Теневое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:30, реферат

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и предпринимательство, которое только начинает выходить на новый уровень развития в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теневое предпринимательство: виды, причины, влияние на экономику………………………………………………………………………….5
Степень криминализации экономики России…………………………...14
Пути легализации теневого бизнеса……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников…………………..…………………………26

Работа содержит 1 файл

Ирина)Теневая.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     В.В.Колесников, пытаясь определить категорию «экономическая преступность», полагает, что это  преступления, совершаемые субъектами бизнеса в связи с их предпринимательской  деятельностью.  Такое понятие преступлений в сфере экономической деятельности является неопределенным, поскольку включает в себя не только преступления, совершаемые в сфере предпринимательства, но и преступления, связанные с обеспечением условий предпринимательской деятельности.

     В.В.Лунеев употребляет термин «экономическая преступность» в достаточно широком  толковании  и относит к этой группе все преступления, определяемые разделом 8 УК РФ (преступления в сфере  экономики), а также должностные  и компьютерные преступления.

     Весьма близка к изложенной точка зрения А.Н. Ларькова, который к преступлениям в  экономической сфере относит все действия, которые наносят ущерб экономической безопасности, интересам государства  и интересам потребителей. Очевидно, что под указанные критерии подходит гораздо больший круг преступлений, чем это указано в главах  8  и 9 главе УК РФ.

     Другие  исследователи (А.И. Алексеев, Ю.Г. Козлов),  пытаясь определить конкретные критерии экономической преступности, считают, что к экономическим преступлениям  следует относить корыстные преступления экономической направленности. Очевидно, что указанные признаки не обладают достаточной четкостью.

     Позднее Ю.Г. Козлов высказал  оптимальное, на наш взгляд, суждение о связи экономической  преступности с криминальным сектором «теневой экономики», под которой он понимает совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. В соответствии с таким пониманием экономической преступности автор считает, что криминальный сектор «теневой экономики» охватывает криминальный рынок оружия и военной техники; незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов;  «отмывание» денег, полученных незаконным путем; сокрытие доходов  (прибыли) или иных объектов налогообложения; криминологически значимые последствия приватизации; преступления в финансово–кредитной сфере; обман вкладчиков, мошенничество; активизацию деятельности расхитителей добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.

     Позитивными в этой позиции является более точное указание автора на ту сферу экономики, где существует экономическая преступность, – криминальный сектор «теневой экономики». Отметим, что такое понятие является чрезвычайно широким, поскольку охватывает многообразные сделки, которые могут носить разовый характер и быть направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей личности, не преследовать цель производства криминальных экономических преступлений. На наш взгляд, преступность в сфере экономической деятельности складывается из системы преступлений, совершаемых с целью получения прибыли в области производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, выполнения работ и оказания услуг, то есть преступлений, представляющих собой криминальное предпринимательство.

     Приведенная трактовка экономических преступлений в целом разделяется российскими  учеными. Так, по мнению Г.К. Мишина,  экономическая преступность слагается  из посягательств на собственность  и предпринимательских преступлений.

     Существуют  три основные позиции в определении круга преступлений, охватываемых определением «экономические».

Первая – наиболее широкая – относит к таковым все преступления, совершенные с целью получения экономической выгоды (обогащения).   Вторая – исключает из числа экономических преступления, не связанные с хозяйственной деятельностью.

Третья  – наиболее узкая – признает собственно экономическими лишь преступления юридических лиц как хозяйствующих субъектов.

       Следовательно, у нас нет оснований отождествлять теневую экономику и экономическую преступность, несмотря на то, что в условиях рыночной экономики «традиционные» экономические преступления претерпели существенные изменения и их рамки значительно расширились. Категория теневой экономики, на наш взгляд, - более емкое по своему объему понятие, которое включает в себя преступную экономическую деятельность, определяемую как «черная» или криминальная экономика.

     Достигнутая в нашей стране высокая степень  криминализации экономики делает весьма проблематичной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере бизнеса не только из-за возможного сопротивления ей, в том числе на самых высоких уровнях государственной власти, но и вследствие расположенности к криминализации субъектов, ею еще прямо не затронутых. В полной мере следует использовать имеющийся опыт восстановления экономического правопорядка в условиях экономического хаоса. Без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации предпринимательской деятельности. Вместе с тем без направленных мероприятий, непосредственно воздействующих на криминальную ситуацию в сфере экономики, невозможна и общая стабилизация жизни в России.  
 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути легализации  теневого бизнеса

     Одним из направлений воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов. Эта проблема сегодня выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства. Как уже отмечалось, теневая экономика разнородна, и её можно разделить условно на две группы. Первая из них своей деятельностью прямо попадает под статьи УК РФ, в неё входят сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры и т.п. В известной мере сюда относятся коррумпированные представители власти и управления. Масштабы данной составляющей теневой криминальной экономики во многом определяются уровнем развития правовой нормативной базы, верховенством закона относительно властных структур и управления любого ранга.

