Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Сущность и механизм ГРЭ, Взгляды экономических школ на государственное регулирование, Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ  И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сущность и механизм ГРЭ

Важная роль в  экономическом развитии общества принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.

В современных условиях невмешательство государства в  социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Никто и никогда  не снимал с государства ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества. Что же представляет собой ГРЭ?

Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово — регулирование (от лат. regulo — устраиваю, привожу в порядок; норма, правило).

В словаре русского языка С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следующим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Например, регулировать дорожное движение, регулировать рынок труда. Регулирование экономики осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

Регулирование экономическое  означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.

Итак, подведем итоги  сказанному и сформулируем сущность ГРЭ. ГРЭ — представляет собой  систему мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, которые  осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Цель государства  в современной рыночной экономике  не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.

В современных условиях ГРЭ непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю.Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства.

В целом такая  экономика называется социально-ориенти-рованной моделью рыночного хозяйства  или социальной рыночной экономикой. Эволюция к такой экономике становится общемировой тенденцией. Отсюда можно сделать вывод, что стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Слабее развито  ГРЭ в США, Канаде и Австралии, где в отличие, например, от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению соцстран и затем их распаду. Частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Для уяснения механизма  ГРЭ целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):

1) макроуровень национальной  экономики, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;

2) мезоуровень —  отдельные сектора экономики  (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы  страны. ГРЭ на этом уровне  является составной частью промышленной политики государства;

3) микроуровень —  хозяйствующие субъекты (предприятие,  фирма), производители и потребители,  продавцы и покупатели.

Для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.

К примеру, суть государственной  антициклической политики состоит  в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос  на товары и услуги, капиталовложения и занятость; регулирование занятости  — это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы; регулирование конкурентных отношений — это антимонопольная деятельность государства, направленная на демонополизацию экономики, формирование конкурентной среды на товарных рынках, поддержка и развитие предпринимательства. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономики. Разумеется, перечисленные объекты совершенно различны и могут охватывать разные уровни ГРЭ.

Что касается субъектов  ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную экономическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.

Субъекты — это  наднациональные, национальные, центральные  или федеральные, региональные, муниципальные  или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических  интересов общества — субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее  важное значение в понимании механизма  ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях  и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ? Главная цель государства  в данном случае выражается в определении макроэкономических задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проблемы. А также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.

Одним словом, экономических  целей наберется немало, но мы выделим  основные из них:

1. Экономический  рост. Желательно обеспечить производство  товаров и услуг большего количества  и лучшего качества, а также  в более короткий срок производить  и с наименьшими затратами.

2. Полная занятость.  Это означает обеспечение работой  всех, кто желает и хочет получить  ее.

3. Стабильный уровень  цен. Необходимо избегать значительного  повышения или снижения общего  уровня цен.

4. Справедливое распределение  доходов. Ни одна группа людей  не должна пребывать за чертой  бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.

5. Охрана окружающей  среды и природных ресурсов.

Сюда можно будет  добавить и другие цели. Все они  взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимодополняемы в том смысле, что  по мере достижения одной из них  другая или другие цели также могут  быть осуществлены.

Некоторые цели могут  противоречить друг другу или  взаимно исключать. Достижение экономического роста и полной занятости может  при определенных условиях породить инфляцию.

Стремление к равенству  в распределении доходов может  ослабить стимулы к труду и инвестированию, техпрогрессу и предпринимательскому риску, т.е. ослабить действие тех факторов, которые способствуют экономическое росту.

Целевые установки  реализуются на основе использования  целого ряда определенных принципов  госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

- регулирование экономики  требует соблюдения принципа "не  помешай рынку": соблюдай "правила  игры";

- обеспечение экономической  свободы и эффективности предпринимательской  деятельности;

- разработка системы  приоритетов в осуществлении  поставленных задач;

- социальная ориентация  регулирования экономики;

- составление комплексно-целевых  программ социально-экономического развития;

- сочетание федерального  государственного, регионального и  муниципального регулирования;

- прогнозирование  демографической ситуации;

- учет политической  ситуации и стабильности в  обществе;

- экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д. 

Реализация этих принципов предполагает создание условий  для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно  изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании  ограниченных ресурсов, укрепление позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике.

В конечном счете  механизм регулирования экономики  должен быть направлен на то, чтобы  сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни.

Границы ГРЭ. Экономической  основой государственного регулирования  экономики является ВВП, перераспределяемый через госбюджет и внебюджетные фонды и государственную собственность. Эффективность ГРЭ при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста.

1. Границы роста  государственных доходов:

- границы достаточной  мотивации предпринимательской  деятельности;

- социальные границы  налогообложения лиц, работающих  по найму и средних слоев;

- границы прироста  ВВП (конъюнктурные границы).

2. Ограничены и  возможности государственной собственности.  Госсектор не может расти, захватывая  все новые позиции в ключевых  отраслях народного хозяйства.  Не случайно в конце 80—90-х  гг. во многих развитых странах (СШA, Великобритания, ФРГ, Италия) проводилась приватизация объектов государственной собственности. Хотя есть страны, где доля госсектора все еще высока: ФРГ — 30% в промышленности, Дания — 70 %.

Итак, главная граница  ГРЭ — возможное несовпадение его целей с частным интересом собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

Информация о работе Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность