальдовым Г.Г. (пригодность, достаточность, уникальность, надежность, квантифицируемость, интегральность, индивидуальность, гибкость, нетрудоемкость, оперативность, улучшаемость, количественность, одинаковость, глобальность) и дополненным

2. Принцип моделируемости управления. Метод измерения конкурентоспособности организации должен определять состояние конкурентоспособности организации на момент исследования, способствовать выявлению «узких мест», резервов, тенденций и закономерностей в изменении конкурентной позиции предприятия на рынке, обеспечивать возможность моделирования конкурентоспособности организации. В целом, методика оценки конкурентоспособности предприятия должна стать инструментом управления конкурентоспособностью организации.

3. Принцип ориентации на потребителя. Метод измерения конкурентоспособности организации должен быть основан на оценке, в первую очередь, с точки зрения потребителя, т.к. именно потребитель является основным субъектом внешней среды, формирующий конкурентоспособность товара и влияющий этим на конкурентоспособность организации в целом.

4. Принцип совершенствования, заключающийся в возможности постоянного совершенствования модели оценки в зависимости от изменений условий факторов внешней среды, в том числе потребительских предпочтений, и внутреннего функционирования предприятия. С этой целью в предлагаемую модель оценки вводятся весовые коэффициенты, рассчитанные методом анализа иерархий.

При учете принципов измерения конкурентоспособности организации, систему оценки конкурентоспособности предприятия предлагается представить в виде двух взаимосвязанных блоков: оценка конкурентоспособности товара и оценка конкурентного потенциала организации.

В основе оценки конкурентоспособности организации лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок (рис.1):

- конкурентоспособности товара;

- конкурентного потенциала организации.

2.     

3.      Рис.1. Состав модели оценки конкурентоспособности организации

Информация о работе Теоретические основы исследования вопроса конкурентоспособности