Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:05, реферат
Сущность и механизм ГРЭ, Взгляды экономических школ на государственное регулирование, Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:
Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:
1) монетаристы считают,
что изменение денежного
2) кейнсианцы в
своем механизме проведения
Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами — принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.
Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:
- регулирование количества денег в обращении;
- регулирование банковских резервов;
- регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;
- регулирование ставкой
процента и т.д.
Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:
1. Деньги играют
основную роль в
2. ЦБ может воздействовать
на денежное предложение, т.е.
на количество обращающихся
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.
Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны.
Государственное регулирование
в современной смешанной
Обосновывая подходы к государственному экономическому регулированию в современных условиях, западные ученые ссылаются на так называемую теорию "фиаско" (т.е. недостаточности, несостоятельности) рынка и государства. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, там, где рынок терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами ГРЭ. И наоборот — неэффективность ГРЭ, основанного на прямом вмешательстве в процесс воспроизводства, требует использования более гибких форм экономического рыночного регулирования.
Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов ГРЭ. В современной смешанной экономике развитых индустриальных стран процесс дерегулирования, т.е. сокращения масштабов прямого государственного вмешательства в процесс воспроизводства, сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением.
Перестройка всей системы государственного регулирования экономики, адаптация ее к изменившимся условиям выразились в диверсификации экономической политики государства — policydiversiti, т.е. разнообразии государственной экономической политики.
Переоценка ценностей в сфере ГРЭ в индустриально развитых странах влечет за собой и смену его объектов, уменьшение значения отраслевого принципа. Критерием предоставления государственной финансовой помощи и поддержки становится не столько необходимость развития определенной отрасли или сектора национальной экономики, отдельных низовых звеньев народного хозяйства, сколько достижение приоритетных стратегических целей: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий. По мнению известного американского экономиста М.Портера, важнейшей функцией государства является не оказание непосредственной помощи отраслям и фирмам, а ориентирование их на решение все более крупных и сложных задач, которые не может поставить перед ними стихийный рынок.
Одновременно происходит и переориентация ГРЭ, смещение ее акцентов. Усиливается активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного регулирования. Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке.
Активизируется и
другая функция ГРЭ, которая состоит
в общей координации
Отличительной чертой
французского планирования на современном
этапе является его исследовательский
характер. На основе глубокого и
всестороннего анализа
В Японии, где индикативное планирование используется около 40 лет, план определяет долгосрочные направления экономической политики правительства, прогнозирует возможные трудности при ее проведении и меры по их преодолению, задает ориентиры деятельности предприятий и роста благосостояния нации. Планы имеют гибкий характер, легко корректируются применительно к новой экономической конъюнктуре.
Одной из главных составляющих долгосрочной стратегии государства во многих странах с развитой смешанной экономикой является социальная политика. Она включает политику доходов и цен, занятости населения, социальную защиту и социальные гарантии и другие сферы государственного социального регулирования:
При всех особенностях и различиях японской и европейской моделей смешанной экономики их объединяет активная социальная политика на всех уровнях управления, наличие широкой системы социальных гарантий. Это — разнообразные формы социального страхования (по болезни, безработице и старости), медицинское страхование, различные виды социальной помощи (денежные и натуральные пособия) и другое.
Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной сферы выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т.д.
Опыт ГРЭ в индустриально-
Итак, к факторам,
которые определяют качество и эффективность
ГРЭ, относится сильная государственная
власть — законодательная, исполнительная
и судебная. Качество и эффективность
ГРЭ в значительной мере определяются
также степенью гибкости системы государственных
органов, а также органов управления народным
хозяйством. Качество и эффективность
ГРЭ зависят от адаптивности его методов
и инструментов к быстро изменяющимся
хозяйственным и социальным ситуациям
в обществе.
Литература
Кейнс Д. Общая теория
занятости, процента и денег. — М.,
1978.
Колтунов В. Основы
рыночной экономики. — Н.Новгород, 1996,
ч. II, гл.7.
Лившиц А. и Курочкина
И. Введение в рыночную экономику. —
М., 1994, гл. 4.
Макконнел К. и Брю
С. Экономикс. — М., 1992, т. 1, гл. 6, 12 и 18.
Учебник по основам
экономической теории. Изд. МГУ. —
М., 1994, гл. II.
Экономика. Учебник
под ред. А. Булатова. — М., 1994, гл.
15.
Государственное регулирование
экономики. Курс лекций. Под ред. Н.Антоновой
— Минск, 1996, гл. 1, 3, 4 и 6; Вопросы
экономики, 1994, № 11; Экономист, 1995,
№ 2.
Концепции государственного
регулирования
Рыночная экономика
имеет положительные и
Положительные: 1) максимум
производства благ при минимум издержек;
2) максимальный выбор благ; 3) свобода
в принятии экономических решений;
4) свобода развития личности;
Отрицательные:
1) сбои в рыночном
равновесии; 2) социальная дифференциация;
3) не полная занятость; 4) криминальные
как издержки свободы;
Для сглаживания
отрицательной стороны в
ГРЭ в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему
типовых мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными госучреждениями и
общественными организациями в
целях стабилизации и приспособления
существующей социальной экономической
системы изменяющемся условием.
В настоящее время
никто не отрицает необходимость
госрегулирования экономики, однако, существует
целый спектр мнений, масштабов и
объектов госрегулирования.
Основная сфера
регулирования – это торговля. Представители
экономического либерализма А. Смит, Д.
Рекардо, А. Маршал и др. исключали регулирование
экономическим государством и делали
ставку на ценовые механизмы установленного
рыночного равновесия.
В начале 20в кенсианцы
доказали, что рыночная экономика нуждается
в регулировании и что регулирование может
осуществить только государство.
Во второй половине 70г. 20в. широкое распространение получила монитористская концепция. Монитористы не отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику, однако сводят это вмешательство к косвенному регулированию, а именно через регулирование денежной сферы.
Информация о работе Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность