Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: дать определение сущности теневой экономики, выявление основных причин её возникновения и разработка способов ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность теневой экономики;
2. Раскрыть причины теневой экономики;
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 Постсоциалистические  страны. Согласно различным исследованиям,  наибольшее значение в первой  половине 90-х годов теневой сектор  имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.

 В Восточной Европе наибольший  масштаб теневая экономика приобрела  в балканских странах - Македонии,  Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран.

 Россия. Если в 1973 году теневой сектор в СССР  равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он  составлял 27% ВВП, а еще через  три года, согласно данным Московского  института социоэкономических проблем, - уже 46%.

 Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

 Теневая экономика  в России неравномерно представлена  в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.

 Еще одной чертой  новой теневой экономики в  России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.

 В условиях экономического  кризиса теневая экономика в  России имеет устойчивую тенденцию  к росту. По оценке аналитиков  американского инвестиционного  банка Chase Manhattan, в 1999 году она  выросла на 5,4% (официальный ВВП  лишь на 1,8%).

В целом высокая доля теневого сектора и теневого рынка  труда в развивающихся странах  проистекает от слабости государственно системы и государственного аппарата. Она сочетается, а возможно, и  вызывается «набором всех минусов»: завышенным прямым налоговым бременем, высокой степенью налогового произвола и государственного давления, слабым проведением в жизнь налоговых законов, а также широко распространенной коррупцией.

 

 

 

 

 

 

3 Опыт государственного  противодействия теневой экономики  в России, США и других странах

 

Противодействие теневой  экономике требует выработки  эффективных стратегий регулирующего  воздействия государства, направленных на формирование эффективной системы  централизованного воздействия  государства на процессы непрерывного поиска баланса социально-экономических интересов между обществом, государством, бизнесом и рядовыми гражданами по поводу формирования благоприятных условий для эффективного развития предпринимательства в соответствии со сложившимися в обществе морально-этическими нормами.

Проблема активизации  регулирующего воздействия государства  на процессы противодействия теневой  экономике является одной из актуальнейших  проблем современности.

Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.

Необходима выработка  эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние  акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда  ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.

Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.

В настоящее время  борьба с проявлениями теневой экономики  возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

При таких масштабах  теневой экономики общегосударственной  задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой «теневой экономики» сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны.

 При этом надо  исходить, с одной стороны, из  реально происходящих в обществе  объективных экономических, политических, социальных и других процессов,  с другой - из всего комплекса  действия институциональных механизмов  в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках  малой части населения при  обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества.

Поэтому одной из мер  в решении этой сложной проблемы является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

Абсолютной свободы  в рыночной экономике нет и  быть не может, ее результатом может  быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому  одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства - это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике.

При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать, расширять свои объемы производства товаров и услуг.

Так как в состав теневой  экономики включается законная деятельность, которая в целях уклонения  от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного  подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления  и услуг, должны:

- обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;

- упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв этим каналы взяточничества чиновников;

- пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей;

- создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские нормативные акты.

Таким образом, чтобы снизить теневую активность в мире, необходима не просто легализация ее государством, а повышение адекватности государственного регулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно быть таким, чтобы функционирование вне рамок закона было экономически невыгодным, а в открытой экономике - выгодным.

Что же касается черной экономики, действующей на организованной основе и создающей базу экономической  организованной преступности, то ее преодоление  предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках борьбы с экономической преступностью.

Кроме этого необходимо государству принять такие меры как:

а) законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным;

б) всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

в) необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

 г) важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;

 

д) Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теневые процессы – это  такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Здесь нет таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны.

Нет финансовых следов в  виде уплаты налогов.

Нет и психологических реакций в виде массовых реакций людей (таких как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, и, надо сказать немалыми темпами, но для общества его «как бы» нет. «Тень» находится вне информационной доступности.

Во всех странах с  рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.

В развитых странах, в  том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8-15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.

Информация о работе Теневая экономика