Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Мой интерес к теме «теневая экономика» был обусловлен детским увлечением – детективами. Ведь преступный мир занимает весомую часть теневого сектора. Безусловно, очень интересна моральная и психологическая стороны теневой экономики: что побуждает людей становиться теневиками. Но не менее интересна и экономическая сторона этой проблемы: как влияет теневой сектор на развитие экономики, какой вклад он вносит в производство и, наконец, может ли страна, в частности Россия, существовать без него? На эти, безусловно, актуальные вопросы я и постараюсь ответить.
Введение
1. Теоретические аспекты теневой экономики
1.1 Понятие «теневая экономика»
1.2 Формы теневой экономики
1.3 Структура теневой экономики
1.4 Причины теневой экономики
1.5 Причины роста теневого сектора в России
2. Оценка масштабов и роли теневой экономики
2.1 Методы оценки теневой экономики
2.2 Масштабы теневого сектора в России
2.3 За и против существования теневой экономики
2.4 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
2.5 Экспроприировать или легализовывать теневой капитал?
Заключение
Список литературы
Приложение А Масштабы теневой экономики в СССР
Приложение Б Доля теневого сектора по данным Госкомстата РФ за 1999 г.
Приложение В Ущерб от теневой деятельности по данным ФСНП за 2000 г.
Формально-правовой метод оценки масштабов теневой экономики состоит в выделении в качестве ее ключевого критерия отношения к нормативной правовой системе регулирования. Конкретными критериями оценки в этом случае выступают:
1) уклонение от официальной или государственной регистрации, что ведет к колоссальным недоимкам бюджета;
2) уклонение от государственного контроля, нелегальные или полулегальные схемы ухода от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и отчетности;
3) противоправный характер деятельности, которая подпадает под определение незаконной либо преступной.
Основной недостаток формально-правового подхода состоит в том, что получаемые с его помощью оценки носят только качественный характер.
Аналоговый метод оценки объема теневой экономики состоит в использовании оценок по другим странам, которые могут считаться репрезентативными аналогами для России по уровню развития, степени прозрачности бизнеса, отраслевой структуре экономики и т.д. Недостатком этого метода является возможность аргументированной критики процедуры выбора страны-аналога. Данный метод может рассматриваться как дополнительный, применяемый в совокупности с другими методами оценки масштабов теневой экономики.
В мире широко распространен метод технологических коэффициентов - способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозками грузов транспортом и других показателей, поддающихся учету, для сравнения полученных данных с официальными данными. Необходимыми условиями применения этого метода являются развитые рыночные отношения и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены регулируются и не отражают реальной стоимости электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства. Это относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод неприменим.
Оценка теневой экономики по показателю занятости (методика итальянского института статистики) основана на обследовании затрат рабочей силы и сопоставлении данных о рабочих местах, полученных статистиками (переписи и обследования), с данными юридических и налоговых служб, а также органов социального обеспечения; затем производится пересчет количества занятых в эквивалент полной занятости и по доле незанятых и показателю производительности труда занятых определяется величина объема производства в нелегальном секторе экономики.
В России действует постановление Госкомстата России об утверждении "Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики" от 31.01.98 № 7, на основе которых ведется оценка ее объема. Специалисты отмечают следующие недостатки этой методики:
1. Госкомстат России изучает только часть теневой экономики, не измеряя объем противоправных операций, перераспределяющих созданное национальное богатство.
2. Не оцениваются отраслевой уровень теневой экономики и масштабность тех или иных теневых явлений (например, при бартерных операциях).
3. Почти во всех методиках ключевым моментом является экспертная оценка на базе оценок по регионам, однако качество региональной экспертизы различно.
4. Госкомстат опирается на информацию, за достоверность которой никто не несет ответственности и которая является изначально неполной для расчета по данной методике.
Таким образом, в условиях недостаточной разработанности теории теневой экономики для оценки ее масштабов целесообразно использовать комплекс различных методов.
Метод расхождений основан на сопоставлении различных показателей. Его разновидностями являются: 1) сравнение доходов, измеренных разными способами; 2) сравнение зарегистрированных доходов и расходов; 3) альтернативные оценки; 4) метод товарных потоков[22].
Покажем на примере метода расхождений, как предварительно оценивается теневой сектор в России.
1. Сравнение доходов и расходов. Впервые в РФ был применен в 1996 г., когда был осуществлен расчет всех счетов сектора домашних хозяйств. В результате оказалось, что доходов значительно меньше, чем расходов, причем расчеты, выполненные на более ранний период, показали, что размер скрытой оплаты труда постоянно растет: если в 1993 г. его величина составляла около 5% от ВВП, то в 1996 г. - около 11 % ВВП. В 2001 г. доля скрытой оплаты труда, согласно официальной статистике, составила 11,1% ВВП и около 25% всей оплаты наемного труда, и, если исходить из того, что в среднем за 1995 - 2001 гг. доля заработной платы в ВВП составляет около 45%, то оценка величины теневого сектора в 1996 - 2001 гг. - около 25% ВВП.
2. Общее падение ВВП за 1992 - 1997 гг. превысило 50%, а уровень энергопотребления сократился только на 25%, что позволяет предположить существование неучтенного производства размером не менее трети ВВП.
3. Многие исследователи заметили огромный разрыв между данными Госкомстата России о валовом накоплении основного капитала и отчетами предприятий об инвестициях в основной капитал, указывая ежегодную цифру за период в $40 млрд. Официальная статистическая отчетность дает меньший разрыв по этому показателю: от примерно 70 млрд. деноминированных рублей в 1995 -1998 гг. до 10 млрд. руб. в 2001 г. Тем не менее эти чрезвычайно значительные деньги, без сомнений, ушли в «тень».
4. Банковские процентные ставки значительно (а в 1994 - 2000 гг. в несколько раз) превосходят показатели рентабельности, представляемые предприятиями в официальных отчетах.
5. Денежные суррогаты (в первую очередь векселя) нередко сразу после выпуска котируются по 50 - 70% от номинала, предоставляя огромные возможности для скрытых финансовых комбинаций[23].
Интересна методика Госкомстата России определения объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда с учетом теневой экономики.
На первом этапе определяется оценочный объем подрядных работ на базе инвестиционных ресурсов. Здесь на федеральном уровне наряду с собственной статистикой Госкомстата России, данных таможенной статистики и межотраслевого баланса используются данные налоговых органов для расчета неформального сектора промышленности строительных материалов.
На втором этапе формируется объем подрядных работ по крупным, средним и малым предприятиям путем суммирования данных государственного статистического наблюдения.
На третьем этапе определяется объем скрытого строительства как разница результатов первого и второго этапов.
Затем величина скрытой деятельности распределяется по регионам пропорционально размерам занижения данных о выполненном объеме строительно-монтажных работ в отчетности подрядных организаций над аналогичными данными в отчетности заказчика.
Таким образом, региональный показатель уровня теневого сектора в строительстве не зависит от региональной статистики Госналогслужбы и вполне подходит как ориентир в контрольной деятельности налоговых органов. Думается, такого рода ориентиры нужно определять для каждой отрасли.
Важный компонент исследования теневой экономики — методы сбора и анализа информации. При работе с методическими указаниями следует отметить, что Госкомстатом России был задействован широкий спектр традиционных статистических методов.
Следует также остановиться на интересном подходе к региональному анализу теневой экономики, развиваемому специалистами Международного фонда экономических и социальных реформ на базе собственной геоинформационной системы.
Суть этого подхода в манипулировании компьютерными картами, раскрашенными в соответствии с динамикой изменения исследуемых показателей. Например, вычитание картографических образов позволяет разместить на краях цветовой гаммы регионы с наибольшим рассогласованием темпов роста доходов и расходов или производства и потребления. Затем с помощью корреляционного анализа можно подобрать косвенные признаки для диагностики прироста «теневого» сектора.
Так, по динамике площади землеотвода можно судить о неучтенном промышленном и индивидуальном жилищном строительстве; по динамике так называемых «прочих» вырубок — о неучтенном коттеджном и дачном строительстве в пригородных районах; по динамике государственных пошлин нотариальных контор — об объемах сделок с недвижимостью и автомобилями; а по страховым выплатам при пожаре — о реальном благосостоянии населения[24].
Факты прежде всего таковы, что теневой экономический сектор наличествует в любой стране, господствует ли в ней рыночная, переходная к рыночной или даже чисто административная экономика. Так, в СССР всегда были «теневики» (как их ещё нередко называли, «цеховики»). Согласно расчетам специалистов «времен застоя», ежегодные теневые доходы в период с 1975 – 1989 гг. достигали десятков миллиардов рублей и составляли приличный «приварок» ‑ от 15 до 25% к общесоюзному фонду оплаты труда.
В советский период почти любое производство товаров и услуг ради частного обогащения официально считалось преступлением. Масштабы же собственно преступной деятельности в условиях полного контроля государства за финансовыми потоками были весьма невелики.
Удельный вес теневой экономики в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3—4% ВВП — ниже, чем в развитых странах с рыночным хозяйством. В то время к числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); выпуск неучтенной продукции и поставки ее помимо плановых заданий; валютные операции; оказание за плату услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений.
В 70-х — начале 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, без которого официальная экономика уже не могла нормально работать[25].
Подтверждением этому может служить таблица в Приложении А, в которой показаны масштабы теневой экономики в СССР начала 60-х – конца 80-х гг.
Переход к рынку сопровождался взрывным ростом теневой экономики. Рост теневой экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. перекрыл сокращение ее легальной части. Теневой и легальный виды деятельности настолько переплелись, что их почти невозможно отличить друг от друга[26].
Интересны следующие факты:
В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в «большую шестерку» стран с самой развитой теневой экономикой (1-е место - Нигерия: 77% ВВП за счет повсеместного распространения операций финансового мошенничества; 2-е место - Таиланд: 69% ВВП, проституция, наркотики; 3-е место - Египет: 60% ВВП, неуплата налогов от доходов турбизнеса).
О грандиозных масштабах теневой экономики в России свидетельствует тот факт, что на выездной расширенной коллегии МВД в Хабаровске с участием представителей СВР и ФСБ в апреле 2003 г. обсуждались меры по декриминализации ресурсных отраслей экономики. Глава МВД Б. В. Грызлов отметил, что приоритетным направлением станет рыбная отрасль, в которой теневой оборот рыбопродукции приносит прибыли примерно столько же, сколько торговля наркотиками!
Даже в условиях экономического кризиса теневая экономика в России не утратила устойчивой тенденции к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 г. темп ее прироста составил 5,4 % в год, в то время как ВВП увеличился лишь на 1,8 %[27].
Средства российской «теневой» экономики, по некоторым оценкам, составляют более 60 млрд. дол. США и в пределах возможной легализации могли бы служить источником инвестиционных финансовых ресурсов. Причем значительная часть этой экономики не попадает в статистические данные и не находит отражения в публикуемых показателях размера ВВП и показателях, отражающих итоги хозяйственной деятельности отраслей и регионов[28].
По данным МВД Российской Федерации, в 1990-1991 гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. доля теневой экономики по отношению к ВВП составила 27%, в 1994 г. - 39, в 1995 г. - 46, в 1999 г. - 40-50%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек.
Значительно меньшую оценку дает Госкомстат России. Так, по данным Госкомстата России, в 1992-1994 гг. доля теневой экономики в ВВП составила примерно 9-10 %, в 1995 г. - 20, в 1996 г. - 23, в 1999г. - 22-25 %[29].
Соответствующий отраслевой разрез на 1996 г. показан на рисунке 2.
Рисунок 2 - Доля теневого сектора в экономике России в 1996г.[30]
Из приведенных данных следует, что нерегистрируемая деятельность по удельному весу наиболее значительна в торговой сфере (63%), причем прежде всего в торговле на продуктовых и товарных рынках, а также непосредственно на улицах. Главные герои здесь — «челноки» (или, как их еще называют в народе, «шопники»).
«Челночный» импорт, объемы которого доходят до 10 млрд. долл. в год, в 1995 г., согласно официальным данным Госкомстата РФ, достигал 76% внутреннего товарооборота по одежде, 68 — по трикотажным изделиям, 61% — по обуви.
Очень велик (в масштабах отрасли — до 60%) и досчет по индивидуальным услугам, оказываемым населению.
А вот некоторые другие официальные данные. Нелегальные доходы в 1996 г. оцениваются в 170 трлн. руб., что составляет около половины учтенных Госкомстатом РФ теневых оборотов.)