Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Сущность и механизм ГРЭ, Взгляды экономических школ на государственное регулирование, Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма  денежно-кредитной политики монетаристами  и кейнсианцами показывает:

1) монетаристы считают,  что изменение денежного предложения,  т.е. денежной массы, непосредственно  воздействует на совокупный спрос  и затем — на объем производства  в стране;

2) кейнсианцы в  своем механизме проведения денежно-кредитной  политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Следует иметь в  виду, что конкретная денежно-кредитная  политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами — принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние  десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

- регулирование количества  денег в обращении;

- регулирование банковских  резервов;

- регулирование размеров  ссуд и кредитов, предоставляемых  коммерческим банкам;

- регулирование ставкой  процента и т.д. 

Суть монетаризма  можно свести  к двум основополагающим тезисам:

1. Деньги играют  основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать  на денежное предложение, т.е.  на количество обращающихся денег  (рост не более 3—5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в  достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается  бюрократическим, неэффективным и  даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны.

Государственное регулирование  в современной смешанной экономике 

Обосновывая подходы  к государственному экономическому регулированию в современных  условиях, западные ученые ссылаются  на так называемую теорию "фиаско" (т.е. недостаточности, несостоятельности) рынка и государства. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, там, где рынок терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами ГРЭ. И наоборот — неэффективность ГРЭ, основанного на прямом вмешательстве в процесс воспроизводства, требует использования более гибких форм экономического рыночного регулирования.

Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее  стандартный набор общепринятых форм и методов ГРЭ.  В современной смешанной экономике развитых индустриальных стран процесс дерегулирования, т.е. сокращения масштабов прямого государственного вмешательства в процесс воспроизводства, сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением.

Перестройка всей системы  государственного регулирования экономики, адаптация ее к изменившимся условиям выразились в диверсификации экономической  политики государства — policydiversiti, т.е. разнообразии государственной экономической политики.

Переоценка ценностей  в сфере ГРЭ в индустриально  развитых странах влечет за собой  и смену его объектов, уменьшение значения отраслевого принципа. Критерием  предоставления государственной финансовой помощи и поддержки становится не столько необходимость развития определенной отрасли или сектора национальной экономики, отдельных низовых звеньев народного хозяйства, сколько достижение приоритетных стратегических целей: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий. По мнению известного американского экономиста М.Портера, важнейшей функцией государства является не оказание непосредственной помощи отраслям и фирмам, а ориентирование их на решение все более крупных и сложных задач, которые не может поставить перед ними стихийный рынок.

Одновременно происходит и переориентация ГРЭ, смещение ее акцентов. Усиливается активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного  регулирования. Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке.

Активизируется и  другая функция ГРЭ, которая состоит  в общей координации экономических  процессов и стимулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Особое значение приобретает разработка программирования и стратегического планирования. Долгосрочная экономическая стратегия реализуется в структурной и природоохранной политике, энергетической и научно-технической политике, инновационной и иных видах промышленной политики. Важной и весьма распространенной формой осуществления долгосрочной экономической стратегии служит индикативное планирование. Длительный опыт такого планирования имеется во Франции и Японии, позднее его применять стали Ю.Корея и Тайвань.

Отличительной чертой французского планирования на современном  этапе является его исследовательский  характер. На основе глубокого и  всестороннего анализа действующих  тенденций намечаются ориентиры  социально-экономического развития и  обозначаются наиболее актуальные проблемы. Для выполнения поставленных задач заключаются соглашения с заинтересованными в их решении партнерами: предпринимателями, местными властями, профсоюзами и др. общественными организациями. Эти соглашения предусматривают совместное финансирование проектов и программ, которые являются составной частью общенационального пятилетнего плана (кстати, во Франции осуществляется уже 11-й пятилетний план).

В Японии, где индикативное планирование используется около 40 лет, план определяет долгосрочные направления экономической политики правительства, прогнозирует возможные трудности при ее проведении и меры по их преодолению, задает ориентиры деятельности предприятий и роста благосостояния нации. Планы имеют гибкий характер, легко корректируются применительно к новой экономической конъюнктуре.

