Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:30, реферат
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и предпринимательство, которое только начинает выходить на новый уровень развития в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теневое предпринимательство: виды, причины, влияние на экономику………………………………………………………………………….5
Степень криминализации экономики России…………………………...14
Пути легализации теневого бизнеса……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников…………………..…………………………26
Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.
Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, он относит экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.
В третью группу причин он выделяет факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий также формируется в этой среде.
К четвертой группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, он относит несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.
В
пятую группу факторов он включает
все, что можно считать слабой
этической основой
Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало уязвимы, но по существу эти деяния следует отнести к разряду теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.
Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать в хозяйственной жизни.
Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами ее роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.
Деятельность, осуществляемая в первых трех рассмотренных типах теневого бизнеса, в основе своей можно отнести к некриминальной. Частично выходят из подполья многие виды производства товаров и услуг, например, теневое строительство, ремонт и обслуживание техники, частный извоз, медицинская и педагогическая деятельность, репетиторство, сдача жилья в поднаем и другие.
Криминальный бизнес представляет собой систему противоправных, уголовно наказуемых экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг с целью получения сверхдоходов. С переходом к рыночной экономике расширился круг правонарушений, совершаемых в сфере "черной" экономики. Криминальные отношения теневого предпринимательства включают все виды экономической преступности и, помимо этого, корыстные общеуголовные преступления, особенно в наиболее общественно опасной их форме проявления - организованной преступности. Все более расширяются такие негативные явления, как, например, взяточничество, вымогательство, приобретая черты жестких и устойчивых правонарушений, охватывающих все стороны экономических отношений легальной экономики, переводящих легальные формы бизнеса в нелегальные.
Сегодня ни одна хозяйственная сделка, ни одно решение в предпринимательской деятельности практически не обходится без взятки.
Это стало распространенным явлением в экономических отношениях по вертикали "государство - юридическое лицо". Приобрел широкие масштабы "бюрократический", "чиновничий" рэкет (растут число взяточников и размеры взятки), изменилась структура взяткодателей и ее получателей. По горизонтали - юридическое (физическое) лицо - юридическое (физическое) лицо - появился и распространился уголовный рэкет как форма реализации теневого экономического предпринимательства, "обмена" материально-денежного содержания на своеобразную "эквивалентную" услугу (охрана от конкурентов, других рэкетиров, сохранение и завоевание экономического пространства, "выбивание" долгов и многое другое). Расширяются международные криминальные связи теневых предпринимателей, которые привлекают на свою сторону силы мирового преступного сообщества для упрочнения своих позиций в экономике страны, структурах власти, осуществляя давление на правительственные структуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Уже не вызывают сомнений сообщения о том, что в некоторых регионах России власть фактически перешла в руки мафиозных структур.
По
мере того как теневой финансовый капитал
увеличивал свое могущество, набирал силу,
укреплял экономические позиции, он стал
привлекать в "услужение" в качестве
охранно-антиконкурентных и каталитических
средств уголовный мир, который обеспечивал
защиту от посягательств на экономические
интересы теневого бизнеса со стороны
государства с помощью "боевиков"
уголовного мира. Однако этого было недостаточно.
Простор для роста теневого предпринимательства
и получения сверхдоходов от этого бизнеса
могло создать только само государство
своим действием или бездействием. Для
этой цели и были использованы государственные
чиновники как защитники теневого капитала
и создатели условий его расширенного
воспроизводства. Именно они стали тем
ключом, который позволил открыть путь
к богатству и власти. Недаром цена этих
"услуг" достигла сотен миллионов
долларов.
2. Степень криминализации экономики России
Криминализация государственного аппарата превратилась в своего рода суперпреступность, способную подорвать устои государства, его демократические преобразования. Коррупция стала тем явлением, когда чиновничество "торгует" государственными интересами в розницу и оптом. Пораженными коррупцией оказались все ветви власти. Процесс ре-формирования в стране ознаменовался политикой официального использования коррупции в качестве ведущего элемента механизма преобразований, своеобразного "выкупа" власти (или обмена власти на собственность по Е.Т.Гайдару).
Развал
административно-командной
Теневой финансовый капитал с его мощной ресурсной базой подчинил себе угодовный элемент и привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, создав сплоченные организованные преступные группы. Сращивание этих сил создало в обществе такую систему специфических криминальных экономических отношений, которые стали способны определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране.
В
сложившихся реалиях
Экспертные оценки определяют в качестве наиболее криминогенных зон в этой сфере следующие:
1. Денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества, порождающей криминализацию всех остальных звеньев экономической системы (из-за места денежного обращения в экономической системе государства). Многие эксперты считают, что в настоящее время можно говорить о переходе контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам. Это, в свою очередь, сводит на нет любые мероприятия по финансовой стабилизации и соответственно, подрывает саму возможность экономических реформ.
2. Отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимость в городах, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, агропромышленном комплексе, земельных отношениях, доходы от эксплуатации государственной собственности, а также в области защиты имущественных прав юридических и физических лиц.
3. Внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно ресурсов стратегического характера, что ослабляет позиции страны на мировых рынках и порождает основания для осуществления против России антидемпинговых мер.
4. Инвестиционная деятельность, становящаяся одной из наиболее криминогенных зон, расшатывающая государственные устои общества, отвлекающая огромные ресурсы капиталов из производства через систему перераспределения в сферу обращения и на потребительский рынок, что ведет к нерациональному использованию госбюджета, переливу капиталов в непроизводственную сферу, финансовым махинациям, обогащению определенной группы лиц и обнищанию основной части населения страны.
5. Потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной, практически полностью контролируется криминальными структурами, жестко квотирующими долю продажи, регламентирующими цены и взимающими "налоги" на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.
Таким образом, в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой и криминологический анализ теневого бизнеса и выработка способов и методов его преодоления, что является одной из важнейших составляющих современной программы экономических реформ в стране.
В
советской литературе высказывались
мнения о необходимости ограничения
круга экономических
Представляется,
что данная позиция была вполне оправданной
в условиях командной (огосударствленной)
экономики, но она вряд ли приемлема
в период расширения рыночных отношений,
когда практически любое