     В другой группе теневой экономики сама по себе деятельность не является незаконной, хотя в силу ряда обстоятельств она оказалась за пределами правового поля. Эту деятельность осуществляют теневые предприниматели - хозяйствующие субъекты: коммерсанты, финансисты, промышленники, аграрии, бизнесмены мелкого и среднего бизнеса (особенно лица, занимающиеся челночной торговлей со странами ближнего и дальнего зарубежья). Они, как правило, ведут легальный бизнес, закладывая основу будущего мощного "среднего класса".

     Одной из главных причин, вынуждающих предпринимателей скрываться в "тени", является налоговое бремя, буквально удушающее нормального предпринимателя, отдающего 90% и более от полученной прибыли, тогда как в западных странах оптимальной является часть прибыли в 33-35%. В этих условиях предпринимателю остаются три варианта хозяйственного поведения: первый - бросить заниматься предпринимательством; второй - найти возможность (не бесплатно) получить квоты и льготы, прежде всего, в области налогообложения, входя в контакт с коррумпированными чиновниками и вступая на криминальный путь; третий - уклоняться от уплаты налогов, осуществлять расчёты наличными деньгами или валютой, уйти в теневую экономику.

     Государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусмотреть следующие меры:

     1) необходимо обеспечить благоприятные  для бизнеса изменения норм  финансового и налогового права,  связанных с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими  видами экономической политики  государства, придав этим действием упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;

     2) необходимо разграничить капиталы  криминальных элементов и теневых  предпринимателей и учесть эти  различия в правовых актах  по борьбе с экономической  преступностью и коррупцией, в хозяйственном и налоговом законодательстве в целом, как и во всей правотворческой и правоприменительной деятельности;

     3) следует сформировать новое отношение  к отечественным предпринимателям (в том числе проживающим за  рубежом), разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

     4) следует усилить общественный  контроль за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля, связанных с общедоступностью  данных о налоговых правонарушениях, преступлениях и их оценкой государственными и негосударственными компетентными органами;

     5) для существенного укрепления  доверия к власти необходимо  развернуть эффективную защиту  населения от различного рода  финансовых мошенничеств, защиту  его сбережений, капиталов и самого института частной собственности.

     В основе конкретного механизма легализации  теневых капиталов должно лежать сочетание административных, экономических  и правовые методов и форм воздействия, среди которых можно выделить следующие: сокращение налогооблагаемой базы, реконструирование налоговой задолженности в отношении малого и среднего бизнеса, освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест, перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления.

     Вводить декларации о доходах целесообразно  в сфере личного потребления, а в производстве и обращении  следовало бы использовать юридические  документы, удостоверяющие легальность  средств, направленных на определенные цели.

     Оставлять в стороне проблему легализации  теневой предпринимательской деятельности и теневых капиталов становится опасно. Необходима разработка программы  по легализации теневых доходов  с привлечением научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности. Эффективная легализация теневой экономики возможна лишь на коллективном фундаменте мер по обеспечению согласия, стабильности и укрепления доверия к власти.

     Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем

     Статья 174 УК РФ определяет легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем  как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской деятельности». Другими словами, в уголовном законодательстве РФ под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем.

     Следует отметить, что единства подходов к  уголовно-правовой характеристике этого преступления ни среди научных работников, ни среди практиков к настоящему времени не сложилось.

     При уголовно-правовой оценке таких действий с позиции уголовного законодательства РФ следует учитывать принципиальные положения о действии уголовного закона в пространстве, закрепленные в ст. 11 и 12 УК РФ. В правоприменительной практике местом совершения преступления считается территория РФ, если деяние:

     - начато и окончено на территории  РФ;

     - начато на территории РФ, а  закончено за ее пределами;

     - начато за пределами РФ, а последствия наступили на ее территории.

     В случае легализации незаконно полученных доходов в соучастии несколькими лицами, находящимися на территории ряда государств, оно будет признано совершенным на территории РФ, если хотя бы один из соучастников этого преступления действовал на территории России.

     Легализация может проявляться в следующих  формах:

     - в совершении финансовых операций  и других сделок с денежными  средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным  путем;

     - в использовании денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.

     Использование денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, как форма легализации их происхождения, может проявляться в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Легализация незаконно полученных денежных средств  внешне обычно проявляется следующим  образом:

     - занижение в документах фактической стоимости приобретаемого имущества, причем в ряде случаев этот способ легализации возможен только в сговоре с продавцом;

     - приобретение за пределами России  предприятия с использованием  иностранного гражданина в качестве  фиктивного собственника;

     - приобретение обанкротившегося  предприятия по значительно заниженной цене и выдача незаконно получаемых доходов за его прибыль;

     - покупка недвижимости якобы по  низкой цене с последующей  продажей якобы по высокой цене. Полученный таким образом доход имеет вид законно полученного;

Информация о работе Теневое предпринимательство