Одной из главных  составляющих долгосрочной стратегии  государства во многих странах с  развитой смешанной экономикой является социальная политика. Она включает политику доходов и цен, занятости  населения, социальную защиту и социальные гарантии и другие сферы государственного социального регулирования:

При всех особенностях и различиях японской и европейской  моделей смешанной экономики  их объединяет активная социальная политика на всех уровнях управления, наличие широкой системы социальных гарантий. Это — разнообразные формы социального страхования (по болезни, безработице и старости), медицинское  страхование, различные виды социальной помощи (денежные и натуральные пособия) и другое.

Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной сферы выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т.д.

Опыт ГРЭ в индустриально-развитых странах предполагает конкретно-исторический подход и к этому опыту, и к нынешнему состоянию нашего общества, его проблемам и противоречиям. С одной стороны, налицо феномен неуправляемости экономики, с другой стороны: низкая финансовая, платежная и налоговая дисциплина, низкий профессиональный уровень аппарата управления, отсутствие достоверной информации, в том числе статистической  о процессах, происходящих в народном хозяйстве. В России не сложились еще зрелые рыночные отношения. Это означает, что у нас недостаточно развита рыночная инфраструктура, слаба законодательная база, дефицит кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики. Поэтому в условиях, когда старый хозяйственный механизм уже не действует, а новый — только формируется, необходимо создание российского варианта ГРЭ, эффективность которого находится в прямой зависимости как от силы государства, так и от степени зрелости рыночных отношений.

Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность  ГРЭ, относится сильная государственная власть — законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность ГРЭ в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность ГРЭ зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.  

Литература 

Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 1978. 

Колтунов В. Основы рыночной экономики. — Н.Новгород, 1996, ч. II, гл.7. 

Лившиц А. и Курочкина  И. Введение в рыночную экономику. —  М., 1994, гл. 4. 

Макконнел К. и Брю  С. Экономикс. — М., 1992, т. 1, гл. 6, 12 и 18. 

Учебник  по  основам  экономической теории. Изд. МГУ. —  М., 1994, гл. II.  

Экономика. Учебник  под ред. А. Булатова. — М., 1994, гл. 15. 

Государственное регулирование  экономики. Курс лекций. Под ред. Н.Антоновой  — Минск, 1996, гл. 1, 3, 4 и 6;  Вопросы  экономики,  1994,  № 11; Экономист, 1995, № 2. 
 
 
 
 

Концепции государственного регулирования  

Рыночная экономика  имеет положительные и отрицательные  стороны. 
 

Положительные: 1) максимум производства благ при минимум издержек; 2) максимальный выбор благ; 3) свобода  в принятии экономических решений; 4) свобода развития личности; 

Отрицательные: 

1) сбои в рыночном  равновесии; 2) социальная дифференциация; 3) не полная занятость; 4) криминальные  как издержки свободы; 

Для сглаживания  отрицательной стороны в рыночной экономике государства вмешивание в экономику страны внося в  неё коррективы. 

ГРЭ в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями и  общественными организациями в  целях стабилизации и приспособления существующей социальной экономической системы изменяющемся условием. 

В настоящее время  никто не отрицает необходимость  госрегулирования экономики, однако, существует целый спектр мнений, масштабов и  объектов госрегулирования. 

Основная сфера  регулирования – это торговля. Представители экономического либерализма А. Смит, Д. Рекардо, А. Маршал и др. исключали регулирование экономическим государством и делали ставку на ценовые механизмы установленного рыночного равновесия. 

В начале 20в кенсианцы  доказали, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что регулирование может осуществить только государство. 

Во второй половине 70г. 20в. широкое распространение  получила монитористская концепция. Монитористы  не отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику, однако сводят это вмешательство к косвенному регулированию, а именно через регулирование денежной сферы.

Информация о работе Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность