Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:00, реферат
Обоснованность выбора данной проблематики в качестве темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. О теневых процессах в сфере высшего образования…………….5
2. Масштабы распространения теневых процессов (коррупции) в сфере высшего образования……………………………………………….9
3. Борьба с теневыми процессами……………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. О теневых процессах в сфере высшего образования…………….5
2. Масштабы распространения теневых процессов (коррупции) в сфере высшего образования……………………………………………….
3. Борьба с теневыми процессами……………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Обоснованность выбора данной проблематики в качестве темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве.
Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.
Цели исследования: рассмотреть теневые процессы в образовании и методы борьбы с ними.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать, за что берут взятки в ВУЗах и школах.
2. Анализ масштабов распространения коррупции в сфере высшего образования.
3. Методы борьбы с теневыми процессами в сфере образования.
4. Рассмотреть возможности исследования теневых процессов в сфере образовательных отношений высшей школы России в рамках различных подходов, с позиции комплексного подхода мер противодействия, в частности особое внимание к мерам профилактики.
В качестве объекта исследования выступают теневые процессы в сфере высшего образования.
Предмет исследования - изучение состояния и динамики теневых образовательных процессов и разработка на основе системного анализа мер профилактики правонарушений в сфере образования.
В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды В.М. Сырых, И.О. Шевченко, А.А. Гаврилова
1. О теневых процессах в сфере высшего образования.
В массовом сознании коррупционные процессы в вузах сегодня находят достаточно яркое отражение. Однако, при многочисленных откликах в средствах массовой информации на эти процессы, нет точных данных о масштабах взяточничества в сфере высшего образования.
Сфера высшего профессионального образования в последние годы привлекает особо пристальное внимание как государственных органов, так и исследователей. Это закономерно: ведь качество подготовки специалистов с высшим образованием в значительной степени обуславливает характер протекания процессов развития в обществе, является тем элементом, который определяет собой прочность всей общественной системы.
В наследство от советского времени России досталось бесплатное высшее профессиональное образование, одним из основных принципов которого был конкурсный отбор поступающих в вузы. Но существовала и особенно обнаруживает себя в современных условиях, наряду с официальной, совершенно иная практика отбора претендентов на получение высшего образования. Она базируется, с одной стороны, на социальных связях семей абитуриентов, так называемом социальном капитале, с другой, – на основе денежных отношений, попросту говоря – на покупке необходимых результатов конкурсного отбора вне зависимости от действительного уровня подготовки абитуриентов и их интеллектуального развития. Во многих случаях поступают на учебу не те, кто лучше подготовлен и лучше соображает, а те, за кого родители смогли заплатить необходимую сумму денег.
Если действия, основанные на социальном капитале, родстве, знакомствах и связях, могут быть морально осуждаемы, но формально не противоправны и потому не наказуемы, то использование денег «за услуги» при поступлении в вуз зачастую подпадает под действие статей уголовного кодекса. Имеются в виду случаи так называемых «теневых экономических отношений», т. е. таких, которые, по определению, находятся вне поля зрения государственных органов разного рода – административных, статистических, налоговых, правоохранительных и т.д.
В массовом сознании широко распространено мнение, что в настоящее время поступление в вуз возможно, как правило, по знакомству или за деньги, что без связей или значительной платы поступить в вуз крайне сложно. Подобная практика воспринимается как обычная, «нормальная», не вызывает внутреннего протеста и осуждения. Так, исследование Я.М. Рощиной показывает, что только 31% родителей и 24% детей считают «блат» недопустимым; взятку оценивают также как недопустимую практику 47% родителей и 43% детей. Взятку готовы дать 57% родителей, она рассматривается просто как одна из форм издержек, связанных с образованием ребенка, – формально платить за учебу, а неформально – за поступление на бесплатное отделение.[1]
Социологический подход к изучению теневых экономических отношений в сфере высшего образования преследует цель, в первую очередь, оценить масштабы явления, его внутренние характеристики, специфику их проявления в территориальном и, так сказать, отраслевом разрезах, причины, его порождающие и последствия для сферы высшего образования и общества в целом.
Сумма взяток при поступлении или в процессе учёбы обусловлена не просто рыночным спросом и предложением, а учётом выигранного времени и сил, которые могут быть затрачены на самостоятельное прохождение данных испытаний.
Ответ на вопрос о том, почему студенты (чаще их родители) идут на серьёзные материальные затраты при поступлении в вуз, очевиден: высшее образование – это благо, ценность, которая может быть не только выражена в скупых коэффициентах большего дохода после окончании вуза. Именно в этом кроется смысл неразумного, с узко экономической точки зрения, поведения, направленного на получение высшего образования как платного, так и «оплаченного» с помощью взятки. С другой стороны, социальный капитал не менее активно используется для получения высшего образования теневыми способами (так называемый блат).
В 2009–2010 гг. были проведены анкетные опросы в 2 вузах Москвы, охватившие студентов различных курсов и факультетов (общее количество – 1318 человек). Студентов спрашивали, сталкивались ли они сами с явлениями взяточничества при поступлении в вуз и в процессе обучения. В двух вузах Москвы опрос проводился в две волны (в 2009 и 2010 гг.), участвовали 575 человек. Соблюдение анонимности опроса и повторяемость результатов исследования свидетельствуют о достоверности полученных данных. Даже такой, сравнительно небольшой по масштабам опрос позволил получить весьма интересные данные, существенно меняющие представления о масштабах и характере рассматриваемых явлений, хотя, естественно, нельзя судить о Москве в целом или безоговорочно сравнивать «столицу и провинцию», возможны только некоторые сравнительные обобщения.
Результаты исследования показали: слышали о поступлении в вузы на бюджетные места за взятку (подарок, услугу) 98% опрошенных.
Как видим, присутствие данного явления в высшей школе студентов не удивляет. Более половины их (56%) считают, что взятки распространены в вузах повсеместно, а более чем треть (38%) – что такое явление присутствует лишь в отдельных вузах (факультетах). При этом студенты значительно более скромно оценивают распространённость «теневых» явлений при поступлении в «свои» вузы. Не знают, насколько распространены подобные явления, либо уверены в его отсутствии около 40% опрошенных. Отрицательно относятся к возможности поступления в вузы посредствам взятки 47% опрошенных студентов; положительно расценили такую возможность только 9%. С чем связана подобная терпимость, если не с безразличием, сказать сложно, но, скорее всего, с тем, что данное явление довольно устоялось за последние годы.
Мнения студентов относительно причин распространения теневых экономических отношений в сфере высшего образования распределились следующим образом. Среди юношей самой распространенной оказалась позиция «Состояние российского общества в целом» – 57%. Девушки не склонны к подобным обобщениям. Самое большое число отметили «Популярность факультета/специальности» (49%); на последнем месте – «Желание облегчить получение диплома о высшем образовании» (32%). Как видно, девушки склонны видеть причины распространения теневых экономических отношений в самой сфере высшего образования. Зато юноши менее настроены считать, что сегодняшнее состояние системы высшего образования требует серьезного реформирования (71% против 83% девушек).[2]
2. Масштабы распространения теневых процессов (коррупции) в сфере высшего образования.
Общепризнанным является тот факт, что коррупция - чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.
В последнее время о масштабах коррупции в стране рассказывают не только международные организации наподобие «Transparency International», которая в 2006 г. отвела России 127-е место по уровню коррумпированности в списке из 163 стран - в соседстве с Непалом и Филиппинами. Исследования показывают, что больше всего население России волнует рост уровня коррупции в сфере образования и здравоохранения.
Взяточничество и коррупция наносят ущерб учебным заведениям во всем мире - к такому неутешительному выводу пришли авторы доклада ЮНЕСКО, опубликованного в Париже 7 июня 2007 года. Отмечается, что в России тратится до 520 млн. долларов в год на взятки только за поступление в вузы.[3]
В мае 2007 года было проведено исследование масштабов распространения, проблем восприятия и противодействия коррупции в сфере образования. Было опрошено 88 студентов, специальностей управление персоналом, филолог и журналист РГГУ. Показало, что студенты понимают, что коррупция - это негативное явление, с которым необходимо бороться, но, вместе с тем, готовы дать взятку за получение зачета или оценки, чтобы избежать сложную, требующую значительных физических и временных затрат подготовку к зачетам и экзаменам.
Исключительная опасность коррупции в сфере образования заключается в утрате главной цели образовательного процесса - получении студентами реальных знаний, навыков и умений, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Обучение студентов сводится к банальному процессу купли-продажи зачетов, оценок, дипломов. Соответственно, получение образования сводится к финансируемой из бюджета фикции.
31 июля судебная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда рассмотрела уголовное дело в отношении 36-летнего преподавателя Политехнического института Сибирского федерального университета. В обязанности старшего преподавателя кафедры проектирования и экспериментальной механики входили прием экзаменов у студентов и проверка выполненных ими курсовых работ. Как выяснилось, за взятки он выставлял учащимся положительные оценки и производил допуск к экзаменам без фактической проверки курсовых работ и знаний. Так, в течение месяца, с декабря 2007 по январь 2008 года преподаватель получил от студентов 28 взяток, размер которых составлял от тысячи до 3,5 тысяч рублей.
И это только один случай взяточничества. А ведь существует множество таких примеров.
По данным Генпрокуратуры, за девять месяцев 2008 года в ходе реализации Приоритетного национального проекта “Образование” выявлено более 27,5 тысячи нарушений законодательства.
3. Борьба с теневыми процессами
Андрей Фурсенко, глава Минобрнауки, во время выступления в Госдуме в рамках «правительственного часа» рассказал о ходе подготовки новой государственной программы модернизации образования в 2009 – 2012 годах. Так по словам Фурсенко, возглавляемое им министерство разрабатывает систему борьбы с коррупцией в вузах, по которой зарплаты преподавателей и финансирование институтов будут напрямую зависеть от качества работу и карьерного роста выпускников.
Отныне, все случаи коррупции будут наказываться вплоть до закрытия вузов. Тем более что Госдума уже рассматривает поправки к Кодексу об административных правонарушениях, предусматривающие наказания за нарушения в области образования.